Изучение романа Ч.Т. Айтматова Плаха на уроках литературы в 11 классе
Изучение романа Ч.Т. Айтматова «Плаха»
на уроках литературы в 11 классе
Урок 1.
Тема: Решение нравственных проблем жизни советского общества в 70 – 80 – годах 20 века на страницах литературных произведений. (На примере романа Чингиза Айтматова «Плаха»). Чтение и анализ романа Ч. Айтматова «Плаха»
Цель для всех уроков: Читая, изучая, анализируя роман, показать, как известный советский писатель на конкретном бытовом и историческом материале решает извечные общечеловеческие проблемы добра и зла, истины и справедливости, нравственности и безнравственности, смысла человеческой жизни. Учить понимать сквозную тему русской литературы «кто виноват?». Учить анализировать крупное художественное произведение, разделив его на сюжетные части. Воспитывать у учащихся правильное понимание общечеловеческих ценностей.
Оборудование: портрет писателя, разные издания его книг, иллюстрации к роману, виды среднеазиатской саванны, озера Иссык - Куль, волков, горных районов Киргизии.
Эпиграфы к уроку:
Зло исцеляют противоположным.
Вольтер
Доброе дело не может быть сделано из ненависти;
тем более из корысти. Оно делается только из любви.
Дж. Рескин Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день.
Ч. Айтматов
Ход урока
Вступительное слово учителя
Чингиз Торекулович Айтматов родился в 1928 г. в кишлаке Шекер Кировского района Киргизии. В 1953 г. окончил с/х институт и работал на животноводческой ферме зоотехником.
Печатается с 1952 года. Любимый писатель очень многих читателей на огромной территории Советского Союза. Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, был известным общественным деятелем. После развала Союза был послом Киргизии в Швейцарии. Умер ..
Самые известные произведения:
“Джамиля” 1958, “Верблюжий глаз”(61),“Тополёк мой в красной косынке”(61) “Первый учитель” (61) ,“Материнское поле”(62) , “Прощай,Гульсары!” (65), “Белый параход”(70) “Ранние журавли”(75), “Пегий пес,бегущий краем моря” (77), “Буранный полустанок”(И дальше века длится день” (80),”Плаха”(86)
Лауреат Ленинской премии (63г)
Государственной премии (68 и 77 г)
Пишет на двух языках (русском и киргизском)
Произведения переведены на многие иностранные языки .
Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал ветеринаром, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). Повесть «Лицом к лицу» на киргизском языке была опубликована в июне 1957 в журнале «Ала-Тоо». Повесть «Джамиля» увидела свет впервые на французском языке в переводе Луи Арагона также в 1957 году. В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля́» на русском языке, принёсшая Айтматову мировую известность [3]. Эта повесть на сегодняшний день является самым популярным произведением Чингиза Торекуловича на всех языках мира. Только на немецком языке она была переиздана уже 37 раз
После «Джамили» были также опубликованы повести «Верблюжий глаз» (1960), «Первый учитель» (1961), «Материнское поле» (1963) и сборник «Повести гор и степей» (1963), за которую писатель получил Ленинскую Премию. Все эти произведения выходили одновременно по-русски и по-киргизски. В 1965 году повесть «Первый учитель» была экранизирована Андреем Кончаловским на «Мосфильме», также «Верблюжий глаз» был экранизирован Л. Шепитько с главным исполнителем в роли Кемела Болотом Шамшиевым, впоследствии ставшим одним из лучших режиссёров по постановке фильмов по произведениям Чингиза Айтматова, как «Белый пароход», «Ранние журавли» и др. Повесть «Прощай, Гульсары!» (1968) принесла автору Государственную Премию. Роман «Белый пароход» (1970) был опубликован на русском языке и на долгие годы становится одним из наиболее признанных произведений Чингиза Айтматова во всем мире, а экранизация романа была показана на международных кинофестивалях в Берлине и в Венеции.. В 1977 году была опубликована повесть «Пегий пес, бегущий краем моря», ставшая одним из любимых его произведений в ГДР, позднее была также экранизирована немецкими и русскими кинематографистами. В 1978 году писатель был удостоен звания Героя Социалистического Труда в СССР. В 1980 году вышел роман «И дольше века длится день», за которую он получил вторую Государственную Премию. Последним произведением, опубликованным в СССР, является его роман «Плаха» (1986).
