ВНЕАУДИТОРНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 11» ГОРОДА БИЙСКА
ВНЕАУДИТОРНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 11» ГОРОДА БИЙСКА
Н.С. Карева
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 11»,г. Бийск
Внеаудиторная работа эколого-краеведческой направленности предоставляет много возможностей для познавательной деятельности учащихся, их экологического воспитания, творческого развития. Содержание внеаудиторной работы не ограничивается рамками рабочей программы; во многом оно определяется познавательными интересами школьников. Внеаудиторная работа должна быть разнообразной, разносторонней и не дублировать учебную деятельность.
В условиях модернизации современного образования остро встает задача усиления практической направленности экологического образования. Одним из способов решения данной задачи являются разнообразие направлений внеаудиторной работы:
1.Учебно-исследовательская работа учащихся.
Исследовательская работа основывается на методе проектов. Она развивает не только логическое мышление, но и образные представления о взаимосвязях общества и природы.
Тематика исследовательских работ разнообразна и по возможности связана с интересами учащихся гуманитарной или технической направленности.
Учащиеся химико-биологического профиля изучают морфологические и физиологические особенности живых организмов. Ученики социально-экономического и физико-математического профиля занимаются проектом по организации раздельного сбора отходов в г. Бийске как фактора устойчивого развития территории на примере ТСЖ «Коммунарский». В ходе реализации проекта стало наглядно видно его социально-экономическую целесообразность и экологическую значимость не только для города, но и региона в целом.
Для среднего звена школьников представляет интерес работа по рациональному природопользованию в быту, в ходе которой учащиеся на собственном опыте видят, что экономно расходовать природные ресурсы возможно каждому человеку.
Все работы были достойно оценены на конкурсах и конференциях различного уровня от школьного до международного.
2.Экологические акции
На протяжении последних лет учащиеся гимназии принимают активное участие в экологических акциях различного масштаба: городская экологическая акция «Родной реке – чистые берега»; всероссийская акция «Чистый берег»; международный субботник «Сделаем». Местами проведения экологических акций становятся берега реки Бии, городские парки.
Кроме того, особый интерес вызывает бессрочная акция по сбору отработанных батареек. Совместно с инициативной группой «Мусора.Больше.Нет» в гимназии установлен контейнер для использованных батареек и элементов питания. Очень важно с детского возраста прививать в людях ответственное отношение к природе, своему здоровью, последствиях нерационального природопользования. Поэтому параллельно со сбором опасных для окружающей среды отработанных батареек разрабатывается серия экоуроков по тематике раздельного сбора отходов, которые будут проведены в ближайшее время.
3.Внеклассные воспитательные мероприятия
Традиционно в гимназии, в рамках работы кафедры естественно-научных дисциплин, проводится много внеклассных мероприятий, посвященных разным тематическим датам. Например, КВН, посвященный Дню Земли (22 апреля); «Своя игра» в рамках международной акции «Час Земли»; конкурсы скворечников, созданные в преддверие Дня птиц и многие другие мероприятия. Также школьники оказывают помощь городскому приюту для животных.
4. Экскурсии
Одним из важных направлений по формированию экологической культуры школьников являются экскурсии. Особый интерес вызвал проект «Экологический трамвай в г. Бийске». Его суть предполагает с помощью экскурсии на трамвае изучение природы и хозяйства города, сущности охраны природных ландшафтов,анализ последствий антропогенного вмешательства в природную среду, выявление географических особенностей местности. Проект был разработан и реализован совместными усилиями отдела маркетинга МУП «Трамвайное управление», активистами инициативной группы «Мусора.Больше.Нет» и учителями гимназии.
В ходе реализации проекта проводилась агитация просветительного и экологического характера, экоэкскурсии для школьников. Все, что изучается, становится для ученика личностно значимым, повышается его интерес и уровень знаний. Поэтому привлекая школьников к таким экскурсиям, прежде всего, необходимо базироваться на их интересах, для этого все экскурсии подразумевают индивидуальный маршрут и тему.
Школьники в ходе экскурсии проезжают основные крупные предприятия-загрязнители окружающей среды Бийска, измененные деятельностью человека природные ландшафты.
Узнают о прошлом и настоящем хозяйственной деятельности в Бийске, его экологических проблемах, которые влечёт развитие промышленности и, конечно же, о реальных и возможных путях решения проблем. Особенно интересны для школьников предприятия промышленной зоны. Например, ТЭЦ, увидев своими глазами огромные горы угля, которые будут сожжены в будущем, высоко возвышающиеся трубы с валящим серым дымом, кажутся детям фантастическим ландшафтом умирающей планеты.
Формирование экологического сознания – одна из важнейших задач в становлении личности нового столетия. Сложно изменить образ мыслей взрослого человека из-за пережитков парадигм прошлого, типа «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача» [1]. Начинать изменения в сознании нужно именно с подрастающего поколения. Так после экскурсии школьники с большим энтузиазмом приняли участие в краевой экологической акции по сбору макулатуры «Зеленая пятница». Увеличилось число желающих заниматься в школьном научном обществе «ЭкоЛогика». Также экскурсии повышают мотивацию к изучению школьных предметов «География» и «Экология»[2].
Наверное, сейчас наступило именно такое время, описанное Н. Рерихом: «Когда человечество поймет, что есть пространство, насыщенное следствиями человеческих деяний, можно будет лечить планету…»[3]. Нужно просто помочь будущим взрослым, будущим специалистам увидеть, осознать, решиться действовать, меняя тем самым себя, своё сознание, общество, окружающий мир в сторону созидания.
В своей работе мы опираемся на компетентностный подход, который позволяет формировать такие общепредметные компетенции, как, ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования. Поэтому на сегодняшний день одним из наиболее перспективных и целесообразных путей преодоления кризисных явлений в образовании является именно компетентностный подход, который принят в качестве основы российской образовательной политики.
Литература
1. Мичурин И. В., Итоги шестидесятилетних работ [Текст]/И.В.Мичурин.- М.: Огиз – Сельхозгиз,1949.-672 с.
2. Болотова О.А., Карева Н.С., Панков Д.М. Проект «Экологический трамвай в г. Бийске» и его значение в экологическом воспитании школьников.// Алтай: экология и природопользование: материалы XIII российско-монгольской научной конференции молодых ученых и студентов/ Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014.-207 с.
3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты.5-11 классы. - .: 5 за знания, 2007.-208 с.