Использование учебных проектов при организации деятельности эколого-краеведческой направленности
С 2009 года я активно использую учебные проекты при организации деятельности эколого-краеведческой направленности.
В проектном методе меня привлекает то, что один из его главных принципов — обучение в сотрудничестве. При работе над учебными проектами объединяются учащиеся разной степени подготовленности: как обладающие достаточным запасом знаний, так и не готовые к исследовательской деятельности. Сам же учитель в процессе работы над проектом расстается с обычной для него функцией посредника. Он становится соучастником процесса обучения.
Участники проекта – учащиеся моего класса.
В каждом учебном году мы реализуем 1 учебный проект, рассчитанный на 6 недель.
2013-2014 учебный год – 1 класс – Красная книга Тамбовской области
2014-2015 учебный год – 2 класс
2015-2016 учебный год – 3 класс – Природные богатства Тамбовской земли.
2016-2017 учебный год – Реки Тамбовской области.
Этапы работы над проектом включают в себя подготовку, планирование, исследование, выводы, отчет и оценку результатов проекта и всего процесса его выполнения в целом:
Этапы Содержание этапов
Подготовка Создание проблемной ситуации. Формулирование темы проекта
Планирование Определение задач по теме проекта, распределение заданий для учащихся
Исследование Выполнение учащимися заданий по теме проекта (изучение различных источников, подбор информационных материалов)
Выводы Анализ проведенного исследования (на соответствие избранной теме, полноту его реализации), формулирование выводов
Отчет Выбор представления результатов работы над проектом, подготовка материалов для отчета по проекту, защита проекта
Оценка результатов и процесса Самооценка учащимися результатов проекта, анализ учителем процесса работы над проектом (эффективности работы группы и отдельных учащихся, представления итогов работы по проекту)
Самооценку я организовываю на основе мониторинга понимания.
Проектный метод обучения является достаточно эффективным и является удачным дополнением к классно-урочной системе.