В постсоветское время были изданы за рубежом «Белое облако Чингиз Хана» (1992), «Тавро Кассандры» (1994), «Сказки» (1997). «Детство в Киргизии» (1998) и «Когда падают горы» («Вечная невеста») в 2006 году, немецкий перевод которого увидел свет в 2007 году под названием «Снежный барс». Это было последнее произведение великого киргизского писателя. В год своего 70-летия в 1998 году писатель был ещё раз удостоен звания Героя Кыргызстана и признан Народным писателем у себя на родине.
С 1990 возглавлял Посольство СССР (с 1992 года — Посольство Российской Федерации) в Великом Герцогстве Люксембург, с 1994 по 2006 — посол Кыргызстана в странах Бенилюкса, в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.
Депутат ВС СССР 7 — 11 созывов (1966—1989), народный депутат СССР (1989—1991), член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата СП СССР и СК СССР, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссык-Кульский форум».
Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберга, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.
2. Анализ произведения
В этом удивительном произведении писатель сам на 8 странице романа сформулировал главную мысль романа. («Люди так и не разгадали извечной загадки: отчего зло почти всегда побеждает добро») Главные герои упорно размышляют об истоках человеческой несправедливости, о природе подлости и жестокости… Ответов на многие вопросы не находят. Но на то они и “вечные” эти вопросы (о добре и зле).
- Какими нравственными понятиями нужно оперировать, анализируя этот роман?(добро-зло)
- В каком произведении вы уже сталкивались с решением этой проблемы? Как там решалась эта проблема? (“Мастер и Маргарита” М. Булгаков)
“...Так кто же ты, наконец? Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” (Гете «Фауст»)
- Прочитайте эпиграфы к уроку, одинаковы ли мысли о добре и зле?
(Нет; писатели по-разному решают проблему добра и зла)
Обсуждение основных проблем:
Экологическая проблема.
Проблема богоискательства.
Проблема наркомании.
Проблема вседозволенности, греха.
Проблема совести, добра.
Писатель признается, что “хотел бы отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через большие духовные пространства и поднялся на более высокую ступень. Я хотел бы разбудить совесть в людях, глубокие мысли, с тем чтобы люди лучше понимали свое время, свою жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду. Они должны действительно понимать реальность, и именно для этого им нужна литература”.
Выявление путём фронтальной беседы главных сюжетных линий романа. Сюжетные линии романа и их суть ( очень сжатый пересказ)
1. Авдий Каллистратов и гонцы за анашой.
2. А. Каллистратов и хунта « заготовщиков мяса»: Обер- Кандалов, гибель сайгаков в Моюнкумской степи, заготовка их на мясо из-за его нехватки для народа.
3. Легенда об Иисусе Христе и Понтии Пилате. Интерпретация автора известной библейской легенды.
4. Трагедия главного героя Бостона, его спор с жизненной позицией Кочкорбаева и Базарбая.
5. История волков Акбары и Ташчайнара.
Пять разных сюжетных линий объдинены в одно произведение. Как? Чем? (1. Главным героем; 2. Историей волков ; 3. Главной идеей романа)- Прочитать начало и конец романа
1. Обвал (камни, снег) в горах оттого, что пролетел вертолет: очень страшно, в природе хаос от него, как конец света. Самое яркое и сильное в романе – начало. Сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же самое – сайгаки, волки – все вместе, гонит общая беда – человек. Эти сцены блестяще написаны.
Конец света для Бостона, крушение всех его жизненных идеалов.
(В романе кольцевая композиция указывает на связь природы и человека. Когда в природе хаос, она протестует. Когда хаос, крушение человеческих устоев в обществе, трагедия происходит с человеком).Далее работу вести с группами уч-ся, получившими предварительное задание по четырём сюжетным линиям.
I группа Группа получает тему и вопросы по анализу этой сюжетной линии
Легенда о Понтии Пилате и Иисусе. Христе. (стр. 48)
- О каких вечных человеческих ценностях ведут разговор П. Пилат и Ис. Христос? ( об истине и справедливости, о назначении человека на земле, о добре и зле)
Чтобы до конца понять необходимость ее включения в роман, надо очень внимательно читать диалог Пилата и Христа. Это диалог о соотносительности Добра и Зла!
