Урок развивающего контроля по ФГОС: этапы, структура, приемы.


Урок развивающего контроля по ФГОС: этапы, структура, приемы. 
Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. Рассмотрим подробнее, как строятся такие уроки, в чем их принципиальное отличие, как правильно сконструировать урок развивающего контроля. 
Главные особенности уроков развивающего контроля
Уроки такого типа должны охватывать два занятия: на первом выполняется собственно контрольная работа, на втором — проводится ее анализ. Причем оба урока должны быть разделены во времени, которое необходимо учителю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней).
В отличие от уроков рефлексии, на уроках развивающего контроля охватывается большой материал, а потому содержание контрольной будет более объемным и разносторонним.
Формы организации уроков развивающего контроля
Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:
Ученики пишут контрольную работу.
Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.
Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.
По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.
В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:
Самоконтроль — эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.
Взаимоконтроль. Класс делится на пары (тройки). Эталон оказывается у одного в паре. Организуется взаимопроверка. Формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником.
Педагогический контроль. Эталон остается у учителя. Научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.
Структура урока развивающего контроля
Рассмотрим последовательно каждый этап уроков подобного типа.
I урок
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям (3-5 минут)
В начале занятия необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал ее необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу"). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учеников, необходимые для преодоления препятствия, создается ситуация успеха.
У каждого учителя наверняка есть свои приемы для введения учеников в урок, для создания хорошего, рабочего настроения. Это могут быть рифмованные строки, цитирование высказывания известного человека об успехе и умении трудиться, о преодолении препятствий и покорении вершин. А может быть и наоборот — успокаивающая музыка, которая снимет напряжение и создаст рабочую обстановку. Удобнее, конечно, ориентироваться на особенности конкретного класса.
На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок.
Приемы для этапа мотивации:
Конкурс шпаргалок.
Ромашка Блума.
Корзина идей.
Бортовой журнал.
Толстые и тонкие вопросы.
Кольца Венна.
Кластер.
Сорбонки.
Приемы желательно подбирать такие, чтобы ученики могли через структурирование знаний, вспомнить наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы.
2. Этап актуализации и первого пробного действия (35-40 мин)
На данном этапе продолжает подготовка мышления учеников к написанию контрольной работы, актуализируются знания по теме. После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы.
После написания работы ученик сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты. Важно: без исправления ошибок.
В конце урока каждый ученик сам выставляет себе оценку.
Приемы для этапа актуализации:
Таблица "ЗХУ".
Прием "Верно-неверно".
Кластеры.
Ассоциативные ряды.
Бег ассоциаций.
II урок
Проводится после того, как учитель проверил контрольные работы. Теперь важно, чтобы ученики сами нашли свои ошибки, зафиксировали затруднения и определили путь их исправления.
3. Этап локализации затруднений (5-7 минут)
Главная цель этого этапа работы в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения.
Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:
Какое задание я выполнял? С какой темой это было связано?
Что я сделал сначала, что потом?
В чем возникло затруднение?
На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение?
Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?
Приемы для этапа локализации:
Инсерт.
Таблица "ЗХУ".
Ромашка Блума.
Бортовой журнал.
Морфологический ящик.
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (около 10 мин)
На данном этапе ученик  должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых схожи, таких учеников можно определить в группы (пары).
После этого начинается подбор средств и способов разрешения затруднений. То есть выбираются те понятия, правила, формулы, модели, с помощью которых можно скорректировать ошибку. В качестве средств также можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках.
Работать удобнее по следующему плану:
Ставим цель. Общая, конечно, будет одна — устранение пробелов и коррекция знаний. Но потом каждый ученик (или группа) ставит для себя более конкретную цель, связанную с допущенными ошибками. Например, повторить правописание безударных гласных в корне, научиться решать задачи на валентность, запомнить теорему Пифагора.
Находим средства, которые понадобятся для достижения цели. Это может быть учебник, конспект предыдущего урока, презентация, справочник и т.д.
Находим способ достижения цели: повтор главы учебника, составление таблицы, пересказ темы товарищу, повторение правила, формулы и т.д.
Приемы для этапа построения проекта:
Составление алгоритма.
Прием "Да-нет".
Толстые и тонкие вопросы.
ИДЕАЛ.
5. Этап реализации построенного проекта (до 10 минут)
Ученик на данном этапе самостоятельно или в парах (в группах) работают по составленном проекту.Приемы для этапа реализации проекта:
Мудрые совы.
Обратная мозговая атака.
Интеллектуальный ринг.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (3-4 минуты)
На данном этапе ученики обсуждают возникшие затруднения, объясняют какие пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран.
Прием для этапа обобщения:
Мудрые совы.
Коллекционер.
Шесть шляп.
Толстые и тонкие вопросы.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (до 10 минут)
Теперь ученики выполняют самостоятельную работу, выбрав только задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. После этого они проверяют свои работы по готовому образцу (эталону) и фиксируют преодоление препятствий.
Приемы для этапа самостоятельной работы:
Прием "Да-нет".
Верные и неверные суждения.
Лови ошибку.
Реставратор.
Мини-тестирование.
Цепочка (в разных вариантах).
8. Этап включения в систему знаний и повторения (5-7 минут)
Теперь важно еще раз повторить те знания и умения, которые вызвали затруднения, закрепить их и подготовится к восприятию следующей темы.
Обычно предлагаются задания, аналогичные тем, что выполнялись на предыдущем этапе, но уже более творческие и расширенные.
Приемы для этапа повторения:
Бег ассоциаций.
Кластер.
Составление алгоритма.
Лови ошибку.
Толстые и тонкие вопросы.
9. Этап рефлексии деятельности на уроке (3-5 минут)
Главная цель этого этапа — самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом же этапе формулируется задание для домашней работы (если в этом есть необходимость).
Приемы для этапа рефлексии:
Синквейн.
Хоку или хайку.
Цветные поля.
Дерево познания.
Лестница успеха.
Анкетирование.
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля
Выбрать форму проведения контрольной работы. Предполагается, что для урока развивающего контроля удобнее выбирать письменные формы контроля: тесты, задания по карточкам, общие контрольные по вариантам. Желательно, чтобы контрольная работа содержала в себе задания разного уровня сложности.
Составить перечень необходимого минимума знаний (правил, формул, положений и пр.), то есть определить минимум того, что должен знать каждый ученик после изучения этого блока, раздела.
Для каждого вычлененного ЗУН составить задания, используя принцип минимакса (от самых простых до заданий повышенной сложности).Написать задания контрольной работы. Вариантов может быть несколько.
К контрольной работе составить эталон проверки, разработать критерии оценивания и проверки.
Выбрать формы работы для каждого этапа урока, определить, какие методы будут использованы.
После проверки контрольных работ вычленить все затруднения, зафиксировать их, сгруппировать.
Подготовить для каждой выделенной группы аналогичные задания и эталоны проверки.
Продумать форму проведения этапа рефлексии.
Составить задания для этапа повторения.
Составить технологическую карту урока (конспект).
Провести самоанализ урока по составленному конспекту, при необходимости внести правки и уточнения.
Отметим, что в педагогической практике есть обычные контрольные уроки, во время которых ученики выполняют задания и получают оценку. Но уроки развивающего контроля отличаются от таких главной своей установкой: важно не столько проверить качество знаний учащихся, сколько направить их мышление на развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции.