Разработка урока в 8 классе по истории на тему Положение основных слоев общества
Технологическая карта урока
ФИО учителя Орлова Анна Владимировна
Предмет История России
Класс 8
Номер урока № 11 в Главе 2 « Россия во второй половине 19 века»
Урочная/неурочная форма Урок: тип – комбинированный; вид – урок практических работ
Тема "Положение основных слоев населения"
Цель Сформировать представление об основных сословиях российского общества во второй половине XIX века
Задачи Образовательные:
1.Сформировать представление о процессах, проходивших в социальной сфере во второй половине XIX века, об особенностях развития крестьянства и дворянства под воздействием пореформенной деревни.
2. Охарактеризовать развитие в этот период буржуазии и пролетариата; об изменениях в сфере духовенства, интеллигенции, казачества.
3. Раскрыть значение каждого сословия во второй половине XIX в. Развивающие:
1.Развитие умений и навыков работы с историческим временем (хронологией), историческими источниками.
2. Развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.
3.Развивать умения составлять характеристику сословия на основе плана - памятки, сравнивать и сопоставлять, обобщать информацию, с документами, с Интернет-ресурсами, речевые умения.
Воспитательные:
1.Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм.
2. Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.
3. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за историю нашего Отечества, формированию истинного патриотизма на примерах известных представителей привилегированных сословий.
Социализации:
приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.
Планируемые результаты Предметные: (знания, умения, представления)
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:
Особенности развития крестьянства и дворянства. Развитие буржуазии и пролетариата. Изменения в сфере духовенства, интеллигенции, казачества.
Формирование классов индустриального общества. Личностные: (личностные УУД)
- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
-формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.
Образовательная технология Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)
Источники информации Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. "История России XIX век". 8 класс. Волгоград, 2013.
Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России ХIХ века, 8 класс. - М., 2011.
Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников. ХIХ век. - М., 2006.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России ХIХ.- М., 2012.
Энциклопедия для детей. Т.5. - М., 2000.
Дидактические материалы по истории России XIX века. К учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной "История Росии. XIX век. 8 класс".
Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. М.,2011.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику "История России" XIX в. 8 класс. М., 2005.
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки. История 8-11 классы. Ролевая игра, аукцион, "счастливый случай" и др. Волгоград, 2009.
Тырин С.В., Симонова Е.В., Хартулари Г.С. История России XIX в. Рабочая тетрадь с контурными картами. М.,2006.
Компьютерные обучающие средства:
Видеоуроки по всемирной истории 8 класс. 64 видеоурока, 2014.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX-XX вв., compact disc - «Кирилл и Мефодий», 2004.
История России XIXв. Мультимедийное приложение к учебнику Л.М.Ляшенко для 8 класса.
История Отечества. Мультимедийный учебно-методический комплекс - супертьютор 882-1917гг.
Ресурсы (оснащение) §32-33 учебника (авторы Д.Д. Данилов и др.);
карты: «Промышленное развитие европейской части России во второй половине XIX века» и "Экономическое развитие России во второй половине XIX века" ;
атлас «История России XIX века»;
презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран;
план-памятка «Характеристика сословия».
ХОД УРОКА
Этап урока Форма орг-ции деят-сти уч-ся Деятельность учителя Деятельность учеников Знания, умения, представления Формируемые УУД Формируемые основы:
- проектной/ исследоват. деят-сти;
- работы с текстом;
- ИКТ-компетентностиП Р К Л 1. Орг. момент
2. Опрос домашнего задания
Фронтальная Сегодня мы продолжаем изучать российскую историю в период правления Александра III. Напомните, пожалуйста, хронологические рамки данного периода
Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
Экспресс-опрос по следующим вопросам:
1.Перечислите характерные черты развития крестьянского хозяйства во второй половине XIX века.
2.Когда Россия вступила в капиталистическую стадию в своем социально-экономическом развитии?
3. Назовите регионы, в которых промышленное производство развивалось наиболее интенсивно.
4. Назовите новые отрасли промышленности.
5.Что включала в себя экономическая программа развития промышленности С.Ю.Витте? 1881-1894гг.
Экономическое развитие в годы правления Александра III
Объяснение Формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Российской империи 3. Переход к новой теме
Фронтальная Мы с вами сегодня вспомнили о развитии экономики России в годы правления Александра III.
Тема нашего урока - «Положение основных слоев населения».
- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. Что такое сословие? Вспомните основные сословия в правление Александра II Сословие - социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению.
При Александре II население делилось на несколько сословий: самую большую численность составляли крестьяне и дворяне Объяснение
Анализ Умение строить высказывание Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива 4. Стадия «ВЫЗОВ» (ТРКМЧП)
Групповая
и индивидуальная Учитель задает вопрос классу:
«Верите ли вы что в сер. 19 в. Россия оставалась аграрной страной?»
Работа по группам:
Учитель заблаговременно дает задание учащимся, (разделенным на 5 групп), используя материал учебника (§ 32-33) подготовить и написать схему выступления, дает структуру (примерный план) описания того или иного сословия:
1.Название сословия;
2.Численность;
3. Основные занятия;
4. Известные личности и их вклад в историю;
5. Особенности или трудности сословия;
6.Роль в обществе и жизни. Прием «Верите ли вы что?»
