Программа патриотического воспитания школьников на 2014-2016гг
Муниципальное образовательное учреждение
Выровская средняя общеобразовательная школа
Программа патриотического воспитания школьников на 2014-2016 гг.
Автор:
Преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ Выровской СОШ ст.Выры
Майнского района
Кузьминова Светлана Владимировна
Ст. Выры, 2014
Содержание
Введение. 3
Содержание проблемы и необходимость её решения 4
программными методами
Цель и задачи Программы 6
Условия реализации Программы 8
Обновление содержания и форм патриотического воспитания 12
Ожидаемые результаты от реализации программы 14
Механизм реализации Программы 15
Мероприятия по реализации Программы. 16
Литература 20
Введение
Программа разработана в соответствии:
- с Законом РФ «Об образовании»;
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795);
- Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”:
- с Уставом и нормативной базой общеобразовательной организации Выровской СОШ.
В Программе отражены основные цели, задачи, направления, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания обучающихся, а также условия, средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в общеобразовательной организации Выровской СОШ на период с 2014 по 2016 годы.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.
Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
П. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами
Необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Последнее десятилетие XX века активно разрушался фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушались ориентиры, на которые нацеливалась молодежь. Новое поколение вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. Утратило свое истинное значение слово «патриот», а слово «нравственность» часто произносится с иронией. И как неизбежный результат - растет наркомания, пьянство и детская преступность, каждый третий призывник не годен к службе по состоянию здоровья, а большинство подростков просто не хотят служить в армии, боятся ее, как чумы.
Проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Патриотизм - это зов наших предков. Многие века русские воины уходили на бранные поля постоять за Отечество - за землю отцов, за отчую честь. Под патриотизмом везде и всюду понимают любовь к своей Родине, не только к своему маленькому домику с забором, деревне, городу, а ко всей стране. Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира.
Как идея - это необходимое условие существования любого государства. В патриотизме народа - сила государства.
Сегодня жизненно важно возродить в школе, обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в школьнике граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Вся история нашей Родины - наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение и падение престижа военной и государственной службы. Снизилась роль самой армии в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
На сознание подрастающего поколения оказывает разрушающее воздействие пропаганда в средствах массовой информации чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.
Данной программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. В концепции программы система патриотического воспитания школьников действует при наличии:
- мотивированных к воспитанию педагогов;
- научно-методического обеспечения воспитательного процесса;
- финансово-материального обеспечения;
- организационно-педагогического обеспечения;
- правовых условий.
Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение качества патриотического воспитания в школе.
2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.
3. Формирование общечеловеческие нормы гражданской морали (доброты, взаимопонимания, милосердия и терпимости по отношению к людям), культуры общения.
4. Развитие гражданской ответственности к общечеловеческим ценностям (сохранение окружающей среды, природы, духовных и материальных ценностей своего народа).
5. Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и учреждениями культуры по вопросам патриотического воспитания.
6. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.
Программа определяет основные направления развития системы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать у учащихся патриотизм. Она охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школы, разнообразные виды деятельности.
Патриотизм это чувство Родины, отражающее отношение подростка (субъекта) к Родине (объекту), ориентация на служение ее интересам, выражающиеся в уважении к истории, традициям, ценностям культуры, в участии в социально-значимой деятельности.
Когнитивный компонент патриотической воспитанности подростка демонстрирует наличие знаний истории и традиций народа, государственной символики, правил ее применения, понимании сущности патриотизма.
Эмоционально-мотивационный компонент раскрывает характер отношения к Родине и мотивы патриотического поведения, обуславливающие проявление действенного патриотизма.
Деятельностный компонент заключается в участи подростка в социально-значимой деятельности.
Сформулированная цель Программы предполагает воспитание учащихся-патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу, а также формирование духовно-нравственных ценностей и потребностей.
Условия реализации Программы
Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:
1. В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
2. Функционирует система внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования;
3. Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
4.Развивается музейная работа;
5. Активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся;
6. Развивается школьное ученическое самоуправление;
7. Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.
8.Развивается социальное партнерство, сотрудничество с общественными организациями, родительским сообществом.
Патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.
В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.
