Воспитание учащихся на примере семьи Кравковых – одной из ярчайших научных династий Рязанского края первой половины ХХ века.
Воспитание учащихся на примере семьи Кравковых – одной из ярчайших научных династий Рязанского края первой половины ХХ века.
В новом проекте «Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2015 года» от 13 января 2015 года указана определяющая роль семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами. Даны основные направления развития воспитания, в том числе развитие социальных институтов воспитания. Одной из задач Стратегии является обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности.
Поддержка семейного воспитания:
- содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
- повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства многодетности;
- сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно – нравственных ценностей. С учётом роли традиционных религий России;
- популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях. В том числе многодетных и приёмных;
- содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей. Возрождению традиционной значимости больших многопоколенных семей;
- содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций;
-расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
- поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни. Усилению роли отца в семейном воспитании;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого – педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Не подлежит сомнению тот факт, что характер, взгляды и основы мировоззрения человека формируются в детские годы, в родительской семье и её ближайшем окружении. Семья – это место, которое поистине может и должно быть определяющим в жизни человека. Это общее понятие той среды, в которой человек растёт. Здесь он развивается, здесь получает настоящую поддержку.
Примечательно, но факт: в словаре традиционной русской педагогики понятие развитие попросту отсутствовало. Наши предки и их прадеды, обозначая те задачи, которые возлагались на семью, пользовались термином – воспитание. Именно этим занимались родители – воспитывали своих детей. А потому нам, чья жизнь да и сама цивилизация скорее близка к развитию, чем к восстановлению питания души, очень важно знать, что было до нас, на чём строится наше педагогическое наследие.
Издревле на Руси именно семья занималась воспитанием детей. ВОС – ПИТАНИЕ – восстановление питания души. Вот какой смысл вкладывали в это понятие наши предки. Какое же питание восстанавливали они для своих детей, о чём радели ежедневно? Какое питание души необходимо вернуть сегодня в жизнь наших детей, чтобы выросли они полноценными людьми?
Я считаю, необходимо восстановить неразрывную связь с опытом предыдущих поколений людей, который способствует жизнеспособности и процветанию рода. Ведь в каждой семье были и есть свои традиции, свои духовные ценности, которые формировались веками, и передавались от отцов к детям. Именно они необходимы ребёнку, чтобы вырос он хорошим человеком, рачительным хозяином или хозяйкой, добрым отцом или матерью. И в свою очередь смог воспитать своих детей так, чтобы за них не было стыдно.
В процессе воспитания учащихся нашей школы, да и своих собственных детей, мы часто мы обращаемся за примером к семье Кравковых, одной из ярчайших научных династий Рязанского края первой половины ХХ века. Семья Кравковых жила в здании нашей школы, в то время Управление Рязанского Губернского воинского начальника, с 1856 по 1875 годы.
Отец большого семейства (9 человек детей: 6 сыновей, 3 дочери) Павел Алексеевич Кравков, служил военным писарем в этом здании. Семье писаря выделили квартиру во флигеле, пристроенному к этому дому со двора.
Мать, Авдотья Ивановна Кравкова, полуграмотная, бывшая крепостная крестьянка, в детстве пасла гусей, а потом была взята в барский дом горничной. Там она от хозяев впервые услышала стихи Пушкина, которые остались у неё в памяти на всю жизнь, да и классическая музыка, звучавшая по вечерам в барском доме, волновала её сердце. Разве могла тогда подумать полуграмотная горничная, что её дочь Софья, закончит Московскую консерваторию, а шестеро сыновей – Московский и Петербургский университеты; трое из них: Василий, Николай и Сергей станут всемирно известными учёными, прославившие своих родителей, семью, малую Родину и Отчизну великими достижениями в науке и медицине.
В 17 лет Авдотья была отдана замуж за Павла Алексеевича Кравкова, бедного унтер – офицера.
Павел Алексеевич, пользовавшийся непререкаемым авторитетом в семье, был трудолюбивым человеком, всегда добросовестно относился к своим служебным обязанностям. К этому он приучал и своих детей: ежедневно перед сном семья собиралась за самоваром, где сыновья и дочери отчитывались перед отцом за результаты порученных дел, а затем каждый получал награду – кусочек сахара вместе с новым заданием на следующий день. Тот кто не справлялся, объяснял причину неудачи, а иногда получал наказание - лишался куска сахара. Павел Алексеевич (по воспоминаниям сыновей) вёл семейную «книгу памяти», куда записывал хорошие поступки своих детей, а по праздникам зачитывал записи собравшимся за столом. Семья только тогда приступала к трапезе, когда глава семьи брал ложку и разрешал начинать есть. Авторитет отца прослеживался во всём.
Павел Алексеевич учил детей столярному делу, часто брал их на охоту, рыбалку, учил обращаться с ружьём, вместе с мальчишками гонял голубей. Все ремонтные работы по дому возлагались целиком на старших сыновей. Отец неплохо играл на гитаре, любил петь, и все дети освоили этот инструмент. Почти каждый день в доме звучали романсы или народные песни в семейном хоровом исполнении.
Авдотья Ивановна была доброй и очень чуткой женщиной. Образование получить ей не удалось – она едва умела по печатному подписать свою фамилию. Несмотря на это, всей душой стремилась к культуре и смогла передать эту страсть своим детям. Они обожали мать, любили её задушевные русские песни. Из уст Авдотьи Ивановны дети впервые услышали стихи А.С.Пушкина и А.В.Кольцова, которые она выучила ещё в юности в барской усадьбе Кавелиных.