Опережающее задание
(прием - "мудрые совы":
Обучающиеся разделены на 5 групп, которые самостоятельно прорабатывают содержание текста учебника, готовят по плану сообщение о том или ином сословии:
I. Крестьянство (1 группа);
II. Дворянство (2 группа);
III. Буржуазия (3 группа);
IV. Пролетариат (4 группа);
V. Интеллигенция (5 группа);
Объяснение
Работа с понятиями Устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образу-ющей функции познавательного мотива Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале и учебнике
5. Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» (ТРКМЧП)
Фронтальная Учитель дает задание начертить каркас таблицы, которую все обучающиеся будут заполнять по ходу объяснения групп (см.Приложение).
Учитель поочередно вызывает к доске представителей разных групп, которые рассказывают о том или ином сословии (Задание: внимательно слушать выступление докладчиков и записать наиболее важные характеристики сословий).
Подведение итогов учителем после каждого выступающего.
Прием "Сводная таблица"
Переносят таблицу в тетрадь
Заслушиваются итоги работы групп.
1 группа - крестьянство;
2 группа - дворянство;
3 группа - буржуазия;
4 группа - пролетариат;
5 группа - духовенство;
6 группа - интеллигенция;
7 группа - казачество.
Поиск информации в тексте, историч. источнике.
Устанавливать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние, выводы Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им.
Отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи.
Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Взаимопомощь Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников
6. Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (ТРКМЧП)
Индивидуальная Таким образом, мы завершили характеристику основных сословий второй половины XIX века.
Учитель каждому обучающемуся раздает термины и объясняет принцип дальнейшей работы. На экране проектора будут высвечиваться в презентации определения сословий, задача обучающихся правильно определить о каком сословии идет речь Прием - "Рефлексивный экран вопросов" Объяснение Рефлексия деятельности Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач Фронтальная Проверка заполнения таблицы Анализ 7. Самооценка
Кто подчеркнул:
- «Выполнил все задания»
- «Соблюдал правила поведения»
- «Кому что-то непонятно»
Кто поставил себе за работу на уроке…
Кто поставил себе за поведение на уроке… Заполняют все строки листа самооценки
Самоконт-роль, самооценка Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности8. Оценка учителя
Учитель подводит итоги, объявляет оценки
9. Домашнее задание
§ 32-33 - заполнить таблицу до конца (см. Приложение)
Творческое задание: Составить свое генеалогическое древо до XIX века с указанием сословия.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________
На уроке я выполнил(а) / не выполнил(а) все задания
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения
Материал урока мне был понятен / не понятен
Моя оценка себе За поведение на уроке:
За работу на уроке:
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:
Приложение
Сословия и классы Характеристика
Крестьянство Большинство населения Российской империи
Крестьяне входили в состав самоуправляющихся общин
Члены общины были связаны круговой порукой в уплате налогов и повинностей
Сохранялся волостной суд для крестьян, сохранялись телесные наказания
После 1861 г. – проявляется расслоение среди крестьян. Нищета (безлошадные крестьяне) – 27%, бедняки – 29 %, кулаки – 5 – 25%
В общине крестьяне получали землю на основе чересполосицы.
Грамотность среди крестьян – 17,4 %
Крестьяне уходили в город на заработки
Дворянство После 1861 г. – идет расслоение дворянства за счет приток в состав дворян выходцев из других сословий
Чтобы ограничить этот процесс в 1856 г. Были повышены классы чинов по Табели о рангах, дававшие право на личное и потомственное дворянство
Численность: 1867 г. – 652 тыс. дворян, в 1897 г. – 1 млн. 222 тыс.
Политическое влияние дворян ослабло
Часть дворян перестала быть помещиками и жила на доходы от жалования (чиновники)
Разорение части помещиков, часть дворян переходит в разряд буржуазии
Буржуазия Представители : выходцы из купечества (Губонин, Мамонтовы), дворянства (Бобринские, Потоцкие, Шиповы), крестьян (Морозовы, Рябушинские, Гучковы).
В 60 – 70е гг. буржуазия пополнялась за счет чиновников, но в 1884 г. Им было запрещено заниматься предпринимательством (злоупотребления)
Буржуазия поддерживала правительство в противовес революционерам
Многие занимались меценатством (благотворительность и поддержка культуры). А.Корзинкин, П. и К. Боткины, С. и П. Третьяковы, С. Мамонтов
Пролетариат Все наемные рабочие.
К сер. 90х гг. 19 в. 10 млн. чел, из них промышленных рабочих – 1,5 млн.
Особенности рабочего класса в России: Тесно связан с крестьянством; пролетариат был многонационален; большая концентрация рабочих на крупных предприятиях;
80 – 90е гг. 19 в. – выступления рабочих за улучшение своего положения. Требования – только экономические (не было идеи политических прав)
Духовенство Делилось на черное (монахи) и белое (священники)
В 60е гг. детям духовных лиц было разрешено поступать в университеты, гимназии и военные училища.
Интеллигенция 870 тыс. чел. Ученые, литераторы, инженеры, техники, учителя, врачи, художники, актеры.
Выступали против отсутствия в стране политических свобод
Представители: Художники – И. Айвазовский, И. Шишкин, И. Репин, писатель – А. Чехов,, Историки С. Соловьев, В. Ключевский
Казачество Существовало 11 казачьих войск: донское, Кубанское, терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское.
4 млн. чел.
Все мужчины с 18 лет обязаны нести военную службу.
Казаки жили общинами, каждый казак получал пай в размере 30 дес. земли. Обеспеченная жизнь