Рабочая программа кружка «Юный эколог»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Кирсанова Тамбовской области
Рабочая программа кружка
«Юный эколог»
Возраст детей 7-10 лет
Срок реализации: 2014-2017учебный год




Составила учитель начальных классов
Милохина Светлана Александровна
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Управляющим советом МБОУ СОШ №1 города Кирсанова Тамбовской области от 29.08.2014года протокол № 4
Утверждена приказом МБОУ СОШ №1 города Кирсанова Тамбовской области от 29.08. 2014 года № 156
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта II поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС “Юный эколог” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Направленность образовательной программы
Эколого-биологическаянаправлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения(юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»)
Новизна программы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Актуальность программы
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с о школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.         Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для  школьников.

Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привить навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.



Отличительные особенности дополнительной образовательной программы.

Программа имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах - познавательно-экологическое; в 3-4 классах - исследовательско-экологическое. II. Место факультативного курса в учебном плане
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы- 710 лет
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения, 135 часов.1 год обучения – 33 часа, 2-4 года обучения по 34 часа.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут 1 год обучения, по 45 минут 2-4 года обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Формами подведения итогов дополнительной образовательной программы.

Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Обучающиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, трофические цепи;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;


Учебный план. 1 год обучения
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия




Теорет.
Практ. Экскурс.

1
Я и природа
4
2
2

2
Братья наши меньшие
4
2
2

3
Пернатые друзья
3
1
2

4
Путешествие в мир леса
5
3
2

5
Экологическая тропа
2
1
1

6
Зимний сад на окне
2
1
1

7
В мастерской художницы Зимы
1
 
1

8
Загадки животного мира
3
2
1

9
Секреты неживой природы
3
2
1

10
Наш досуг
6
1
5

Итого:
33
15
18

Тематическое планирование занятий
№ п/п
Раздел. Тема занятия
Кол. часов
Теорет.
Практ.
Экскурс.
Дата план факт.

1
Я и природа
4
2
1
1


11
Экологическая тропа осенней экскурсии
1


1
4.09

.2
Как вести себя на природе
1
1


11.09

13
Природа в творчестве художников
1
1


18.09

14
Пр. зан. Творческая мастерская. Осенняя гостиная
1

1

25.09

2
Братья наши меньшие
4
2
2



21
Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”
1

1

2.10

22
Чем мы кормим домашних животных
1
1


9.10

23
Как ухаживать за своим питомцем
1
1


16.10

24
Пр. зан. Творческая мастерская Объемное моделирование из природных материалов. “Дом. Животные”
1

1

23.10

3
Пернатые друзья
3
1
2



31
Местные виды птиц
1
1


30.10

32
Столовая для птиц. Изготовление кормушек
1

1

6.11

33
Синицы “полезные” или “вредные” птицы? Исслед. работа
1

1

13.10

4
Путешествие в мир леса
5
3
1
1


41
Взаимосвязь растений и животных
1
1


20.11

.2
Следы на снегу
1

1

27.11

43
Лес и наше здоровье. Дары леса
1
1


4.12

44
Природа – источник творческого вдохновения
1
1


11.12

45
Экскурсия в Кирсановский леспромхоз
1


1
18.12

5
Экологическая тропа
2
1
1



51
Редкие и исчезающие виды растений и животных .
1
1


25.12

52
Родники Тамбовской области .
1

1

15.01

6
Зимний сад на окне
2
1
1



61
Комнатные растения.
1
1


22.01

62
Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа
1

1

29.01

7
В мастерской художницы Зимы
1

1



71
“Красавица- Зима”. Конкурс рисунков
1

1

5.02

8
Загадки животного мира
3
2
1



81
Любопытные факты о живой природе
1
1


19.02

82
Это интересно! Сбор информации о клестах
1

1

26.02

83
Зимовье зверей
1
1


5.03

9
Секреты неживой природы
3
2

1


91
Смена дня и ночи
1
1


12.03

92
Смена времен года
1
1


19.03

93
Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес
1


1
2.04

10
Наш досуг
6
1
4
1



Фольклорный праздник
1

1

9.04


Лес- наше богатство
1
1


16.04


Праздник цветов
1

1

23.04


Костюмы для праздников
1

1

7.05


Игры на поляне


1

14.05


Экскурсия в лес



1
21.05


Итого
33
15
14
4




Содержание программы. 1 год обучения

Здравствуй, чудо-природа!
1 класс
1 раздел – “Я и природа”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: В.Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы “полезные” или “вредные” птицы?”.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес и в Кирсановский леспромхоз.
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных, родники своей местности.
Демонстрация: Красная книга.
Практическая деятельность: рисование.
Практическая деятельность: исследовательская работа “Наши родники. ”.
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
Несколько лет подряд на нашем пруду проводят зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками, знакомятся с интересными фактами из жизни клестов.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “Наш досуг”
Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать экологическую культуру детей.
Демонстрация: костюмы для праздников.
Практическая деятельность: праздники
Учебный план. 2 год обучения
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия




теор.
практ.

