Метапредметный урок по технологии на тему Божественная мера красоты


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края

Метапредметный урок по технологии по теме:
« Божественная мера красоты»
Автор:
Котова Татьяна Гавриловна, учитель технологии
г. Вяземский, 2015 г.
Тема урока: Пропорции. Золотое сечение.
Метатема: Божественная мера красоты.
Метапредмет: Знания.
То что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий
Цели урока:
Предметная: формирование понятий об отношениях, пропорциях и их соразмерности определение соотношения частей (форм) между собой и с предметом в целом, проявления гармонии.
Методологическая: развитие научного и творческого мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных при определении гармоничности, стройной целостности изображаемого предмета.
Метапредметная: формирование представлений о гармоничности и красоты, как эстетической категории, обозначающей совершенство ,представлений гармоничного сочетания аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя наслаждение, понятия красоты и гармонии в человеке и одежде, как божественной меры красоты.
Планируемые результаты:
личностные:
умение понимать смысл поставленной цели выполнения работы, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию;
самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания;
умение работать в парах и микрогруппах;
умение принимать решения в проблемной ситуации;
умение овладеть художественными образцами, выразительными свойствами языка.
понимать представление о значении технологической науки как сфере человеческой деятельности.
Метапредметные:
умение выделять главное, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, применять индуктивные способы рассуждений, выдвигать гипотезы при решении учебных задач;
умение видеть прекрасное и гармоничное как средство художественного выражения объективно существующих соотношений в природе.
понимать понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты;
способность к интерпретации;
представление о технологии как средстве моделирования явлений окружающего мира и связи его с деятельностью человека.
предметные:
умение определять отношения в пропорциях;
умение применять отношения в пропорциях при создании гармоничного образа костюма;
умение применять приобретенные знания и умения при изучении смежных дисциплин.
Тип урока: метапредметный урок
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Ознакомление учащихся с темой и целями урока.
Сегодня на уроке мы изучаем две темы, первая тема- «Божественная мера красоты», а вторую тему вы определите сами по ходу урока.
Урок у нас сегодня необычный и мы его начнем с эпиграфа.
То что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий
3.Актуализация знаний.
Учитель: Что есть красота? Гармоничны ли изображения? В чем выражается гармония? (Учащимся предлагаются изображения для сравнения).

Ученики рассуждают.
Учитель: Сформулируйте понятия красоты и гармонии с философской точки зрения, используя дополнительные источники информации.
Ученики выполняют задание:
Красота - эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя наслаждение. Понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты.
Гармония - (по-гречески harmonia) образовано от слова harmozo – приводить в порядок.
Гармония - есть не только связь или только единство, а именно определенная форма взаи-мо- и мироотношения, так как она требует связи и отграничения, единства и разнообразия. Именно в этом смысле нужно понимать слова Гегеля о том, что «истиной» гармонии является различие, и различное есть сущность гармонии.
4.Освоение нового матермала.
Учитель: Есть такое понятие: гармоничный внешний образ. (Как вы думаете, что под ним подразумевается?Ученики рассуждают.
Учитель: Из того что вы сказали сделайте вывод.
Ученики делают вывод:
Гармоничный внешний образ:
стиль одежды
причёску
макияж
силуэт и пропорции костюма
рисунок и фактуру ткани
цветовую гамму
украшения и аксессуары
Гармоничный внешний образ — своеобразный “слоёный пирог”, а связывает все эти «слои» стилист.
Учитель: Работаем в группах - охарактеризовать профессию стилиста.
Ученики: Каждая группа защищает свой образ стилиста и приходят к общему мнению.
Профессия – стилист:
Специфика профессии:
Чтобы создать новый образ, стилист работает с лицом, прической и одеждой клиента. С одной стороны, это ремесло, где необходимы отработанные навыки, с другой - искусство, требующее полета фантазии, чувства гармонии и красоты.
Место работы:
В основном стилисты требуются салонам красоты, парикмахерским, фотостудиям, имидж-агентствам, SPA-клубам. Часто они требуются и на разнообразные проекты, шоу, выставки с участием моделей.
Личные качества:
Коммуникабельность
Креативность
Гибкость мышления
Организаторские способности
Ответственность
Развитая интуиция и аналитические способности
Карьера и зарплата:
Заработок стилиста во многом зависит от его специализации. Зарплата начинающего визажиста-стилиста на телевидении в среднем составляет $ 500-800. Стилист-модельер в имидж-агентствах может подыскать себе работу с окладом от $ 600. Парикмахер-стилист, создающий эксклюзивные прически, отвечающие последним тенденциям моды, при наличии опыта и клиентской базы зарабатывает от $ 1000.
Вывод:
Работа стилиста — согласовать все детали гардероба, сделанные разными людьми, подобрать, стилистически и композиционно объединить их в расчете на конкретного человека, учитывая тип его фигуры, черты лица, образ жизни, особенности характера, индивидуальные предпочтения, а также то, какие задачи призван решить создаваемый имидж.
Учитель: Что лежит в основе создания гармоничного образа костюма? Чтобы найти ответ на этот вопрос, выполните практическое задание по определению гармоничного образа в одежде и сделайте вывод с философской точки зрения.
Ученики выполняют практическую работу:
Гармоничный образ:

