Программа детского экологического объединения Юный эколог 1-4 класс.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУТАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОЗВЕЗДИЕ»



РЕКОМЕНДОВАНА
Методическим советом
Протокол №_____ от “__”____2015г
УТВЕРЖДАЮ Директор МУДО «ЦДО «Созвездие» ________И.В. Кочина
«___» __________2015г.

М. П.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

«Юный эколог»

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год






Составитель :
Штукина Елена Теодозьевна,
педагог дополнительного
образования







Тутаев
2015
Содержание

1.
Пояснительная записка.

3

2.
Учебно-тематический план.

10

3.
Содержание программы.

12

4.
Методическое обеспечение программы.

14

5.
Материально – техническое обеспечение программы.

16

6.
Учебно – практическое оборудование.

17

7.
Список литературы для педагогов.

17

8.
Список литературы для детей и родителей.

18




Пояснительная записка


При создании данной программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с
Программа «Юный эколог» имеет социально – педагогическую направленность , предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 144 ч. в год (4 часа в неделю).Она разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир О.Т. Поглазовой в начальной школе. Специфика данной программы состоит в том , что контингент обучающихся в кружке постоянно меняется. Дети проживают в сельской местности ,учатся в малокомплектной сельской школе, в классах – комплектах. Количество обучающихся в школе всего 12 человек , из них посещают кружок 10 человек. Поэтому материал выстроен так, что темы занятий ежегодно повторяются, меняется только уровень сложности в зависимости от возраста ребёнка. То есть прослеживается дифференциация обучения. В зависимости от возраста дети выполняют задания от простого к сложному.
Программа работы кружка строится так, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребёнка, то есть предполагает наличие:
- познавательной деятельности,
- познавательно-развлекательной деятельности,
- проектной деятельности,
- благотворительной деятельности,
- практической деятельности.
Преподавание основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важ-нейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Кружковая работа является оптимальной формой работы по формиро-ванию экологической культуры младших школьников.
Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
Новизна – состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции.
Актуальность. В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы.
Каждое занятие включает работу по формированию новых природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений, игровые и занимательные моменты. У детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что :
- расширяется кругозор учащихся за счёт ознакомления с новыми объектами природы;
- развивается наблюдательность;
- способность видеть и ценить красоту природы и беречь её.
Программа «Юный эколог» предполагает формирование у обучающихся способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Цели программы:
Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду.
Задачи:
Обучающие:
Дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
Расширять экологические представления учащихся, формируемые в основном курсе.
Углублять теоретические знания учащихся в области экологии.
Формировать ряд основополагающих экологических понятий.
Обеспечивать более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень ;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;
развивать творческую деятельность.

Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к природе , к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
воспитывать бережное отношение к природе.
воспитывать желание охранять природу.
воспитывать любовь и заботу ко всему окружающему.


Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ:
Содержание программы “Юный эколог” отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью развернутостью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания :
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений , плакатов с призывом «Не жгите траву , не жгите!» и т. д.);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу и т. д.);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного участка, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.
Программа предназначается всем организаторам внеурочной работы по экологическому воспитанию школьников. Она содержит перечень возможных форм работы с детьми в указанном направлении.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7 - 10 лет.
Сроки реализации программы: 4 года
Форма и режим занятий:
Содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 4 занятия в неделю с продолжительностью 45 мин каждое. Количество аудиторных занятий не превышает 50 % от общего количества занятий.
Место проведения занятий – кабинет для кружковой работы при ДК п. Микляиха, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, природные объекты посёлка.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к природе.

Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе
освоения курса «Юный эколог» .

Познавательные УУД:
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
умение структурировать знания;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
преодоление импульсивности, непроизвольности;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

Коммуникативные УУД:
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
умение договариваться, находить общее решение;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные УУД:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
учащиеся научатся понимать:
значение растений и животных для человека;
сезонные изменения в природе;
условия необходимые для развития растений;
простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края
знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.