Дни рождения детей Авдотья Ивановна старалась отметить как – то особенно. Например, каждый год в день прилёта жаворонков – 8 марта, когда крестили Николая (будущего выдающегося естествоиспытателя, которому в этом году юбилей, 150 лет со дня рождения), - матушка пекла детям сдобные булочки в виде птиц. А имениннику, кроме того, ещё полагался подарок – маленькая жестяная коробочка леденцов.
В материальном отношении семье жилось тяжело. Недостаток чувствовался в самом необходимом: питании, одежде, обуви. На всех шестерых братьев имелось только одно пальто, которое они надевали по очереди. Павел Алексеевич не мог своим жалованьем обеспечить семью, и Авдотье Ивановне приходилось прирабатывать стиркой белья. Дети видели, что мать была в постоянной заботе о доме, изнуряла себя тяжёлой работой, поэтому с детства помогали ей и, таким образом, привыкли к труду и взаимовыручке. Старшая сестра Елена ухаживала за младшими братьями и сёстрами. Похожая на матушку внешностью и характером, она посвятила всю свою жизнь заботе о семье.
Авдотья Ивановна была рукодельницей и передала своё умение дочерям. По вечерам женская часть семьи занималась вышивкой, вязанием, штопкой, шитьём. Особенно ладилось у девочек лоскутное шитьё.
На Пасху, традиционно, сестры дарили всем членам семьи носовые платки с вышитыми инициалами (вензелями).
По Воскресеньям братья Кравковы пели в церковном хоре, за что им платили по пятаку, а после традиционного воскресного пирога бежали на Ямскую заставу (ныне Театральную площадь) и до наступления темноты крутили карусель, чтобы заработать ещё 20 копеек.
Дети в семье Кравковых были очень дружные, никогда не ссорились, помогали друг другу в трудную минуту, как их наставляли отец и мать. Они всегда делились последним, ухаживали друг за другом, младшие уважали, слушались старших братьев и сестёр, любили и ценили родителей.
Дети подрастали. Дать им гимназическое образование родители и не мечтали. Но помог случай, который предрешил судьбу сыновей. К Павлу Алексеевичу поступил для исправления один студент, которого Кравков попросил обучить старшего сына Алексея. Студент заметил у мальчика большие способности и посоветовал Кравкову определить сына в Рязанскую Первую мужскую гимназию (ныне здание Политехнического института). Так была определена участь Алёши, а за ним по традиции поступали в гимназию и остальные братья Кравковы. А дочери учились в Мариинской женской гимназии ( ныне здание Педагогического колледжа).
Тяжело было родителям содержать большую семью. За учёбу в гимназии приходилось платить по 20 рублей в год за каждого. Что же оставалось на жизнь, если отец семейства Павел Алексеевич, к тому времени отставной унтер – офицер, получал пенсию всего 100 рублей в год. Братья старались помочь родителям материально и с разрешения директора гимназии занимались репетиторством за оплату с отстающими учениками. Такое право мог получить только хорошо успевающий гимназист. Не смотря на трудности, недоедание братья учились очень хорошо и успешно, один за другим заканчивали гимназию с медалями и без вступительных экзаменов поступали в университеты Москвы и Петербурга.
Гимназия дала детям Кравковых не только фундаментальные знания, но и любовь к прекрасному: музыке и искусству. Софья училась игре на фортепьяно и окончила консерваторию. Мальчики пели в организованном в гимназии хоре, выступали с концертами в Дворянском собрании, светских обществах, а также на благотворительных вечерах в пользу Общества помощи бедным ученикам гимназии. Нелегко было отцу, тяжело пришлось матери, но их мечта сбылась – все мальчики получили гимназическое образование, и перед любимыми сыновьями открылась широкая дорога в новую жизнь, в науку, на благо человечества.
Из поколения в поколение в семье Кравковых передавались единые «кравковские» черты характера: трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость. Природный талант мог угаснуть, если бы не трудолюбие, привитое братьям Кравковым в родительском доме. У Кравковых было заведено: старшие помогали во всём младшим. Особую роль сыграл Василий, который пользовался большим авторитетом и являлся своеобразным стержнем семьи, сплачивая и воспитывая чувство локтя у братьев.
Став взрослыми и вылетев из родного гнезда, братья сохранили связывавшие их эмоциональные и интеллектуальные узы. Они часто общались друг с другом в Санкт – Петербурге и Москве, использовали любую возможность, чтобы чаще наведываться на малую родину – в Рязань.
На долю братьев выпали трудные времена: Русско – Японская война, Первая мировая война, Гражданская война, две революции, которые перевернули весь уклад российской жизни. Кравковы пережили голод, холод, разруху в стране, однако ни у одного из них не возникло и мысли о возможности покинуть свою Родину.
Природное дарование, настойчивость, трудолюбие – эти лучшие качества переняли от отцов их дети, второе поколение семьи Кравковых. Что их объединяло? Такие разные люди в такие разные времена! И вместе с тем их связывало что – то общее, родственное.
Сергей Николаевич, Сергей Васильевич и Максимилиан Алексеевич стали, как и их отцы, знаменитыми естествоиспытателями, хотя и реализовали свои таланты в разных профессиональных сферах.
Все они были разными по характеру, но в них во всех проявился главный «кравковский» талант – умение быть смелыми, целеустремлёнными исследователями окружающего мира, перейти в нужной точке границы известного, добыть требуемый результат, сделать основательные аналитические выводы.
Именно такие рыцари науки и являются подлинной гордостью своей большой и малой родины, которых воспитала в первую очередь семья, семейный уклад, традиции и огромная любовь родителей.