В чем видит И. Христос смысл человеческого существования? (в самосовершенствовании, в следовании гуманистическим идеалам добра. Он за эти идеалы идет на казнь, страдает за людей. Когда они это поймут, пройдя через страдания и Страшный суд, то на земле наступит вечное царство добра и справедливости) стр. 55 Что вы понимаете под самосовершенствованием? («чтоб люди шли ко мне через страдания, через борьбу со злом в себе изо дня в день, через отвращение к порокам, к насилию и кровожадности» (55) Почему, чтобы стать совершенным, нужно страдать? (чтобы понять трагедию другого, нужно самому пережить трагедию)
В каких словах И. Христос пытается убедить, что жизнь человечества на земле зависит от каждого из нас? (« Сегодня ты жизнь приемлешь.. (стр.55)- В чем пытается убедить нас автор, вложив эти мысли в уста И. Христа? ( ответственность каждого человека за все, что совершается на земле. « ..о завтрашней жизни на земле пусть заботятся сами люди... Человек сам судья и сам творец каждого дня нашего» ( 55) ).
- Почему человеческую историю И. Христа автор считает «наказанием почище Страшного суда?» … какая бездна зла разверзлась, каких только войн, жестокостей, убийств, гонений, несправедливостей, обид не знали люди(55-56).
Как И. Христос объясняет причину такой кровавой человеческой истории? ( .. «зло властолюбия, которым заражены все... - злейшее из всех зол» стр 56.
Какое обвинение за эти убеждения П. Пилат предъявляет И. Христу? ( И. Х. посягает на власть и могущество Римской империи стр. 56).
Что главное в мире для П. Пилата? (сила и власть).
Какое видение было И. Христу перед арестом? Как вы понимаете, что оно обозначает? (стр. 57. Люди погубили друг друга на всей земле. Это предостережение людям земли, если они не прекратят войны, то ядерным оружием можно погубить всё человечество на земле. Ведь события в романе происходят в 1985 году). Почему П. Пилат остался в исторической памяти человечества? ( отдал приказ о казни И. Христа).
Встречали ли мы при изучении литературы героев-альтруистов, способных пожертвовать собой ради людей, страдать за людей? (Данко, Соня Мармеладова, Раскольников, Дон Кихот)
Изменили ли они мир? Почему? (Нет. Один человек слишком слаб, чтобы изменить всё человечество, решить его судьбу. Большинству людей легче жить эгоистом, чем альтруистом, не нужно напрягаться, добиваться, сопротивляться). II группа
Авдий Каллистратов и гонцы за анашой (со стр 14 ) История Авдия Каллистратова. (Сын дьякона, недоучившийся священник (семинарист), предан анафеме, корреспондент молодежной газеты, пишет на актуальные социальные темы.- Почему его очерки об анаше не напечатали в молодежной газете? (по принципу: не буди лихо, пока оно тихо. В советское время эта проблема замалчивалась, её якобы не существовало)Почему поехал в Среднюю Азию, внедрившись в отряд гонцов за анашой? (стр 15,16,31) (задумал изучить проблему заготовки анаши изнутри и каналы её перевоза к потребителям в Россию, написать об этом статью для молодёжной газеты. Он понял, что о проблеме наркомании в Союзе нужно звенеть во все колокола, пока она только зарождается).Гонцы за анашой. Что это были за люди? ( Петруха ,лет 20, Ленька, лет 16 (из Мурманска), Гришан-главарь, Коля и Махач)
Какую цель преследовал А. Каллистратов, общаясь с гонцами за анашой, внедрившись в их банду? (возродить каждому душу к добру, очистить каждого от скверны, спасти их от наркомании)
Почему у него не получилось? (благими намерениями вымощена дорога в ад. Нельзя изменить, возродить испорченного, пока он сам этого не захочет)Как попытался А. Каллистратов убедить гонцов, что они Гришаном втянуты в грязное дело? ( личным примером ) стр 47
Правильно ли начал действовать Авдий? ( нет, это «бисер перед свиньями метать», гонцы за анашой не будут менять свой образ жизни, они его избили и полуживого сбросили с поезда стр 47-48)
Был ли у него путь к спасению? (да, сказать “Гришан, спаси”)
Кто поступал также? (И. Христос. Авдий К. - ещё один герой-альтруист) В романе затронута важная социальная тема — проблема наркомании. Автор показывает гонцов, стремящихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, а прежде всего, возможности пожить в иллюзиях.