Курс «Окружающий мир», внеурочная деятельность духовно-нравственного, общекультурного, общеинтеллектуального, спортивно-оздоровительного, социального направлений; спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Обществознание», «Литература», «История», «Краеведение». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих, социальных проектов, школьного музея.
Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.
На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курса обществознания, права, экономики позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.)
Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Опыт работы показывает, что содержание и формы патриотического воспитания обновляются путём системной деятельности по ряду взаимосвязанных направлений.
Основные направления Программы:
1. Духовно-нравственное.
2. Культурно-историческое.
3. Гражданско-правовое.
4. Военно-патриотическое.
Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:
- повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
- раскрыть понимание истинного значения интернационализма;
- не получить широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;
- повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.
Этапы реализации Программы
Базовый этап: 2014 г. - начало преобразований
Основной этап: 2015 г.
Завершающий этап – 2016 г.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.
Духовно-нравственные параметры:
- повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся;
- повышение интереса к историческому прошлому города, области, страны;
- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;
- проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества.
Индикаторы для оценки хода реализации программы:
- участие в работе школьного музея;
- количество выставок патриотической направленности;
- проведение военно-спортивных игр;
- вовлечение учащихся в работу клубов, кружков патриотической направленности;
- проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, встреч.
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Выровской СОШ
Обновление содержания и форм патриотического воспитания
1. Обновление содержания и форм патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.
Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание у активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Культурно историческое направление, предполагающее:
воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;
вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических
памятников боевой и трудовой славы;
формирование чувства национальной гордости, национального самосознания,
способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;
формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
развитие реально действующего школьного самоуправления.
Военно - патриотическое, включающее в себя:
изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
2. Основные направления научно-методического обеспечения патриотического воспитания включает в себя:
разработку комплекса учебных и специальных программ и методик по организации патриотического воспитания;
обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания; формирование комплектов литературы патриотической направленности для библиотеки школы;
проведение «круглого стола» с приглашением ветеранов войны, воинской службы и труда по проблемам методологии патриотического воспитания учащихся.
3. Военно-профессиональная ориентация и подготовка к военной службе учащихся.
Осуществляется по следующим направлениям:
встречи старшеклассников с офицерами военкоматов по вопросам ориентации на приобретение воинских профессий; ознакомление с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих;
получение начальных знаний по основам военной службы;
формирование у учащихся готовности к действиям в экстремальных условиях природного, техногенного и социального характера;
практическая подготовка военной, военно-технической и военно-спортивной направленности (учебно-полевые сборы на базе воинских частей, военно-спортивные игры, спартакиады, секции по военно-прикладным видам спорта).
Ожидаемые результаты от реализации программы
Реализация Программы призвана способствовать:
развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России и родного города;
воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.
Количественными результатами реализации Программы должны стать доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 50%.
Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.
Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.
Разработка исследовательско - поисковых работ учащихся.
Механизм реализации Программы
Данная Программа реализуется педагогическим коллективом Выровской СОШ. Исполнители Программы несут ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий.
Координатором Программы является администрация Выровской СОШ.
Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива в целях обеспечения роста патриотизма у учащихся и создание благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся.
Администрация школы осуществляет координацию процесса патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяя все усилия в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе.
Мероприятия по реализации Программы.
№п/п
Наименование мероприятий
Сроки реализации
Исполнитель
Духовно-нравственное направление
1.
При проведении занятий по предметам гуманитарного цикла уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию уч-ся
2014-2016
Зам.дир.по УВР
2.
Организация и проведение мероприятий, посвященных «красным дням календаря»
2014-2016
Зам.дир.по ВР
3
Продолжить работу лектория по темам:
-духовно-нравственное воспитание личности;
- здоровый образ жизни.
ежегодно
Зам.дир.по ВР
4
Организация и проведение тренингов и деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремленность, предприимчивость
ежегодно
Классный руководитель
5.
Продолжить работу по формированию у учащихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (лекторий «Психология семейных отношений», День семьи, тематические вечера, классные часы)
2014-2016
Зам.дир.по ВР
Классные
руководители
Культурно-историческое направление
1.
Преподавание курса «Историческое краеведение»
2014-2016
Зам.дир.по УВР
2.