получат возможность научиться:
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, , анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
выращивать растения в группе;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии);
уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;
подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов края.
уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

По окончании курса учащиеся должны знать:
- что такое экология,
- способы охраны природы,
- роль живой природы в жизни человека,
- многообразие природы,
- экологические катастрофы,
- влияние экологии на здоровье человека.

По окончании курса учащиеся должны уметь:
- классифицировать экологические связи,
- устанавливать сети питания,
- выявлять характерные отличительны и похожие признаки животного и растительного мира,
- оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе,
- участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы.


Формы и виды контроля
наблюдение за детьми в ходе работы;
экологические игры;
проведение практических работ;
проведение конкурсов;
выставки, презентации;
акции;
отчет о проведении опыта, эксперимента;
папка исследователя;
викторины;
разработка и защита творческих проектов.

Методическое обеспечение
Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес детей к данному направлению кружковой работы.
Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:

·          по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);

·          по использованию в практике работы : традиционные и инновационные;

·          по характеру деятельности школьников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;

·          по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.
Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.
Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.
Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.
Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.
Игра способствует расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.
Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.
К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты.
Целесообразно использовать новые формы работы по экологическому воспитанию –экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием.


2 . Учебно – тематический план.
№ п/п
Название разделов и тем занятий
Кол-во часов



всего
теория
практика

1
Вводное занятие
2
1
1

2
Раздел 1.
Разнообразие животного мира родного края.
38
14
24

2.1
Знакомство с дикими животными родного края , которым угрожает исчезновение.
4
2
2

2.2
4 октября – день защиты животных.
4
2
2

2.3
2.4
Учитесь делать добро.

Неделя наблюдения за птицами.

4
4
1
1
3
3

2.5
Роль неживой природы в жизни всего живого на земле.
4
3
1

2.6
Птичья столовая.
15
3
12

2.7
Заповедники России.
3
2
1

3.
Раздел 2.
Эти удивительные растения.
30
9
21

3.1
Значение природы в жизни человека.
8
3
5

3.2
Растения родного края
5
1
4

3.3
Комнатные растения. Их разнообразие.
4
1
3

3.4
Влияние деятельности человека на природу.
3
2
1

3.5
Мероприятия ,направленные на природоохранную деятельность.
7
1
6

3.6
Правила поведения в природе и в городе.
3
1
2

4.
Раздел 3.
Что такое экология ?
14
5
9

4.1
Значение экологических знаний для человека.
6
2
4

4.2
Земля – наш общий дом.
8
3
5

5
Раздел 4.
Водоёмы и их разнообразие.
8
2
6

5.1
Какие реки как текут.
4
1
3

5.2
Вода мира – единый организм.
4
1
3

6
Раздел 5.
Практическая работа.
13
-
13

6.1
Изготовление поделок из природного материала
6
-
6

6.2
Изготовления поделок из бросового материала.
3
-
3

6.3
Изготовление кукол из ткани.
2
-
2

6.4
Новогодняя игрушка.
2
-
2

7
Раздел 6.
Экскурсии.
17
-
17

7.1
Экскурсии в лес.
10
-
10

7.2
Экскурсия на водоём.
3
-
3

7.3
Экскурсия в библиотеку.
2
-
2

7.4
Экскурсия на пришкольный участок.
2
-
2

8.
Раздел 7.
И снова праздник на пороге.
20
-
20







9.
Итоговое занятие
2
1
1


Итого:
144
32
112



3. Содержание программы.

