Конспект урока по трудовому обучению для 7 класса школы VIII вида. «Высокорослые и карликовые плодовые деревья, понятие приствольного круга».
Конспект урока по трудовому обучению
для 7 класса школы VIII вида.
«Высокорослые и карликовые плодовые деревья, понятие приствольного круга».
учитель Мельникова Е.С.
г. Братск
2016г.
I. Орг. момент.
Проверка домашнего задания
- в чем заключается подготовка почвы под посадку смородины ?2. Целеполагание и мотивация
Загадка :Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.Ответ: Яблоко
Тема урока «Высокорослые и карликовые плодовые деревья , понятие приствольного круга».
Цель: Расширить представление о видах плодовых деревьев и дать понятие о приствольном круге .Познакомить с определением площади приствольного круга .
Актуализация знаний .- Какие плодовые деревья вы знаете? ( яблони , груши ,и т д.)
- Из всех плодовых деревьев ,самыми наибольшими считаются
-Яблоня 8-10м; груша 10-12 м ; это высокорослые (сильнорослые ); или
- низкорослые ( слаборослые или карликовые ) - яблони , груши -1-8,2-5 м
- плодовые деревья одного сорта могут быть ,как низкорослые так и высокорослые .
- что такое саженец?( растение выращенное из черенка или подвои )
- размер дерева , сила роста ,и характер кроны ,.зависит от особенностей выращивания саженцев .
- для получения саженцев высокорослых деревьев , яблони и груши подвои выращивают из таких же высокорослых плодовых деревьев .
- саженцы низкорослых плодовых деревьев получают прививкой обычных сортов яблони и груши на особые слаборослые подвои .
- карликовые яблони ,кроме небольшой высоты отличаются тем ,что образуют кустовидную крону .Отведенные ветви так же легко укореняются ,как ветви красной смородины .Это их свойство используют для выращивания подвоев .
- сильнорослые деревья растут долго . достигают большой высоты ,корни у них залегают глубоко в почве ,поэтому они отличаются большой устойчивостью к неблагоприятным условиям .
- недостаток сильнорослых плодовых деревьев в том , что они долго не плодоносят , в первые годы дают небольшие урожаи .
- к тому же с больших деревьев трудно собирать плоды .- Слаборослые плодовые деревья быстрее вступают в пору плодоношения ,плоды у них появляются на 2-3 года раньше ,чем на сильнорослых деревьях .- слаборослые деревья имеют небольшую крону .поэтому их можно высадить больше .За слаборослыми деревьями легче ухаживать и проще собирать урожай .
-небольшая крона слаборослых деревьев лучше освещается солнцем .поэтому качество плодов (окраска . величина ) у них выше чем у сильнорослых деревьев .
- недостатки слаборослых .корневая система у них развита слабо из за этого деревья плохо удерживаются в земле ,при сильных ветрах и под тяжестью урожая могут наклоняться и падать .
-основные корни слаборослых деревьев располагаются близко к поверхности почвы и в бесснежные зимы вымерзают
-В настоящее врем яблоки являются широко потребляемым в мире фруктом, ежедневное употребление яблок является профилактикой многих заболеваний.Есть старая английская поговорка: «Съедая по одному яблоку каждый день, можно избежать визита к врачу».Яблоко считается символом мира.
- Что такое приствольный круг плодового дерева ?-площадь круга около ствола дерева называют приствольным кругом .в приствольном круге расположена основная масса горизонтальных корней .
-Границу распространения горизонтальных корней плодового дерева можно определить по кроне дерева .- К концам самых крайних веток нужно поставить планку и отметить ее положение на почве .- сделать несколько таких отметок вокруг дерева ,затем отступить от этой линии на 20-30 см в сторону от дерева и прочертить окружность вокруг дерева .
4. Первичное усвоение нового учебного материала
Работа в тетради (число , тема урока . Из всех плодовых деревьев ,самыми наибольшими считаются Яблоня 8-10м; груша 10-12 м ; это высокорослые (сильнорослые ); Низкорослые ( слаборослые или карликовые ) - яблони , груши -1-8,2-5 м.
« Правила безопасной работы с пилкой »
1.Работать на отведенном месте.
2.При работе стоять на расстоянии 1-2 м друг от друга
3.Не садиться на корточки
4.Не класть пилку между ног .
5.Нельзя располагать левую руку на пути движения пилки .Правила безопасной работы лопатой »
1.Пользоваться лопатой только по назначению.
2.Получая лопату проверить исправность ее рабочей части, состояние и насадку черенка .3.Переносить лопату к месту работы только рабочее частью вниз .4.Работать на отведенном месте .Во время перерыва заглубить рабочую часть лопаты в почву, чтобы кто –нибудь случайно не наступил на острый край .
5.Работать спокойно ,размерено ,не торопясь Соблюдать правила перекапывания почвы лопатой .
Тема: Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека. Правила выполнения утреннего туалета.
Ход урока.
I . Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
III. Сообщение темы урока.
Перед вами лежат части пословиц, постарайтесь собрать их. (Болезнь с грязью в дружбе. Чистота – залог здоровья. Человека лень не кормит, а здоровье только портит. Болен — лечись, а здоров — берегись.)О чем в них говорится? Как вы поняли их смысл?
Сегодня на уроке мы узнаем о гигиене как науке и о том, какую роль играет гигиена в жизни человека.
- Ребята, а знаете ли вы, что такое гигиена?
Словарная работа:
- Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.
Самое дорогое у человека это здоровье, мы веселы и красивы потому, что здоровы
- Расскажите о том, как вы следите за чистотой своего тела?
- А для чего вы моете руки?