11
В гостях у природы
5
3
2

22
Пернатые наши друзья
9
6
3

33
О грибах и не только
4
3
1

44
Жизнь на водоемах
7
3
2

55
Удивительный мир насекомых
3
2
1

66
Явления природы
3
1
2

77
Мы юные садоводы
3
1
3

Тематическое планирование занятий
№ п/п
Раздел. Тема занятия
Кол. часов
Теорет.
Практ.
Экскурс.
Дата план факт

1
В гостях у природы
5
3
1
1
 

11
Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу
1
 
 
 1
3.09 

12
Ель – кормилица. Лесной час
1

 
 
10.09 

13
Почемучкины книжки
1
 1
 
 
17.09 

14
Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов
1
 
 1
 
 24.09

15
Джунгли зовут! Игровое занятие
1


 
1.10 

2
Пернатые – наши друзья
9
6
2
1
 

21.
Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса
1

 
 
8.10 

22.
Горлица – лесной голубок
1
 1
 
 
15.10 

23.
Филин – самый крупный из наших сов
1
 1
 
 
22.10 

24.
Кукушка – хитрая птица
1
 1
 
 
29.10 

25.
Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия
1
 
 
 1
12.11 

26.
Клесту не страшен холод
1

 
 
19.11 

27.
Кичкетанский заказник. Более 99 разновидностей птиц.
1

 
 
 26.11

28.
КВН “Птицы наши друзья”
1
 
 1
 
3.12 

29.
Экологическая акция “Берегите птиц!”
1
 

 
10.12 

3
О грибах и не только
4
3
1
 
 

31.
Съедобные и несъедобные грибы
1

 
 
17.12 

32.
Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях
1

 
 
24.12 

33.
Грибная угадайка
1

 
 
14.01 

.4.
Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. Пр. зан.
1
 
 1
 
21.01
11.02 

4
Жизнь на водоемах
7
5
2
 
 

41.
Рыбы .Рыбий язык
1

 
 
28.01 

42.
Аквариумные рыбки
1

 
 
4.02 

44.
Чья это хатка? Видеофильм.Рыбы.
1
 1
 
 
18.02 

45.
Оригами. “Рыбки в аквариуме”
1
 
 1
 
25.02 


Неуклюжий рак. Где он зимуют?
1
1


4.03


Чья это хатка? Видеофильм
1
1


11.03


Оригами. “Рыбки в аквариуме”» Неуклюжий рак»
1

1

18.03

5
Удивительный мир насекомых
3
2
1
 
 

51.
Бабочки, занесенные в Красную книгу Татарстана
1
 1
 
 
1.04 

52.
Искусные строители: муравьи и пчелы.
1

 
 
8.04 

53.
Природа и фантазия. Пр. занятие
1
 
 1
 
15.04 

6
Хочу все знать. Об интересных явлениях природы
3
1
2
 
 

61.
Гроза Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?
1

 
 
22.04 

62.
Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед. Работа
1
 

 
29.04 

.3.
Экскурсия на реку
1
 
 

6.05 

7
Мы юные садоводы
3
1
2
 
 

71.
Мы исследуем почву. Исслед. работа
1

 
 
13.05 

72.
Искусство составления букетов. Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах
1
 
 1
 
 20.05

74.
Работа на пришкольном участке
1
 
 1
 
27.05 

 
Итого:
34
20
11

 


Содержание программы 2 год обучения
Прикосновение к прекрасному
2 класс
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.
7 раздел – “Мы - юные садоводы”.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.


Учебный план. 3 год обучения
№ п/п
Наименование раздела.
Всего часов
В том числе занятия




Теор.
Практ.

