Экологический проект Сохраним озеро Кенон в школьном курсе Региональная экология

Экологический проект «Сохраним озеро Кенон» в школьном курсе «Региональная экология».
Данный проект направлен на привлечение внимания детей и подростков к актуальной экологической проблеме сохранения целостности водных экосистем озёр, изучение особенностей биоценозов озёр и возможностей их использования человеком, применение полученных знаний в практическом природоохранном проектировании, формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой Родины, освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации, приобретение учащимися умения работать в команде, во взаимодействии с органами власти и со средствами массовой информации по решению экологической проблемы сохранения экосистем озёр.
Проект разработан на основе компонентов экологической культуры подростков (Таблица 1) [4].
Таблица 1
Критерии экологической культуры учащихся подросткового возраста
Компонент экологической культуры человека
Потребности учащихся
Критерии экологической культуры учащихся

1
2
3

Эмоционально-эстетический
Восприятие прекрасного в природе и людях
Умение замечать и ценить красоту природы; эмпатия ко всему живому

Ценностно-смысловой
Самопознание, самопринятие и уважение в среде сверстников
Рефлексия отношения к природе, людям и самому себе; проявление ответственного отношения к природе, людям, самому себе

Когнитивный
Расширение познания мира природы, включая человека; объяснение законов мироздания
Знание основ экологии

Деятельностный
Социально значимая деятельность, самореализация, общение со сверстниками, самостоятельность
Готовность действовать для улучшения социоприродного окружения школы; экологическое поведение в повседневной жизни; реальный вклад подростков в улучшение состояния экологической обстановки своей местности

Тип проекта: исследовательский, прикладной, межпредметный.
По количеству учащихся проект коллективный. Выполняют его учащиеся 8 классов.
Проект организуется первоначально внутри школы с последующим вовлечением в него учащихся других школ города и жителей города.
По продолжительности проведения проект долгосрочный, проводится во внеурочное время, с отслеживанием его на уроках и внеклассных мероприятиях.
Перед началом работы проекта целесообразно провести опрос среди учащихся, на выявление уровня экологической культуры учащихся.
Актуальность.
Актуальность проекта объясняется тем, что в условиях необратимой трансформации природных экосистем озёр, нарастающего дефицита источников пресной воды и получения чистых продуктов питания, ухудшения их качества, а значит, и ухудшения состояния здоровья населения наступила реальная опасность выхода за пределы естественной емкости биосферы, когда расход запасов пресной воды и вылавливание рыбы происходят интенсивнее, чем их пополнение.
Пресноводные экосистемы озёр – особый мир, отличительной особенностью которого является его способность к самоочищению. Но этот процесс не может быть бесконечным. Поэтому одна из важнейших природоохранных задач состоит в том, чтобы поддерживать эту способность.
Естественные озёра со временем превращаются в болота; биоценозы в них сохраняются на одном и том же уровне длительное время. И хотя все связи между организмами за долгие годы совместного существования в естественном биоценозе отточены, продуктивность таких водоемов в 3-4 раза ниже, чем рыбохозяйственных озёр. Человек ухаживает за рыбоводным озером и не дает ему превратиться в болото, освобождая водоем от избытка растительности и осуществляя ряд других мероприятий по его охране.
Если общественность не подключится к решению проблемы сохранения озер, то они могут просто исчезнуть, так как через некоторое время озеро превратиться в болото, а болото - в луг. Это необратимый процесс, если только люди сами не позаботятся о продлении жизни озера, одновременно используя их для разведения рыбы и получения чистого, диетического продукта питания [1].
Данный проект призван предупредить исчезновение уникальных источников пресной воды, рекреационной зоны для населения, сохранить биологическую и рыбоводную продуктивность озёр, целостность их экосистем путём привлечения внимания органов местной власти, общественности и СМИ к решению данной проблемы через реализацию ряда природоохранных мероприятий.
Данный проект предоставляет возможность обучающимся вести проектную деятельность и научно-исследовательскую работу по актуальным вопросам экологического образования в курсе «Региональная экология». Он также предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния водных экосистем озёр, а также изучению возможностей их использования человеком [3].
Таким образом, в ходе реализации проекта планируется решить следующие проблемы:
- сохранение целостности водных экосистем озера;
- охрана биоценозов озера от загрязнения и разрушения;
- социализация обучающихся;
- повышения уровня экологической культуры учащихся и жителей села;
- выбор будущей профессии.
Благодаря практической и экологической направленности, проект может быть использован учащимися, педагогами, экологическим фондом, управлением охотничьего и рыболовного хозяйства, студентами биологических и экологических факультетов.
Практическая значимость проекта состоит в том, что в настоящее время не все понимают важность сохранения экосистем озера на нашей малой родине, их перспективные возможности. Данный проект предусматривает проведение исследовательской работы, итогом которой является составление технологической характеристики озера, организация просветительской работы по сохранению экосистем водоема, привлечение внимания общественности, органов власти и СМИ к данной проблеме; осуществляет реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке состояния биоценозов озера, предоставляет широкие возможности для самореализации учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своей среду обитания.
Цель проекта: оценить состояние и раскрыть возможность сохранения и улучшения озера Кенон в целях рекреационного значения и рыбохозяйственного значения.
Задачи:
- раскрытие и углубление знаний учащихся об особенностях биоценозов озера;
- освоение учащимися способов и методов оценки экологического состояния водных экосистем;
- овладение умениями применять биологические и экологические знания для объяснения важности решения проблемы сохранения данного водоёма;
- составление технологического описания озера как результата полевых и лабораторных исследований;
- формирование у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованного человека;
- привлечение внимания общественности к решению данной проблемы;
- представление итогов работы в форме презентации для учащихся школ города, работников охотничьего и рыболовного хозяйства;
- освещение хода работы над проектом и ее результатов на страницах местной газеты.
В ходе реализации проекта предполагается проведение акций, операций, конкурсов рисунков и плакатов, праздников, мониторингов озера, а также уроков и экскурсий по теме проекта, экологического марафона между учащимися школ города.
Конечный результат проекта: школьная конференция с привлечением общественности.

