логопедическая служба в МКОУ СОШ №2 пос. им. К.Либкнехта
Задачи логопедической службы
Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, а деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Логопедический пункт при общеобразовательной школе организуется для оказания помощи детям с нарушениями устной и письменной форм речи.
Основными задачами учителя-логопеда являются:
Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
Предупреждение и профилактика речевых нарушений;
Пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся.
В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы.
Основными целями специальных коррекционных логопедических занятий являются:
Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры.
Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.
Формирование лексико-грамматического строя речи.
Совершенствование связной речи.
Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.
Основной формой организации логопедических занятий являются групповые занятия. Задачи групповых занятий:
Обучение умению планировать и анализировать свои высказывания. Сопоставление слова и предложения как речевых единиц. Определение количества и последовательности слов в предложении, составление схем предложений.
Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, упражнение в грамматически правильном построении предложений. Наблюдение за интонацией, соотнесение с правилом обозначения границ предложений на письме.
Формирование полноценного представления о звуковом и слоговом составе слова на базе развития фонематических процессов, звукового и слогового анализов.
Количественное и качественное обогащение активного и пассивного словаря учащихся при системном морфемном анализе и синтезе слов, наблюдая явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем.
Предупреждение и преодоление явлений дизорфографии.
Коррекция речи ведется и на индивидуальных занятиях, задачами которых являются:
Развитие артикуляционной моторики: учить принимать артикуляционные позиции, обеспечивающие правильный акустический эффект; развивать переключаемость артикуляционных укладов в зависимости от их сочетаемости с другими звуками.
Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков.
Формирование фонематического восприятия. Учить детей отличать правильное звучание от искаженного, развивать способность к дифференциации оппозиционных звуков.
Совершенствовать самоконтроль за звучанием своей речи.