1.
Я - юный исследователь и следопыт
3
1
2

2.
Лес - верный друг человека
4
1
3

3.
Страницы биографии дерева
2
1
1

4.
Лесные пожары
1
1


5.
Наш край - край лесов и лесных богатств
4
1
3

6.
Достучаться до каждого сердца
5
1
4

7.
Тихий уголок детства
5
1
4

8.
Зелёная чайхана матери- природы
1
 
1

9.
Земля - наш общий дом
4
1
3

10.
Экологические катастрофы - беда нашей пироды
2
1
1

11.
В здоровом теле - здоровый дух
3
1
2

 
Итого
34
10
24


Тематическое планирование занятий (34 часа)
№ п/п
Раздел. Тема занятия.
Кол. часов
Из них
Дата




Теорет.
Прак.
Экскур.
План.
Факт.

 
 
 
 
 
 
 
 

 
Я - юный исследователь и следопыт
3
1
1
1

 

1.
“Исследуем, проверяем, ищем и находим”
 
1
 
 
2.09 
 

2.
Разноцветная ярмарка (экскурсия в осенний лес)
 
 
 
1
9.09 
 

3.
Творческая работа- сочинение “Осень -Очей очарованье”.
 
 
1
 
16.09 
 

 
Лес - верный друг человека
4
1
2
1
 
 

1.
Лёгкие нашей планеты
 
1
 
 
23.09 
 

2.
В лесу, говорят, в бору, говорят
 
 
 
1
30.09 
 

3.
Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование).
 
 
1
 
7.10 
 

4.
Творим чудеса своими руками “Это мой Кирсанов”
 
 
1
 
14.10 
 

 
Страницы биографии дерева
2
1
 
1
 
 

1.
Сколько лет дереву?
 
1
 
 
 21.10
 

2.
По стопам отцов (экскурсия в Кирсановский лесхоз и в пилораму)
 
 
 
1
28.10 
 

 
Лесные пожары
1
1
 
 
 
 

1.
Самое страшное – это пожар
 
1
 
 
11.11 
 

 
Наш край – край лесов и лесных богатств
4
1
2
1
 
 

1.
Лес, а лес Встань передо мною
 
1
 
 
18.11 
 

2 .
музей в городе Кирсанове
 
 
 
1
25.11 
 

3.
Поисковая работа “Славный путь леспромхоза”.
 
 
1
 
2.12 
 

4.
Знаем ли мы свой лес? (Игра-КВН)
 
 
1
 
9.12 
 

 
Достучаться до каждого сердца.
5
1
3
1
 
 

1.
Чудо природы – Воронинский заповедник”
 
1
 
 
16.12 
 

2.
Встреча с организатором и директором Воронинского заповедниак”
 
 
1

23.12 
 

3.
За щитом Красной книги (изучение фауну и флору, занесённую в Красную книгу). Составление списка растений и птиц.
 
 
1
 
30.12 
 

4.
Родничок мой, родник, дай воды напиться. экскурсия
 
 
 
1
13.01 
 

5.
Если хочешь жить долго - посади дерево
 
 
1
 
20.01 
 

 
Тихий уголок детства
5
1
3
1
 
 

1.
Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Природа и экосистема окружающей среды)
 
1
 
 
27.01 
 

2.
Наше экологическое богатство - парк и пруд (наблюдение за экосистемой окружающей среды)
 
 
 
1
3.02 
 

3.
Любимое занятие односельчан - пчеловодство
 
 
1
 
10.02 
 

4.
Таким он парнем был (конкурс скворечников. Проведение “Дня птиц”
 
 
1
 
17.02 
 

5.
Творческая работа- сочинение “Вижу чудное приволье”.
 
 
1
 
24.02 
 

 
Зелёная чайхана матери- природы
1
 
 
1
 
 

1.
В гостях у фитодара
 
 
 
1
2.03 
 

 
Земля - наш общий дом
4
1
3
 
 
 

1.
Хартия Земли- спасение нашей планеты
 
1
 
 
9.03 
 

2.
Экономика должна быть экономной (рекламные ролики)
 
 
1
 
16.03 
 

3.
Спасаем муравейников (ограждение муравей-ников )
 
 
1
 
6.04 
 

4.
Фотоконкурс “Остановись,мгновение! Ты прекрасна!”
 