Описание проекта
Проект ставит своей целью углубленное изучение особенностей биоценозов озера для определения его биологической и рыбоводной продуктивности, составление технологического описания данного водоёма, распространение идеи и стратегии сохранения целостности экосистем озера.
Это достигается следующими методами:
- теоретическими (изучением и анализом специальной и методической литературы);
- эмпирическими (наблюдением, описанием, измерением, экспериментом, анализом причинно-следственных связей, обобщением материалов);
- статистическими (анализом и обработкой результатов экспериментов и измерений).
Механизм реализации проекта
изучение и анализ особенностей экосистем озера;
анализ специальной и методической литературы;
организация встреч с ведущими специалистами по теме проекта;
проведение полевых и лабораторных исследований;
использование современных методик при ведение наблюдений и экспериментов;
разработка методик организации занятий;
отражение хода реализации проекта на страницах СМИ.
Реализация проекта
В ходе реализации проекта среди учащихся предполагается сформировать 3 группы в зависимости от направленности деятельности:
I группа – «журналисты», задача которых осуществить сбор и анализ необходимой информации по выбранной теме проекта, подготовить теоретическую основу для исследований, а также отобрать материал для организации просветительской деятельности;
II группа – гидрологи, основной задачей которых является проведение гидрологических, гидробиологических и химических исследований по определению качества воды в озере, составление технологического описания озера;
III группа – ихтиологи и фикологи, основной задачей которых является осуществление ихтиологических исследований с целью описания видового состава озера, а также доказательства возможности их использования для рыборазведения.
Работа над проектом должна осуществляться в несколько этапов.
На первоначальном этапе необходимо провести несколько мероприятий на усвоение эмпатии ко всему живому. Проводятся экологические игры на восприятие прекрасного в природе и в людях. Проводятся конкурсы рисунков, конкурс сочинений на тему: «Озеро в моей жизни». Затем учащимися, под руководством педагога предлагается осуществить сбор и анализ информации по проблеме сохранения водных экосистем озера, основными задачами которых является изучение особенностей биоценозов озера и влияние человека на экосистемы озера; обоснование актуальности и значимости проблемы сохранения озера.
В ходе информационных исследований должна быть изучена и проанализирована специальная и методическая литература по теме проекта. Предполагается провести встречи с кадрами экологического фонда, ведущими специалистами Управления охотничьего и рыболовного хозяйства.
В ходе данных исследований и анализа литературы учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
- происходит ли нарушение целостности экосистем озера;
- происходит ли загрязнение водоёма, если да, то какими способами;
- анализируя статистические данные, учащимся необходимо прийти к выводу, почему видовой состав озера настолько скуден и по численности сократился во много раз, по сравнению с 90-ми годами;
- в ходе информационных исследований, а также ряда встреч со специалистами экологических служб, учащимся необходимо прийти к выводу о том, что основной проблемой низкой продуктивности водоёма, является не соблюдение нескольких норм: браконьерство; озеро является бесхозным; неправильная деятельность местного населения (на примере, сельского хозяйства). Учащимся предлагается привести свои, наиболее подходящие пути решения этих проблем.