- Самый симпатичный человек в чумазом виде покажется нам некрасивым. Но главное, что грязь не только некрасивая, но и опасная! Вместе с частицами земли и пыли на нашей коже скапливаются микро
- Ребята, как вы считаете, почему же чистота и здоровье связаны между собой? ( Если человек следит за чистотой своего тела, рук – он болеет реже.- А если человек не заботится о гигиене, он очень часто болеет.
- Болезнетворные микробы попадают с грязных рук в организм и человек начинает болеть.)ФизминуткаКран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Хорошенько! Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся! Умывайся!
Грязь, смывайся! Убирайся!
Ребята скажите, какие правила личной гигиены вы должны соблюдать в течение дня?
УТРОМ
Умойся, почисть зубы, причешись
ДНЕМ
В течение дня мой руки перед едой, после оборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездки в транспорте
ВЕЧЕРОМ
Перед сном вымой руки, лицо, шею, уши, почисть зубы, прими теплый душ и обязательно вымой ноги
А что же нам помогает соблюдать эти правила?
Мы используем предметы и средства личной гигиены:
ПРЕДМЕТЫ л. г. полотенце, мочалка, зубная щетка, расческа, носовой платок, пемзаСРЕДСТВА туалетное мыло, зубная паста, шампунь, крем для рук, туалетная бумага, гель для душа.
-Распределите предметы и средства на 2 группы: ЛИЧНОЕ и ОБЩЕЕ
- Почему некоторые предметы гигиены должны быть только личными?
Проблемная ситуация: Как мы должны чистить зубы?
Чистка зубов — гигиеническая процедура для очистки поверхности зубов от остатков пищи и мягкого зубного налёта. Обычно выполняется с помощью зубной щётки или/и зубной нити.
Как чистить
Необходимо чистить зубы не менее двух раз в день: утром после завтрака (1 — удаление остатков пищи; 2 — не на пустой желудок), перед сном, после последнего приема пищи/жидкости (за исключением воды).
1.Перед чисткой зубную щетку обязательно нужно помыть.
2.На щетку наносится небольшое количество пасты (не более 0,5 см для детей и не более 1 см для взрослых).
3.Расположите головку зубной щетки под углом 45 градусов к линии десны. Делайте короткие круговые движения по направлению от десны к режущему краю. Тщательно чистите каждый зуб.
4.Чистка внутренней поверхности каждого зуба движением от десны к зубу.
5.Такими же движениями чистите внешние поверхности зубов.
6.Движениями вперед-назад или круговыми очистите жевательные поверхности верхних и нижних моляров.
7.Завершите чистку массажем дёсен — при закрытом рте щеткой совершите круговые движения с захватом зубов и дёсен.
8.Почистите язык. (Для чистки языка производятся специальные скребки, но можно ограничиться и зубной щёткой. Начинайте чистку языка с задней части и постепенно направляйтесь к передней поверхности.)9.Помойте щетку и поставьте в стакан щетиной вверх.
Щётку рекомендуют заменять на новую по крайней мере каждые три месяца, так как она изнашивается.
Для чего нам нужно мыло? Умеете ли вы умываться? Сейчас мы это проверим.
Подворачиваем рукава, мочим и намыливаем руки. Намыленные руки должны соскальзывать друг с друга, как санки со снежной горки. После этого руки ополаскиваем, отряхиваем и вытираем полотенцем.
Лицо и шею моем с мылом. Сначала намылим пальчики, затем лицо и шею. Не забываем протереть уши и за ушами. Если долго тереть лицо мылом, то кожа станет шелушиться, поэтому тщательно смываем мыльную пену со лба к подбородку.
IV.Закрепление изученного.
Для чего все должны соблюдать правила личной гигиены?
Что мы должны делать утром? Днем? Вечером?
Что вы знаете о зубах?
Для чего нужны человеку зубы?
Зачем нужно чистить зубы щеткой с пастой или порошком?
Как часто нужно чистить зубы щеткой с пастой или порошком?
5. Покажи, как нужно пользоваться зубной щеткой?
Для чего человеку нужны уши?
Зачем их нужно чистить?
Какие правила чистки ушей вы запомнили?
Покажи, как пользоваться тампоном для чистки ушей..VII. Закрепление знаний:
С какой темой сегодня знакомились? Что значит слово "гигиена"? Чтение правил личной гигиены по таблице:
Мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения. Стричь коротко ногти на руках и ногах.
Мыть на ночь ноги и вытирать их специальным полотенцем. Мыться до пояса, мыть лицо, уши, шею. Содержать в порядке волосы. Чистить уши регулярно.
Арифметический диктант
- Катя и Таня задумали два числа. Катя задумала число, состоящее из 1дес. а Таня на 7 единиц больше. Какое число задумала Таня? (17)
-Ученик записал число 35, переставил в нём цифры. Какое число получилось? (53)
- Наименьшее двузначное число (10)
- Запишите число больше 46, но меньше 48? (47)
- Как одним словом назвать эти числа?
В) Задача на логическое мышление
- У астронавта телескопы для наблюдения за звёздами были установлены на трёх башнях. Первая башня ниже второй, но выше третьей.
- Какая башня самая высокая? (2)
- А какая самая низкая? (3)
Г) Повторение алгоритма.
- Астронавты часто ведут исследования, поэтому Астроном предлагает вам поучаствовать в «исследовании » примеров.
- Рассмотрите данные математические записи
13 + 1 13 – 1
17 + 2 17 -2
14 + 3 14 -3
-Чем похожи и чем отличаются примеры в обоих столбиках?
- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать приёмы сложения и вычитания однозначного числа из двузначного.
-Чтобы решить эти примеры, вспомним алгоритм, над которым мы работали на предыдущих уроках
-Запиши примеры на сложение и вычитание , используя числа данные в задании. Реши их.
А) 15,2,3. Б) 18,4,2
Выберите средства и предметы личной гигиены?