 
1
 
13.04 
 

 
Экологические катастрофы - беда нашей природы
2
 
1
1
 
 

1.
Экскурсия
 
 
 
1
20.04 
 

2.
Мы – против загрязнения (сбор подписей)
 
 
1
 
27.04 
 

 
В здоровом теле - здоровый дух.
3
1
1
1
 
 

1.
Хлеб - всему голова! (Здоровая пища)
 
1
 
 
11.05 
 

2.
Бери рюкзак, пошли (культпоходы)
 
 
 
1
 18.05
 

3.
Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе)
 
 
1
 
25.05 
 

 
Итого
34
9
16
9
 
 



Содержание программы . 3 год обучения
“Нет правды без любви к природе.  Любви к природе нет без чувства красоты”. Ян. Полонский
3 класс. “В чудный мир экологических открытий”
1 раздел “Я - юный исследователь и следопыт”. (3 часа)
Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности.
Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений. Микроскоп из пластикового стаканчика.
Экскурсия в парк. “Разноцветная ярмарка.
Практическая деятельность: проведение инструктажа.
Творческая работа: сочинение “Осень.. Очей очарованья”.
2 раздел. “Лес - верный друг человека”. (4 часа)
Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”. Структура леса,типы. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные этажи”. Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.
Демонстрация: “10 заповедей друзей леса”. Произведения писателей и поэтов на тему “Лес”. Плакаты. Видеофильм “Тайны деревьев”.
Экологическая экскурсия в лес.
Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, коряги.
Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки сосновые”. (Общие и различия).
Творческая деятельность: “В лесной мастерской” (поделки из природных материалов).
3 раздел. “Страницы биографии деревьев”. (2 часа)
Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева. Долголетние и недолговечные деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое годичное кольцо? Экологические необходимости влияния на роста и жизни дерева. Корни – “добытчики” и проводники дерева.
Демонстрация: плакаты, схемы строения дерева Коллекция годовых колец разных видов деревьев. А. В. Гавеман. “Лес”. Семейные альбомы.
Экскурсия в Кирсановский лесхоз. Встреча с рабочими.
Практическая деятельность: определение по годичным кольцам возраст деревьев.
4 раздел. “Лесные пожары”. (1 час)
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит?
Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.
Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься от беды?
5 раздел. “Наш край - край лесов и лесных богатств”. (4 часа)
Что мы знаем о наших лесах? История Кирсановского лесхоза и леспромхоза. Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов. Народные промыслы. Лесные богатства. Лекарст-венные растения наших лесов. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса.
Демонстрация: картина И.И. Шишкина “Утро в сосновом бору”. Карта лесных массивов Агрызского района. Тетрадь - альбом творческих работ детей, посвященных природе родного края. Публикации детей на страницах газет.
Экскурсия в музей
Практическая деятельность: сбор материалов по истории нашего леспромхоза и о труде наших родных в этом лесхозе.
Творческая работа: составление кроссвордов на тему “В лесах наших” (конкурс). Литературно-творческие работы на страницах газеты “Кирсановская газета,. Участие в конкурсах на экологические темы.
Конференция: “День открытых дверей”. Обобщение материалов поисковой работы за круглым столом “Рассказывают наши деды и бабушки”.
6 раздел. “Достучаться до каждого сердца”. (5 часов)
“Зелёный щит” нуждается в защите. Закон об охране живой природы Тамбовской области.
Экскурсия в зоопарк. Творческая работа: ежегодное участие в работе акции “Марш парков”.
7 раздел. “Тихий уголок детства”. (5 часа)
Родной посёлок. Родники наши. Исторический пруд. Гордость наших сельчан-парк. Животный мир парка. Наши луга и просторы. Реки. Дары природы: грибы, ягоды, орех. Демонстрация: карта расположения города. Иллюстрации животного мира и растений нашего края. Творческие тетради детей (сборник стихотворений, сочинений, статьей, рассказов, посвященных родному городу). Публикации на страницах газеты “Кирсановская газета”,
Практическая деятельность: уборка территории школы, мусора возле дорог. Очистка родников. Посадка деревьев (весной и осенью). Проведение праздника “День птиц” (конкурс скворечников).
Поисковая работа по истории пруда и парка (опрос долгожителей города).
Творческая работа: сочинение “С чего начинается Родина?”
8 раздел. “Зелёная аптека матери - природы”. (1 час)
Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений. Чудодейственный чай природный: мята, душица, зверобой, шиповник, цикорий, иван-чай и другие.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных учащимися.
Экскурсия в лес, в парк. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.
9 раздел. “Земля - наш общий дом”. (4 часа)
Наш дом- планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг каждого человека. Что означает слово “Хартия Земли”. Как и зачем создали Хартию Земли? Хартия Земли - это декларация фундаментальных принципов для построения справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества в 21 веке. Основные положения: уважение к Земле и ко всему живому, забота о животном мире с чувством понимания, сострадания и любви, сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. Экологическая целостность
Демонстрация: “Хартия Земли” (учебное пособие). Плакаты. Цветные иллюстрации. Словарь.
Творческая работа: сочинения на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы - будущее планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле”. Создание рекламных роликов на экономное использование воды (особенно летом) и электроэнергию.
Практическая работа: ограждение муравейников.
Фотоконкурс “Остановись, мгновение Ты прекрасна!” (фотоснимки родного края).
10 раздел. “Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы”. (2 часа)
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды.. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Влияние водохранилищ на экосистему родного края. Нижнекамская ГЭС и наши водоёмы. Влияние автомобильного транспорта на экологию (выхлопные газы). Глобальное потепление климата, в чём причина и чем грозит всему человечеству и всему живому на Земле. Разные организации.
Демонстрация: видеофильмы.
Экскурсия в асфальтзавод.
Практическое занятие: сбор подписей протия загрязнения окружающей среды “Мусор ... - на свалку, отходы... - в ведро”.
11 раздел. “В здоровом теле - здоровый дух”. (3 часа)
Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия. Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Закаливание организма. Вредные привычки. Как устранить “вредных”
Демонстрация: Видеоматериал “Витамины от слова “вита”.
Экскурсия: культпоходы на лыжах, на велосипедах, пешком.
Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры. Заполнение карты “Листок здоровья”. Отдых в летних оздоровительных лагерях.
Заключительное занятие. “Жить - чтобы жить” (обобщение и анализ работы)
Учебный план 4 год обучения
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия




Теор.
Практ.

1.
Вселенная и наша планета
3
1
2

2.
Земля - планета Солнечной системы
4
2
2

3.
И на север, и на юг
4
1
3

4.
Воздушная подушка Земли
3
2
1

5.
У природы нет плохой погоды
6
1
5

6.
Мы - земляне
2
1
1

7.
Человек - звучит гордо!
4
1
3

8.
Я - сын своего народа
4
1
3

9.
Моя фамилия - моя гордость!
3
 
3

 
Заключение
1
 
1

 
Итого
34
10
34

Тематическое планирование занятий (34 часа)

Раздел. Тема занятия
Кол. часов
Из них.
Дата




Теор.
Практ.
Экск.
План
Факт

 
Вселенная и наша планета
3
1
2
 
 
 

1
Вводное занятие “Да откроются тайны необъятного Мира!” Что за слово “вселенная”? Где край Земли?
 
1
 
 
7.09 
 

2.
Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и весен-ние работы в саду в огороде.
 
 
1
 
14.09 
 

3.
Практ. занятие “Светит месяц, светит ясный”. Наблюдение за ночным небом. Определение лунных фаз, новая и старая Луна
 
 
1
 
21.09 
 

 
Земля - планета Солнечной системы
4
2
1
1
 
 

1.
Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)
 
1
 
 
28.09 
 

2.
Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?”. Экологические проблемы нефтяной промышленности
 
1
 
 
5.10 
 

3.
Экскурсия
 
 
 
1
12.10 
 

4.
Игра-викторина “В гостях у хозяйки медной горы”
 
 
1
 
19.10 
 

 
И на север и на юг
4
1
2
1
 
 

1.
Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о сотворении мира.
 
1
 
 
26.10 
 

2.
Экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на местности без компаса)
 
 
 
1
9.11 
 

3.
Практическое занятие. Составление карты своего края
 
 
1
 
16.11 
 

4.
Исследовательская работа “Звездочка моя, ясная” (наблюдение над ночным небом)
 
 
1
 
23.11 
 

 
Воздушная подушка нашей планеты
3
2
1
 
 
 

1.
Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?
 
1
 
 
30.11 
 

2.
“Он сказал: Поехали!” (заочная экскурсия в космодром)
 
1
 
 
7.12 
 

3.
Практ. занятие. Конкурс рисунков “Самая, самая .радуга-дуга”.
 
 
1
 
14.12 
 

 
У природы нет плохой погоды
6
1
4
1
 
 

1.
У костра месяцев- братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?
 
1
 
 
21.12 
 

2.
Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных условий на развитие народного хозяйства.
 