Этих людей пытается понять и спасти Авдий Каллистратов. Авдий — сын священника, изгнанный из академии как “еретик-новомысленник”. Авдия мучит мысль о спасении хотя бы одного человека. Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим. Пробудить в своих недругах раскаяние и совесть — таков его способ борьбы со злом.
Надо признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркоманами отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки Авдия достойны глубокого уважения. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный.
Вид Авдия, распятого на саксауле, очень напоминает легенду о распятии Христа, сближая эти образы. Но вопросы и проблемы, ведущие за собой человека на плаху, не решаются Айтматовым однозначно. Мы видим, что в духовной чистоте Авдия автор осознает потребность нашего времени в таких молодых людях.
Домашнее задание по группам.
Домашнее задание. Составить связный рассказ об Авдии Каллистратове по вопросам:
1) Объясните и оцените поведение и поступки А.Каллистратова в отношениях в гонцами за анашой.
2) Опишите образ А.Каллистратова, доказывая названное качество характера поступками героя. (наивный и чистый, без страха, страдает за людей, это его призвание, лично бороться со злом, пытается помочь людям. исправить их.
3) Встречались ли вы в реальной жизни с людьми, похожими на А.К ? Опишите их (Бескорыстное служение людям, стремление разбудить совесть, но оторван от реальной жизни, Дон Кихот)
Урок 2
III группа.
Авдий Калистратов у заготовщиков мяса (хунта Обер - Кандалова)
- Как он к ним попал?
- Что это были за люди? Чем они занимались? Почему? (5 чел.) стр. 73
(5 человек: Обер - Кандалов, бывший военный, готовый на любое подлое дело; Махач, Кепа, Галкин-Гамлет (бывший артист), Абориген-Узюкбай - все алкоголики. Занимались заготовкой мяса, убивая для этого диких животных – сайгаков Моюнкумской степи. Из-за неправильной сельскохозяйственной и экономической политики правительства в Союзе не хватало мяса для питания народа. С вертолёта расстреливали стадо сайгаков, а заготовщики собирали убитых по степи и грузили на машину.
- Почему заготовщики избили и распяли А.Каллистратова? (Он хотел обратить их к богу, т. е. к добру, пытался объяснить им, какое зло они совершают стр.42)
- Почему праведник и фанатик А. Каллистратов потерпел крушение своих попыток вернуть «грешников», с которыми встретился в Моюнкумской степи, к добру, к нормальной жизни? Или Почему «зло почти всегда побеждает добро»? (зло всегда в «стае», праведник- всегда одиночка)
- У каждого героя романа – свой бог, т.е. нравственный выбор, цель и смысл жизни. И в этом нравственном споре каждый непоколебим. Кто из них что проповедует? (Авдий- правду, искренность, добро, борьбу со злом. Понтий Пилат - силу и власть. Исус Христос – самосовершенствование и страдание. Гонцы за анашой – «религию» кайфа, удовольствие любой ценой. Заготовщики мяса - водку, длинный рубль, деньги.) - Кто в бандах совершает грязное дело? (бьёт, убивает)? А кто чистый? Вспомните Раскольникова с его теорией об обыкновенных и необыкновенных людях. Почему предводители гонцов за анашой и заготовщиков мяса решили, что им всё позволено? (безнаказанность рождает вседозволенность). Гришан и Обер-Кандалов – бандитские лидеры. Гришан не лишен претензий на роль лидера, а Кандалов – на роль выразителя традиций “работяги” – винтика.
- Чем страшна идея вседозволенности в современном мире?
- Чем опасны Гришаны, Обер-Кандаловы, Координаторы, Кочкорбаевы в нашем обществе?