Вводное занятие(2 ч.)
Теория (1час).
Изучение правил безопасности :
-при работе с ножницами, шилом и другими инструментами;
- при проведении экскурсий в лес , на водоём и т.д.
Практика (1 час).
Встреча детей. Дидактическая игра «Давайте познакомимся».
Разнообразие животного мира родного края (38 ч.)
Теория (14 часов).
Дикие животные родного края. Просмотр и обсуждение видеофильмов : о животных , о растениях , о птицах. Красная книга Ярославской области. Беседа о поступках в природе : «Что такое хорошо и что такое плохо» , «В гости к Деду Природоведу» , «1 апреля – международный день птиц», «Создание охраняемых территорий в России» . Чтение рассказов Бианки «Лесная газета».Перелётные , оседлые и домашние птицы : сходство и отличие. Беседа : «Роль неживой природы в жизни всего живого на земле».Беседа о помощи птицам зимой. Копилка добрых дел : «Если не мы , то кто – же нашей земле поможет».
Практика (24 часа).
Изготовление плакатов : «Берегите животных». Проектная работа : «Как мы можем спасти животных» , Конкурс рисунков «Братья наши меньшие» (2ч.), «Птичий КВН».Создание свода законов о поведении человека в природе. Наблюдение за птицами , запись результатов в дневник наблюдения. КВН «Птицы – наши друзья».Дидактическая игра «Живая и неживая природа», «Узнай по голосу и описанию».Акция «Защитим беззащитных»(2 ч.) Птичья столовая : изготовление кормушек (3 ч.) ; выставка на лучшую кормушку; заготовка корма для птиц(2 ч.) ; развешивание кормушек (2 ч.). Изготовление и развешивание скворечников (3 ч.).

Эти удивительные растения (30 ч.)
Теория (9 часов).
Задачи деятельности кружка «Юный эколог».Обзор литературы о природе. Значение природы в жизни человека. Знакомство с растениями родного края. Видеофильм «Культурные и лекарственные растения».Беседа «Почва пример единства живого и неживого».Беседа о доброте в природе. Разнообразие комнатных растений. Беседа «Влияние деятельности человека на природу».
Практика (21 час).
Изображение природоохранных знаков(2 ч.).Конкурс загадок о растениях.
Участие в акции «Осень без дыма».Изготовление листовок «Не жгите траву, не жгите!» (2 ч.).Расклеивание листовок в п.Микляиха (2 ч.). Акция «Ёлочка – живи!».Изготовление плакатов «Не рубите зелёную красавицу!».Конкурс рисунков на тему «Твори добро на радость людям» (2 ч.).Оформление папки – передвижки. Создание необходимых условий для жизни комнатных растений. Написание правил ухода за комнатными растениями(2ч.).Конкурс рисунков «Растения родного края».Диспут «Охрана природы – всенародная задача».Конкурс рисунков «В зимнем волшебном лесу».Весенняя акция «Не жгите траву, не жгите!».Изображение правил поведения в природе.
Что такое экология ? ( 14 ч.).
Теория ( 5 часов).
Экологические знания – как основа деятельности людей по охране природы».Решение экологических ситуаций: «Судьба природы – наша судьба».Просмотр видеофильма об экологических катастрофах. Беседа «Последствия экологической неграмотной деятельности людей».Международный день Земли.
Практика (9 часов).
Создание эколого – просветительской газеты. Сбор информации по экологии. Изготовление плакатов на тему «Живи – Земля!».Пути и способы предотвращения экологических катастроф. Моделирование ликвидации последствий неразумной хозяйственной деятельности людей. Конкурс рисунков и плакатов на тему : «Земля – наш общий дом». Подбор материала по теме : «Природоохранная деятельность человека».День экологических знаний :викторина юных экологов. Экологический праздник «Да здравствует лето !».
Водоёмы и из разнообразие ( 8 ч.)
Теория ( 2 часа).
Беседа «Какие реки как текут».Легенда о реках. День охраны водных ресурсов «Вода мира – единый организм».
Практика (6 часов).
Проектная работа «Великая русская река Волга – река моего детства».
(3 ч.).Наблюдение за разнообразными водоёмами, нахождение их сходства и отличия. Экологический десант «Поможем реке» ( 2 ч.).
Практическая работа (13 ч.).
Изготовление поделок из природного материала (6 часов).
Семья медведей. Лисичка – сестричка. Домашние животные. Птицы. Сказочные герои.
Изготовление поделок из бросового материала (3 часа).
Кормушка. Домик. Звери.
Изготовление кукол из ткани (2 часа).
Кукла «Домой».Масленичная кукла.
Новогодняя игрушка ( 2 часа).
Символ года. Игрушки на ёлку.
Экскурсии (17 ч.)
Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала.
Экскурсия на участок - уборка пришкольной территории. Экскурсия в библиотеку(2 ч.) .Экскурсия в зимний лес. Экологическая тропа зимой. Катание на санках с горы. Экскурсия в весенний лес(2 ч.). Экологическая тропа весной. Экскурсия в берёзовую рощу(2 ч.). Игра – путешествие «По лесным тропинкам»(2 ч.).Фестиваль достижений «друзей природы» - «Я познаю мир»(2 ч.).
И снова праздник на пороге (20 ч.).
Подготовка и проведение экологического праздника «И снова осень на пороге»(2 ч.).Праздник летних и осенних именинников(2 ч.). Экологический праздник «Здравствуй , гостья Зима».Познавательно – развлекательная программа «Времена года».История Новогоднего праздника. Мастерская деда Мороза (2 ч.). Выставка – конкурс «Символ года».Новогодний карнавал(2 ч.).Спортивная игра ,посвящённая 23 февраля «Вперёд, мальчишки»(2 ч.).Праздник зимних именинников(2 ч.). Проводы зимы «Широкая масленица». Праздничный концерт, посвящённый международному женскому дню 8 марта «Лучше всех на свете мамочка моя».Праздник весенних именинников (2 ч.).
Итоговое занятие (2 ч.).
Подведение итогов работы за год. Поездка в музей г.Тутаева.
4. Методическое обеспечение программы.
Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес детей к данному направлению кружковой работы.
Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:
(          по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);
(          по использованию в практике работы : традиционные и инновационные;
(          по характеру деятельности школьников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;
(          по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.
Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.
Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.
Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.
Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.
Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.
Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.
К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты.
Используются новые формы работы по экологическому воспитанию –экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием.