Опасные сочетания:

Ученики делают вывод с философской точки зрения:
Формирование гармоничного образа обозначает совершенство , гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя наслаждение, это понятие красоты и гармонии в человеке и одежде, как божественной меры красоты, в основе которой лежат пропорции.
Учитель:
Правильно, важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. В основе гармоничных пропорций лежат определённые математические соотношения. Это единственное средство, с помощью которого удаётся “измерить” красоту.
Вы знаете о пропорциях из математики, судя по тем задачам, которые вы там решаете, знать пропорции надо и в повседневной жизни. Нельзя сварить вкусное варенье, если нарушить пропорции сахара и ягод. Оно будет либо очень сладким, что вредно для здоровья, либо очень кислым, что приводит к его быстрой порче. Точно так же работает закон пропорций и в одежде.
По словам К. Шанель “Мода – это архитектура : главный вопрос в ней – вопрос пропорций.”Учитель: Послушаем информацию об истории пропорций, которую подготовили девочки.
Ученики:
Пропорция лежит в основе золотого сечения. Что же такое “золотое сечение”? Принято считать, что объекты, содержащие в себе “золотое сечение”, воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете — посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы произвели “золотое сечение”. О золотом сечении знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае.
Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона якобы свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. Архитектор Ле Корбюзье “нашёл”, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого сечения. Зодчий Хесира, изображённый на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого сечения. В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. Российский зодчий Жолтовский также использовал золотое сечение.
Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть “золотого сечения”. Евклид применил его, создавая свою геометрию, а Фидий — свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно “золотому сечению”. А Аристотель нашел соответствие “золотого сечения” этическому закону. Высшую гармонию “золотого сечения” будут проповедовать Леонардо да Винчи и Микеланджело, ведь красота и “золотое сечение” — это одно и то же. А христианские мистики будут рисовать на стенах своих монастырей пентаграммы “золотого сечения”, спасаясь от Дьявола. При этом ученые — от Пачоли до Эйнштейна — будут искать, но так и не найдут его точного значения.
Учитель: Подведем итог.
Пропорции — это соразмерность, определенное соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом, одно из проявлений гармонии, являются средством художественного выражения объективно существующих соотношений в природе. Пропорция лежит в основе золотого сечения.
Учитель: А что такое «золотое сечение» в пропорции? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим понятие пропорциональности. А для этого выполните практическую работу.
Готовое платье шьется на идеально сложенную фигуру, которой в реальной жизни похвастается далеко не каждый. Однако человек может подобрать одежду таким образом, чтобы выглядеть гармонично. Иллюзии, возникающие при использовании разных пропорций одежды, меняют представления о реальных размерах фигуры.
Задание: Определите пропорциональные отношения в одежде для высоких и невысоких фигур и сделайте вывод.