Особенно опасны они, оторвавшиеся от живой реальности, от жизни простого человека, общества, почувствовавшие себя хозяевами жизни, вершителями судеб всего и всех. Главный конфликт романа – противостояние высокой духовности, нравственности, человечности, живой, но беззащитной природы всему безнравственному, циничному, что появилось в жизни общества в 70 – 80-ые годы в российском обществе. Писатель-гуманист защищает и проповедует лучшие общечеловеческие нравственные ценности.
- Почему появились в обществе Обер-Кандаловы, Гришаны?
В обстановке безвременья, хаоса, неопределённости появляются и начинают процветать преступные “функционеры”, как Гришан, вербующий и развращающий неоперившихся юнцов, гонцов за анашой. В эту пору преуспевают такие типы, как бандит Обер-Кандалов, спаивающий слабых, бездуховных, деклассированный, толкает их на убийство. - Что известно о семье А.Каллистратова? (У Авдия была религиозная, нравственная семья).
- В каких семьях росли, какие семьи создавали сами «гонцы и заготовщики»? Важно ли это? ( Да. Семья, детство в ней - первоисточник нравственности взрослого человека. У них или её вообще нет или она безнравственна. Вывод: вот к такой взрослой жизни приходят «иваны, родства не помнящие», т.е. не имевшие настоящей семьи, рода). - А у кого в романе семья образцовая? (у волков, в романе символ свободной природы)
- Что объединяет всех отрицательных персонажей романа? (Полное отсутствие положительных идеалов и нравственности, духовности, алчность для разных целей (обогащение, пьянство, кайф), жестокая агрессивность и цинизм (когда нет ничего святого). Чтение стихотворения, посвящённого этому произведению.
Ах, какая может быть тревога?
Сыты все и равнодушны все.
Но куда же нас ведет дорога
По широкой жизни полосе?
Ты попробуй, посмотри на завтра,
Если так спокойно на душе.
Человек, очнись, ну что ж ты замер,
Неужели понял все уже?
…Страшная картина всем открылась.
Долго жили, как под пеленой.
Знаю, что с тобой сейчас творится:
То же, вероятно, что со мной.
Вся планета превратилась в Моюнкумы,
Шприц с наркотиком воткнут в земли клубок,
Вот когда пришел черед Христосу,
О котором первым вспомнил Блок.
Он шагнул не с бабкиных иконок,
Он из душ потерянных шагнул,
Чтобы каждый видел: есть на свете
С Авдием распятый саксаул!
Нужно, люди, срочно просыпаться,
Преодолевая даже дикий страх,
Чтобы всей Земле не оказаться
У сухого саксаула на руках!
4 группа. История волков Акбары и Ташчайнара.
- Случайно ли введены в роман волки?
Волки для тюрков – тотемные животные. Их имена: Акбара – “великая”, Ташчайнар – “перемалывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой. Автор пишет в киргизской, казахской традициях. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно – поэтическому эпосу.
(“Прощай, Гульсары” – “великий конь” Гульсары, “Буранный полустанок” – верблюд Коронар,
“Белый пароход” – рогатая мать – олениха).Животные из киргизского эпоса в произведениях Ч. Айтматова, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим. Мир природы и мир социальный взаимосвязаны. Вооружённый научно – техническими достижениями, но лишенный исторической памяти, природного чувства и социального разума человек обрекает природу, а значит и самого себя, на уничтожение, на смерть.
Сайгаки – ровесники динозавров. Об этом пишут ученые. В роман вошли публицистические факты, картинки.
- Сжато расскажите историю волков. Зачем она нужна в романе?
1. Связать все сюжетные линии воедино.
2. Изобразить гибель природы и человека через неразумную деятельность человека.
3. Показать, что зверь лучше человека (на примере волков), он не убивает без необходимости. С образами волков связана в романе и проблема человечности. Волки в романе более человечны и совестливы, чем люди. Мотив совести проходит через синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару.
- Почему историю волков Ч. Айтматов сделал связующей в композиции романа?
