Техноэтикет или сетевой этикет
Техноэтикет или Сетевой этикет.
(Беседа)
Цель: познакомиться с основными правилами сетевого этикета.
Задачи:
- расширить представление о современном этикете;
- сформировать первоначальные представления о техноэтикете;
- сформировать основы коммуникативной грамотности, чувство ответственности за свое поведение;
- воспитывать навыки правильного общения в сети Internet.
Как часто вы слышите: "Так вести себя нельзя, ты поступил неправильно, и т.д.?"
Как часто вы задавались вопросом: "Почему нужно вести себя так, а не иначе?"
"Кто выдумал эти правила?"
С раннего детства, дома, в детском саду, школе, техникуме, институте, университете, вас приучали следовать определенным нормам и правилам поведения. Они существовали с древнейших времён. Правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем - это этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись). Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды.
А вы знаете какой бывает этикет?
Этикет можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно.
Почему? Как вы думаете?
Правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.
А что вы знаете о сетевом этикете?
В сети Интернет существует неформальный кодекс поведения, регулирующий общение пользователей друг с другом и называемый сетевой этикет (netiquette — от слияния англ. слов net — сеть и etiquette — этикет). Сетевой этикет — это некоторое количество базовых правил поведения в сети. Эти правила время от времени подвергаются изменениям, потому что что-то устаревает и теряет свою актуальность в связи с развитием технологий Интернет, а что-то добавляется новое.
Понятие «сетевой этикет» появилось с появлением первой сетевой услуги – электронной почты. Важно соблюдать правила сетевого этикета для того, чтобы не попасть в неприятное положение или не нарушить правовые нормы, для того, чтобы не доставить неприятности партнерам по общению в Интернете.
А вы попадали в неприятные ситуации в Интернете? Какие?
Работа в глобальных электронных сетях богата подводными камнями общения ничуть не менее, чем реальная (невиртуальная ) жизнь; сетевая жизнь в этом отношении даже коварней, поскольку, когда мы используем компьютерную связь, перед нами нет лица собеседника, есть только экран монитора. Нет эмоций , нет мимики, жестов – одни слова, текст, только что набранный на клавиатуре. В этой ситуации важно не забыть, и соблюдать Основные правила поведения в сети Интернет.
Давайте познакомимся с ними.
Этикет для электронной почты.
1. Хорошим тоном считается указание темы письма.
2. Принято при ответе на письма указывать в поле темы Re: исходная тема, или настроить почтовую программу так, чтобы эта пометка автоматически появлялась.
3. При цитировании выделяйте фразу знаками <xxxx> и отделяйте от ваших слов строкой.
4. Выделенный БОЛЬШИМИ БУКВАМИ текст считается несдержанным выражением, криком, давлением на собеседника.
5. Принято подписывать официальные письма, сообщая о себе должность, ФИО, уведомлять о полномочиях, представительстве.
6. Вежливо и грамотно писать.
7. Отправляя вложенные файлы, потрудитесь узнать сможет ли абонент получить их.
8. Можно использовать в личной переписке смайлики:
:-) :) - улыбка,
:-( :( - огорчение,
;-) - ирония,
также используются другие смайлики.
А какие смайлики используете вы?
Помните, в деловой переписке смайлики неуместны.
Этикет для общения в чате, форуме, телеконференции.
1. Правила хорошего тона предполагают знакомство – регистрацию.
2. Выбирайте псевдоним (ник) не шокирующий чувства других собеседников.
3. Обращаясь конкретно к кому-либо, пишите в начале строки ник.
4. Текст БОЛЬШИМИ БУКВАМИ также чаще всего не приемлем.
5. Не забывайте поздороваться и попрощаться.
6. Не употребляйте грубых слов и выражений в тексте.
Правила общения в сети
При работе в Сети, прежде всего, не следует делать того, что не поощряется в любом цивилизованном обществе, а именно: оскорблять людей, ругаться матом, подбрасывать анонимные письма, воровать, умышленно пытаться что-то взломать и т.д.
1. Помните, что Вы говорите с человеком.
2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
3. Помните, где Вы находитесь в киберпространстве.
4. Уважайте время и возможности других.
5. Сохраняйте лицо.
6. Помогайте другим там, где Вы это можете делать.
7. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.
8. Уважайте право на частную переписку.
9. Не злоупотребляйте своими возможностями.
10. Учитесь прощать другим их ошибки.
Дополнительные правила
Закрывайте сомнительные всплывающие окна.
Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке.
Остерегайтесь мошенничества.
В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение. Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете.
Контролируйте работу за компьютером.
Неограниченное использование компьютера может привести к физическим (глазным, гиподинамия, остеохондроз) и психологическим заболеваниям (Интернет – зависимость).
Тот кто знает и умеет применять правила сетевого этикета, будет не только выглядеть воспитанным человеком в Интернете, но и будет защищен от возможных неприятностей.
Теперь давайте полученные знания закрепим на практике. Пообщайтесь в чате локальной сети класса и обменяйтесь электронными письмами.
Какие правила, вы бы еще добавили?
Есть ли у вас вопросы? Поделитесь полученной информацией со своими друзьями, знакомыми и близкими.
Спасибо за внимание! Соблюдайте сетевой этикет!