Ученики выполнили задание, их вывод:
Пропорциональность – это соотношение между размерами различных частей тела: соотношение длины ног и туловища, ширины грудной клетки и бедер, высота расположения груди. В теле человека тоже существуют математические соотношения между отдельными его частями.
Учитель:
Если принять за модуль, т. е. условную единицу, высоту головы, то в пропорциональной фигуре взрослого человека уместится восемь модулей: от макушки до подбородка; от подбородка до уровня груди; от груди до талии; от талии до линии паха; от линии паха до середины бедра; от середины бедра до колена; от колена до середины голени; от голени до пола.

Пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Даже небольшое изменение ширины плеч может полностью изменить впечатление от костюма. Поэтому соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями. Чтобы украшать человека, костюм должен быть ему соразмерен. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, деталей – все это влияет на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерность.
Учитель: Приведите примеры из практической работы по пропорциональным отношениям в одежде.
Ученики: Приводят примеры. Например: длинная верхняя часть позволяет подкорректировать короткий торс. Завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги. Пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюма равны, является не самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть. При завышенной талии фигура кажется зрительно выше, а при заниженной – приземистей.
Можно изменить представления об истинных объёмах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и тёмные цвета, а также различные линии кроя. На этом в основном и строится визуальная коррекция пропорций фигуры.
Учитель: По словам К.шанель: « Как известно, во всём нужна мера»
Посмотрите, насколько элегантно выглядят модели, представленные на слайде.

Ученики смотрят слайды.
И не стоит слишком усердствовать, стремясь к идеалу, иначе можно получить обратный эффект: всё крупное будет укрупнять, а всё мелкое — дробить и уменьшать. А теперь, закройте глаза и представьте себе женщину, одетую в костюм – жилет из мохера красного цвета, юбка в крупную клетку с накладными карманами; в дополнение — массивные серьги, большая сумка-баул и обувь на толстой платформе. Неправда ли, фигура смотрится чересчур громоздкой. Что бы вы предложили исправить?

Ученики:
Найти нужную длину – значит, определить правильные пропорции одежды. Пропорции – это не только отношение длины изделия к росту, но и длины юбки – к длине жакета, ширины рукава – к лифу и всему силуэту.
Учитель: Вашему вниманию предлагаются фигуры, определите какая из них является идеально-пропорциональной.

Ученики: Рассуждают и выбирают фигуру. Делают вывод: от того, где расположена линия талии,т.е. каковы пропорции индивидуальной фигуры ,и зависит внешний вид человека.
Учитель: Идеальной пропорцией для восприятия внешности считается соотношение верхней и нижней частей, как 3:5, что соответствует так называемому "золотому сечению". Пропорции строятся исходя из длины юбки, то есть сначала выбирается наиболее подходящая длина юбки, а затем по правилу золотого сечения рассчитывается длина жакета.
Учитель: Теперь вы можете назвать вторую тему урока.
Ученики: «Золотое сечение» в пропорции.
Учитель: Сформулируйте понятие «золотое сечение» в костюме с философской точки зрения, используя дополнительные источники информации.
Ученики: Золотое сечение - символ гармонии и стабильности нашего мира. Доказано, что человеческое тело является мерой Вселенной, и что абсолютно все во Вселенной может быть измерено и найдено в наших телах, энергетических полях и вокруг них.
5.Рефлексия.
Учитель: Каждая девочка, девушка, женщина должна прекрасно выглядеть. Чтобы научиться формировать гармоничный образ в одежде с идеальной пропорцией, соответствующей «золотому сечению», выполните практическую работу.
Практическая работа
Девочки делятся на 2 группы. Каждой группе даётся памятка правил пропорциональности.
Из имеющихся отрезов ткани предлагается создать любой образ, соблюдая правила пропорции. Девочки работают с манекенами . По истечении времени каждая группа защищает свой образ.
Учителем подводится итог практической работы.
Все живое и все красивое — все подчиняется божественному закону, имя которому — “золотое сечение.
6.Домашнее задание.
Учитель: Подобрать примеры гармоничного образа в одежде с идеальной пропорцией, соответствующей «золотому сечению».