5. Материально-техническое обеспечение программы

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М.
Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
2.Печатные пособия
Репродукции картин в соответствии с программой работы кружка.
Плакаты по окружающему миру.
3. Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Телевизор.
Аудиоцентр/ магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер.
Сканер.
Принтер лазерный.
6. Учебно – практическое оборудование.
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
Наборы пластилина, цветной бумаги, картона, ножниц.
6. Натуральные объекты
Коллекции плодов растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения, животные)
7. Оборудование кабинета
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

7. Список литературы, используемый педагогом.
Алексеев С.В.и др. Практикум по экологии. – М.,2006.
Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М.,1998.
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». – М., 2004.
Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.
Двораковский М.С. Экология растений. – М.,2003.
Искать сердцем: воспитание экологической культуры. Программа "Маленький принц Земли". Президентская программа "Дети России". Федеральная целевая программа "Организация летнего отдыха детей".
Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 2000. - №1
Кофман Ф.Б. Азбука туриста-эколога. –М.,1991.
Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников.- М.,2005.
Лихачев Б.Т. Экологическая культура личности. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников. –М.,2004.
Материал по теме "Опыты и эксперименты с неживой природой"
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
Научно-методический журнал ЗДВ, №3,2005.
Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия.- Волгоград.,2007.
Попова Т.А.Экология в школе. Мониторинг природной среды. –М.,2005
Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В . Н. Кардашенко. М.: Медицина, 2002. 264 с.
19. Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // Родина, 2000. - №4

8. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:

Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
Ефремов П.Г., Пекпаев А.А. Знаешь ли ты животных нашего края? – Марийское книжное издательство, 1995.
Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 2000. - №1
Копыт Н.Я, Скворцов, Е.С. Алкоголь и подростки. – М.:Медицина,1995
Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998
Молодова Л.П. "Экологические праздники для детей". Мн: Асар, 1997г.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. –Минск., 1996.
Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. –М.,2003.
Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Учебник - хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. М, Лайда, 1995г.
Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Волшебница вода. Я и природа. –М.,1997.
Руденко И. Наследство Жана Нико. – М.:Медицина,2003
Энциклопедия для детей. Биология. – М,, 1994.




















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815




15