Продолжить проведение культурно-краеведческих встреч «Моя малая Родина», Краеведческой поселенческой конференции, посвященной дню рождения Ульяновской области.
ежегодно
Зам.дир.по ВР Библиотекарь
Руководитель музея
3.
Продолжить работу по сбору материала в школьный музей
ежегодно
Руководитель музея
4.
Проведение конкурса стенгазет
«Отчизны верные сыны» о
героях Великой Отечественной
войны.
Проведение конкурса плакатов
«Дню Победы
посвящается...»
ежегодно
Зам.дир.по ВР,
Классные
руководители
5
Проведение научных конференций по темам: «Россия во Второй мировой войне».
Ежегодно
Учитель истории
6
Проведение конкурса рефератов «Наши знаменитые земляки»
2014-2016
Зам.дир.по ВР
Классные
руководители
7
«Вахта памяти» у памятника землякам, погибшим в боях за Отечество.
Ежегодно
Преподаватель-организатор ОБЖ
8
Участие в областных и районных акциях.
Ежегодно
Актив школы
9
Посещение музеев, мемориальных комплексов.
Ежегодно
Классные руководители
Гражданско-правовое направление
1.
Проведение месячника правовых знаний.
2014-2016
Зам.дир.по ВР
Учитель обществознания
Классные
руководители
2
Работа Школьной Федерации.
Ежегодно
Зам.дир.по ВР
Классные
руководители
Военно-патриотическое направление
1
Проведение «Уроков мужества» в дни воинской славы России с участием ветеранов Вооруженных Сил, Великой Отечественной войны, участников локальных военных конфликтов.
Ежегодно
Преподаватель-организатор ОБЖ
2
Организация книжных выставок «Военная история России»
2014-2016
Библиотекарь
3
Организация постоянных экскурсий в Музей имени И.С. Полбина, Краеведческий музей города Ульяновска, по местам боевой славы.
Ежегодно
Зам.дир.по ВР
Классные
руководители
4
Организация и проведение выставок детского рисунка «Есть такая профессия – Родину защищать».
Ежегодно
Учитель ИЗО
5
Организация постоянно действующего стенда «Дни воинской славы России»
Ежегодно
Преподаватель-организатор ОБЖ
6
Торжественное проведение мероприятий, посвященных Дню Победы и Дню защитника Отечества.
Ежегодно
Зам.дир.по ВР Преподаватель-организатор ОБЖ
7
Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных 70-летию Победы
2014-2016
Зам.дир.по ВР
Преподаватель-организатор ОБЖ
8
Проведение Месячника патриотического воспитания, Патриотического марафона.
2014-2016
Преподаватель-организатор ОБЖ
Научно-методическое обеспечение патриотического воспитания
1
Разработка программы патриотического воспитания учащихся на 2014-2016 г.г.
2014
Зам.дир.по ВР
2
Проведение социологического исследования по вопросам патриотического воспитания.
Ежегодно
Зам.дир.по ВР
3
Обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания 2014-2016гг.
Ежегодно
Зам.дир.по ВР
4
Проведение «Круглого стола» с привлечением ветеранов войны, воинской службы по проблемам методологии патриотического воспитания учащихся
2014-2016
Зам.дир.по ВР, МО Классные руководители, Преподаватель-организатор ОБЖ
Военно-профессиональная ориентация подготовка юношей к военной службе
1
Организация встреч юношей 10-11 классов с офицерами военкоматов по вопросам приобретения воинских профессий.
Ежегодно
Преподаватель-организатор ОБЖ
2
Проведение учебных сборов для юношей
Ежегодно
Преподаватель-организатор ОБЖ
3
Организация и проведение военно-спортивной игры «Зарница»
Ежегодно
Преподаватель-организатор ОБЖ
4
Организация и проведение соревнований по пулевой стрельбе.
Ежегодно
Преподаватель-организатор ОБЖ
5
Систематическое проведение учений по ГО и ЧС.
2014-2016
Преподаватель-организатор ОБЖ
6
Участие в областных и районных соревнованиях военно - спортивной направленности.
2014-2016
Преподаватель-организатор ОБЖ
15