Открытый урок по математике на тему Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ?+4
Ф.И.О. Королева Ольга Владимировна
Предмет: математика
Класс: 1 «Б»
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □+4
Цели
Образовательные: ознакомление с приемами вычислений с переходом через десяток, развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи;
-развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства;
- воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.
Формировать УУД:
- Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
- Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
- учиться оценивать результаты своей работы.
- Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
- Познавательные УУД:
- уметь совместно с учителем проектировать этапы решения учебной задачи;
- наблюдать и делать выводы.
Планируемый результат Учащиеся усвоят алгоритм выполнения действия сложения однозначных чисел с переходом через десяток, научатся безошибочно находить значения числовых выражений данного вида.
Основные понятия Числовое выражение, отрезок натурального ряда чисел, сумма, слагаемые, значение числового выражения.
Ресурсы
Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2/ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015
Устный счет. Сборник упражнений. 1 класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. 1 класс» / Л.Ю. Самсонова. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Проектор, интерактивная доска, диск, электронное приложение к учебнику М.И. Моро (прибавление числа 4)
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ход урока
Технология проведения урока (этапы) Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Ровно встали, подравнялись
К нам, сегодня, пришли гости.
Давайте поприветствуем гостей.
-Здравствуйте!
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Проверка готовности к уроку. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Учащиеся внимательно слушают учителя,
сосредотачиваются,
настраиваются на работу. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других
II. Актуализация необходимых знаний (8 мин)
- Открыли тетради. Две клеточки вниз. Записываем посередине «7 апреля», «Классная работа».
Каллиграфическая минутка.
- Запишите числовой ряд:
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
- Представим число 12 как сумму разрядных слагаемых: 12=10+2
12 – 1 д. 2 ед.
Устный счет.
Верните сбежавшее число
15259051746250160210517462500191643016510001992630165100001287780165100011925302127256496052413000925830203200081153021272537338021272510 10 10 10 10
1 5 4 3 8
Математический диктант (Один ученик выполняет на доске, остальные в тетрадях)
Запишите сумму чисел 10 и 2.
Запишите разность чисел 14 и 4.
Если число 10 увеличить на 3, то получится …?
Если число 7 уменьшить на 5, то получится …?
На сколько число 6 меньше 7? Запишите пример.
- Проведем проверку.
УСТНО:
- Прочитайте выражения, используя математическую терминологию (1-ое слаг., 2-ое слаг., сумма), найдите значение выражений:
8+3
7+2
6+4
8+4
–При нахождении значения какого числового выражения возникли затруднения? Почему?
8 + 4
- В чем особенность данного числового выражения?
- Как вы думаете, чему будет посвящен сегодня урок математики? Сформулируйте тему нашего урока. Организует подготовительную работу перед изучением нового материала. Создает ориентировочную основу для успешного усвоения нового приема сложения.
Направляет учащихся, внимательно следит за работой класса.
Создает условия для дискуссии во время работы.
Обращает внимание на допущенные ошибки во время проверки выполненного задания.
Помогает учащимся преодолеть трудности в выполнении задания.
Организует самостоятельную работу на данном этапе урока.
Создает условие для правильного оценивания своей работы.
Создает проблемную ситуацию на данном этапе уроке.
Помогает выяснить причину невыполнения задания, степень сложности.
Записывают число, классная работа, пишут числа.
Демонстрируют знание состава числа 10.
Находят значения выражений.
Один ученик выполняет на доске, остальные в тетрадях.
Читают выражения, находят значения выражений.
Выделяют выражение 8+4, так как другие примеры решали на прошлом уроке.
Определяют тему урока, предполагают, что на уроке будут продолжать учиться прибавлять число 4 по частям. Личностные:
-моторное восприятие.
Познавательные:
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
-упорядочивание;
-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.
Регулятивные:
-высказывание своих мыслей
Регулятивные:
-саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-сравнение;
-построение цепи рассуждения;
-доказательство;
-постановка и решение проблем
Познавательные
-анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация;
-постановка и формулирование учебной проблемы;
-структурирование знаний;
Регулятивные
-оценка своей деятельности.
III. Изучение нового материала
(10 мин)
- Все внимание на интерактивную доску.
-Так как же к 8 прибавить число 4?
1. Сначала прибавляем столько, чтобы получить 10: 8+2=10
2. Вспоминаем, что 4 – это 2 и 2.