Прозрачно-синими глазами Акбары мудрая Матерь-Природа судит действия человека. Волки не просто человечнее в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Тайшчанаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним, причем, они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы одарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая самоотверженность, верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Тайшчанара. Акбара наделена Айтматовым даром нравственной памяти. Она несет в себе не только образ беды, постигший ее род, но и осознание ею нарушения нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока люди не трогали ее саванну, Акбара могла встретить в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбаи, заслуживающий кары, но и невинный ребенок. И хотя личной вины перед волчицей Акбарой у Бостона нет, он должен принять на себя ответственность и за Базарбая, который является его нравственным антиподом, и за действия Кандалова, в одни сутки погубившего Моюнкумы. Айтматов при этом особо подчеркивает: вандализм банды Кандалова возведен чуть ли не в ранг государственной необходимости. Выходит, что нравственное возрождение, эрозия в душах людей, разрушивших жизнь в Моюнкумах, имеет не частное значение, а общее, государственное. Это проблема социальная. Недаром разбой, творимый Кандаловым, не просто допускается, а возводится в уровень трудовой доблести: решена проблема мясопоставок. Вот в чем трагедия.
Роман пронизывает убеждение: за то, что в сегодняшнем мире бесчинствуют базарбаи и кандаловы, в ответе все человеческое общество. И, разумеется, мы с вами.
- Считаете ли вы Бостона жертвой ?
Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бостона. Бостон попадает в роковое стечение обстоятельств. Он совершает три убийства: сына, Акбары и Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть ему сына, похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в бегущую волчицу, убивая тем же выстрелом своего сына. В этих сценах проявляет себя трагическая неотвратимость ответственности за зло. Начало этой катастрофы было в саванне, где одним махом были нарушены законы естественного течения жизни и равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушение законов природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.
Против чего Бостон борется? И кого? (Он выступает против универсальной развратной религии вооруженного превосходства. Ему противостоит совхозный парторг Кочкорбаев, тоскующий по былым временам; подлец Базарбай). Однако жестокий, чуждый, враждебный мир приходит к Бостону – не за его грехи, за чужие. Приходит трагедия, в которой он не виноват, а расплачиваться – ему. Он восходит на свою плаху.
- Как вы понимаете смысл названия “Плаха”?
Вывод
Этот роман — крик, отчаяние, призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в мире. Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится постичь, прежде всего, как проблемы состояния души человеческой. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумов по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. Он уничтожает и сайгаков, и волков. На уничтожение обрекается их естественная среда обитания. Этим и определяется неотвратимость схватки волчицы Акбары с человеком. Кончается это единоборство трагически.
Домашнее задание:
1) Объясните и оцените поведение и поступки А.Каллистратова в отношениях с заготовщиками мяса.
По вариантам письменный ответ на вопрос:
1 - Почему роман называется «Плаха»?
2 - Один в поле- воин?
3 - Почему в романе зло победило добро?
Приговор Айтматова — это уже не лермонтовское учение о тождестве добра и зла, выдвинувшее принципы оправдания зла из-за того, что родились эти противоположности из одного корня; это и не булгаковское зло, которое совершает благо. Герои Айтматова идут на Голгофу, другой дороги нет. А почему? Да потому, что умирает душа человеческая, а когда это происходит, умирает и сам человек. Зло объединяется в стаи, поэтому и побеждает. Добро ходит в одиночку. Поэтому возникает потребность говорить об экологии духа.
4 - Вспомнить изученные произведения классической литературы (Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский, Чехов, Бунин). Как в них решался вопрос: в чём смысл человеческой жизни? Написать сочинение- миниатюру в тезисном виде «В чём смысл человеческой жизни в современном мире?»
5. Дополнительное задание для сильных.
Развернутый ответ на вопрос:
- Что привело на плаху столь разных (непохожих) людей, как Авдий Каллистратов и Бостон Уркунчиев? (разное: возраст, происхождение, история жизни, общественное и семейное положение, уровень образования, характер и направленность интересов, идеалы; общее: бескорыстное служение своим идеалам, больная совесть за всё, что происходит вокруг них, активная жизненная позиция ). (Главная мысль: У каждого духовного человека есть своя положительная идея в жизни, ради которой он готов идти на плаху, жертвуя собой во имя своей великой идеи, чтобы преобразовать мир, сделать его лучше, победить зло.) Литература для самостоятельного чтения по данной теме
В. Распутин «Пожар»\
В. Астафьев «Печальный детектив»
Андрей Вознесенский «Ров»