На втором этапе с целью определения биологической и естественной рыбопродуктивности озера, планируется проведение полевых и лабораторных исследований: гидрологических, гидробиологических, ихтиологических и изучение физико-географической характеристики озера [2].
Изучение растительного и животного мира, выявление взаимосвязи между ними, и роли в формировании экосистемы. Проведение экологических игр, решение ситуационных задач. Выполнение практических работ. Работа по видовому составу при помощи определителей (если такой не имеется, можно воспользоваться сайтом www.ecosystema.ru).
Третий этап по реализации проекта – проведение эколого-просветительской работы. Проведение химических исследований воды. Решение экологических ситуаций.
Учащиеся выступают с докладами на родительских собраниях. Участники проекта проводят различные операции: «Чистый берег» - сбор мусора на берегу озера; установление плакатов, стендов, на которых могут разместить различные рисунки, призывы к населению, о бережном отношении к природе и в том числе к территории вблизи озера; распространение листовок; мероприятия для школьников младшего и среднего звена и т.д. Подведение итогов исследовательской работы. Выполнение презентации и отчёта.
Полученные результаты. На основании проведённых исследований должна быть составлена технологическая характеристика водоёма. Итоги работы над проектом представляются учащимся школы, педагогам, родителям, приглашенным специалистам, представителям органов местной власти и СМИ, в форме компьютерной презентации с выступление участников проекта. Создавая презентацию ребятам необходимо воспользоваться знаниями полученными на уроках информатики, работа с программа Power Point, Excel, Word.
В дальнейшем можно провести экологический марафон, в котором могут принять участие учащиеся школ города.
Ожидаемый результат: активизация движения школьных объединений, с целью сохранения водных экосистем озёр; вовлечение учащихся школ в различные акции; привлечение внимания общественности и органов местной власти для осуществления регулярного биологического мониторинга и контроля за состоянием качества водной среды; улучшение экологического состояния водоёма, что положительно влияет на здоровье населения и учащихся.
Необходимые ресурсы. Данный проект экономичен. Необходимым инвентарём располагает школа. Местная администрация сможет предоставить транспорт для вывоза мусора во время проведения акции «Чистый берег».
Перспективы дальнейшего развития проекта
После того как проект будет реализован, можно планировать его дальнейшее продолжение по всем направлениям деятельности: образовательной, научно-исследовательской, проектной, природоохранной, профориентационной. Необходимо осуществлять ежегодное проведение биологического мониторинга и природоохранных мероприятий по сохранению озера: укрепление берегов древесно-кустарниковой растительностью, скашивание камыша, содействие с незаконным отловом рыбы, очистка берегов от мусора при поддержке общественности и органов местной власти.








Список литературы
Горлачёв В. П., Корсун О.В., Игумного Е.А., Золотарёва Л.Н. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Чита: Экспресс-издательство, 2007. С 8-9.
Кривенкова И. Ф. Гидробиологические исследования озер: зоопланктон. Чита : ЗабГГПУ, 2007. 39 с.
Пазомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. : АРКТИ, 2005. 112 с.
Социоприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры // под ред. В. П. Соломихин. Новосибирск : Наука, 2008. 281 с.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15