Уже прибавили 2 ,значит, надо прибавить еще 1: 10+2=12
-Запишем в тетрадях:
8+4=12
8+2+2=12
-Откройте учебник на стр. 67
-Рассмотрим как к 7 прибавить 4?
1. Сначала прибавляем столько, чтобы получить 10: 7+3=10
2. Вспоминаем, что 4 – это 3 и 1.
Уже прибавили 3 ,значит, надо прибавить еще 1: 10+1=11
Можно короче записать:
7+4=11
7+3+1=11
- Какие знания нам необходимы, чтобы найти значение выражения?
- Найдем значение суммы 9+4.
- Как к 9+4? Какие знания нам необходимы, чтобы найти значение выражения?
9+4=13
9+1+3=13
- Прочитайте равенства в рамке.
- Чем похожи равенства, чем отличаются?
- Как меняется первое слагаемое? Как меняется сумма? Использует Электронное приложение к учебнику (прибавление числа 4 по частям).
Организует практическую деятельность с опорой на иллюстрацию учебника.
Предлагает найти значение суммы 8+4 с опорой на предметные действия со счетным материалом (треугольники синие и красные).
Предлагает прочитать равенства в рамке. На основе практических действий составляют план решения и объясняют, как к 7 прибавить 4.
Определяют под руководством учителя, что этот способ основан на знаниях состава чисел 10 и 4.
Один ученик у доски, остальные пишут в тетрадях.
Читают равенства, сравнивают. Делают вывод, что первое слагаемое увеличивается на 1, сумма увеличивается на 1. Познавательные:
-анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация;
-постановка и формулирование учебной проблемы;
-структурирование знаний;
Познавательные:
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
-упорядочивание;
-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.
Регулятивные:
-высказывание своих мыслей;
-ученик учится работать по предложенному учителем плану.
IV. Физкультминутка
(2 мин) Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг,
Мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстала
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали
И ничуть мы не устали! Выполняют упражнения Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.
V. Решение числовых выражений и задач
(5 мин)
- Задание номер 2 стр. 67.
- Составим по иллюстрации задачу, расположенную слева.
- Составим по иллюстрации задачу, расположенную справа.
Предлагает выполнить по иллюстрации задачи №2 стр. 67 Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Проверяют решения, сравнивают с образцом, исправляют ошибки, если они есть. Коммуникативные:
-самооценка;
-аргументирование своего мнения.
Познавательные:
-анализ, синтез, обобщение,
-постановка и формулирование учебной проблемы;
-структурирование знаний.
VI. Работа с геометрическим материалом
(3 мин) - Задание 3 стр.67
- Как называются линии, изображенные на чертеже?
- Что вы можете сказать об этих отрезках?
- Как узнать, на сколько голубой отрезок длиннее розового и на сколько розовый отрезок короче голубого?
- Измерьте длину отрезков.
- А каким еще способом можно сравнить длины отрезков? (Наложением) Предлагает выполнить задание №3 стр. 67 Отрезки.
Голубой отрезок длиннее красного, красный отрезок короче голубого.
Для этого нужно измерить длину каждого отрезка, а затем из большего числа вычесть меньшее.
Измеряют длины отрезков, сравнивают длины. Из большего вычитают меньшее. Познавательные
-анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
VII. Закрепление изученного материала (8 мин) - Выполним задания на интерактивной доске.
- Выполните письменно №1 стр.67.
- Выполните устно задание под чертой с комментированием. Предлагает выполнить задания на доске.
Предлагает выполнить задание №1 стр. 67, задание под чертой. Выполняют устно с объяснением задания.
Выполняют самостоятельно задания.
Коммуникативные:
-самооценка;
-аргументирование своего мнения.
VIII. Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности
(2 мин)
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что нового узнали? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? - Оцените свои достижения на уроке.
- Поднимите зеленые карандаши те, кто справился с заданиями на уроке?
- А красные, у кого возникли затруднения при выполнении заданий?
- Спасибо. Положите карандашики на стол. В дальнейшей нашей работе я уверена, что мы эти трудности преодолеем.
- Спасибо за урок. Помогает учащимся выполнить самоанализ своей работы на уроке математики. Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить.
Личностные:
-подведение итога урока;
-самооценка критериев успешности.
Коммуникативные:
-выражение своих мыслей;
-использование критериев для обоснования суждений.
Регулятивные:
-оценивание.
Познавательные:
-контроль и оценка процессов результата деятельности.