 
1
 
28.12 
 

3.
Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с приметами своего края)
 
 
1
 
11.01 
 

4.
Экскурсия: лыжный поход в зимний лес. Сбор материалов. Проведение акции “Птичья столовая”
 
 
 
1
18.01 
 

5.
Творческая работа-сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка-зима!”. Публикации на страницах газет
 
 
1
 
25.01 
 

6.
Проведение праздника “Осенний бал”
 
 
1
 
1.02 
 

 
Мы - земляне
2
1
1
 
 
 

1.
Жизнь - этоэто. Чудо! Происхождение жизни на земле.
 
1
 
 
 8.02
 

2.
“Ребята, давайте жить дружно!”. (Игра КВН )
 
 
1
 
15.02 
 

 
...Человек – это звучит гордо!
4
1
3
 
 
 

1.
Самое разумное существо на земле (ознакомление строением тела человека). Человеческие возможности.
 
1
 
 
22.02 
 

2.
Каждый человек имеет право.! (Интеллектуальная игра)
 
 
1
 
1.03 
 

3.
Гигиена человеческого тела. Составление режима дня.
 
 
1
 
15.03 
 

4.
Соблюдаем правила дорожного движения
 
 
1
 
22.03 
 

 
Я - сын своего народа
4
1
2
1
 
 

1
Мой адрес, мой народ. Символики. Презентация Парламентского урока
1
 
 
 
5.04 
 

2
Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Творческие работы)
 
 
1
 
12.04 
 

3
Экскурсия в краеведческий музей в городе Кирсанов.
 
 
 
1
19.04 
 

4
Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”. (Сбор материалов по истории родной деревни.)
 
 
1
 
26.04 
 

 
 
Моя фамилия - моя гордость
3
 
3
 
 
 

1.
Это моя семья. Информация обо всех родственниках.
 
 
1
 
 3.05
 

2.
Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени)
 
 
1
 
 10.05
 

3.
Практическая деятельность “Моя родословная”. (Составление генеологического древа своей семьи)
 
 
1
 
 17.05
 

 
Заключительное занятие.
1
 
1
 
 24.05
 

 
Итого
34
10
20
4
 
 


Содержание программы 4 год обучения
“Люди! Будьте бдительны! Я вас люблю!”. Юлиус Фучик
4 класс. “Этот мир придуман не нами”
1 раздел. “Мы живем на Земле”. (3 часа)
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли”, “Только факты”. (Ридерз Дайджест”)
Практическая деятельность: наблюдение за Луной.
2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”. (4 часа)
Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.
Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные ископаемые.
Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.
3 раздел. “И на север и на юг ”. (4 часа)
Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звёздам
Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас
Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса). Составление схему карту своего края или села.
Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (3 часа)
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самаярадуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (6 часов)
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия: лыжный поход в зимний лес.
Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.
Проведение праздника “Осенний бал”.
6 раздел. “Мы - земляне”. (2 часа)
Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.
Демонстрация: генеологическое древо человека (таблица). Политическая карта мира. Карта Тамбовской области.
Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”
Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу.”.
7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (4 часа)
Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека. Правила дорожного движения. Конституция – Основной закон жизни.
Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о человеке”.
Экскурсия в сельский медпункт “Ищем ответы на вопросы”.
Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре.
Игра “Зарница”.
8 раздел. “Я - сын своего народа”. (4 часа)
Мой город - Кирсанов. Гимн. Герб и Флаг Тамбова. Мой народ. История моего народа. Культура и быт моих предков. Мой адрес – город Кирсанов, посёлок сахарный завод.
Демонстрация: карта Тамбовской области, карта Кирсановского района. Символики Тамбова и района. Презентация Парламентского урока.
Экскурсия в краеведческий музей города Кирсанова.
Практическая деятельность: проведение праздников. Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории деревни.
9 раздел. “Моя родословная”. (3 часа)
Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеологическое древо. Лента времени жизни.
Демонстрация: генеологическое древо знаменитых людей, Г.Тукая, Р.Фахреддина.
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс “Моя родословная”.
Поисковая работа: “Тайны наших имён
Заключительное занятие
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1. Описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная репродуктивная и творческая. Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой .Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся .Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность и проявить свои творческие способности. При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора .Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и
форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.


Список литературы
Для педагога:
Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2004. 368 с.
Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Газета « Тамбовская жизнь». « Кирсановская газета»
Для обучающихся:
Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
Детские развивающие и познавательные журналы.
Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство, 1991.

Нормативные документы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.
3. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования
России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
5. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г № 27с).
6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).









































«























































           йђ Заголовок 1[ђ Заголовок 2[ђ Заголовок 315