Программа по инорматике 6 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области
«Согласовано»
28.08.13
Руководитель МО
Липницкая В.Н.
Протокол №____
от«28» августа 2013г.
«Согласовано»
29.08.2013
Заместитель директора Чурина Г.Т.
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ № 1
Свинарев А.Е.
Приказ № 65
от «30» августа 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
6 класс
2013
Пояснительная записка
Всего недель: 35
В неделю: 1 час
За год: 35 часов
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 5 - 7 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой.
Программа рассчитана на 105 часов (V класс – 1 час в неделю, 35 часов в год; VI класс - 1 час в неделю, 35 часов в год; VII класс - 1 час в неделю, 35 часов в год). Программой предусмотрено проведение:
контрольных практических работ – 12
проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам
работ практикума – 50
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольных работ.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи и задачи:
целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
В данной программе предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «В мире информации»), а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе на компьютере (глава «Компьютер для начинающих») и освоение практических навыков (глава «Компьютерный практикум»).
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
Комбинированный урок;
Урок-лекция;
Урок-демонстрация;
Урок-практикум;
Урок-игра.
Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Основы информатики и вычислительной техники» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.
Обязательный минимум содержания образовательной области информатика
Понятие информации;
Источник информации, приёмник информации;
Информационные процессы: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации;
Код, кодирование, декодирование;
Текст, текстовый процессор, текстовый редактор;
Символ, слово, строка, документ, фрагмент, абзац, форматирование, редактирование;
Графический редактор;
Компьютер;
Процессор, жесткий диск, системный блок, оперативная память, операционная система, клавиатура;
Данные, пользователь, прикладная программа, программное обеспечение, рабочий стол
Планирование составлено на основе рабочей программы: Босова Л.Л. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Сост. М.Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448 с.
Учебник
Информатика. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. -160 с.: ил.
Дополнительная литература
Рабочая тетрадь. Информатика и ИКТ.6 класс. Босова Л.М: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Тематическое планирование
Компьютер и информация (12 часов).
1. Компьютер и информация
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.
Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Двоичное кодирование числовой информации. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Тексты в памяти компьютера. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовом процессоре Word. Растровое кодирование графической информации. Векторное кодирование графической информации. Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1. Работа с файлами и папками.
Практическая работа №2. Ввод, редактирование и форматирование текста.
Практическая работа №3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.
Практическая работа №4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.
Практическая работа №5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.
Практическая контрольная работа по теме «Создание документов в текстовом процессоре Word»
Контроль ЗУН: КР по теме «Компьютер и информация»
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать/понимать:
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
требования к организации компьютерного рабочего места
виды прикладных программ, основные операции с файлами.
виды систем счисления
виды объектов текстовой информации
алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот
связь между единицами измерения информации.
Уметь:
различать виды информации по способам ее восприятия;
приводить примеры обработки информации на компьютере;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека
создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению
запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание,
сохранять документы
приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
выполнять базовые операции форматирования абзаца и шрифта в текстовом процессоре Word
переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и, наоборот, с использованием
калькулятора
редактировать и форматировать текст, используя формат абзац и текст; создавать надписи
создавать документ в текстовом процессоре, сохранять его, редактировать и форматировать текст по образцу
создавать нумерованные списки
переводить из больших единиц измерения информации в меньшие.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способность конкретного субъекта к его восприятию;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц.
Человек и информация (13 часов)
Содержание учебного материала
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключения.
Компьютерный практикум
Практическая работа №6. .Создание таблицы.
Практическая работа №7. Размещение текста и графики в таблицу.
Практическая работа №8. Построение диаграмм.
Практическая работа №9. Изучение графического редактора Paint.
Практическая работа №10. . Рисование в редакторе Word.
Практическая работа №11 Рисунок на свободную тему.
Практическая контрольная работа «Преобразование информации»
Контроль ЗУН: тест по теме «Информация»
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать/понимать:
достоинства и недостатки представления информации в виде текста
способы познания человеком мира через органы чувств
логические приемы оперирования с понятием
отличия текстового редактора и процессора
основные этапы подготовки текстового документа, содержащего графические объекты; правила ввода текста, приемы работы с текстовым документом
возможности графического редактора Paint
виды определений, требования к построению родовидового определения.
требования к классификации, признаки классификации
виды суждений
правила получения умозаключений
Уметь:
создавать таблицы, редактировать информацию в ячейках
создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять и добавлять ячейки, строки, столбцы
получать информацию из таблиц, схем и диаграмм; изменять местоположение и размещение в тексте графических объектов
создавать диаграммы разных типов, используя табличное представление информации
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов
различать общие и единичные понятия; приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи; редактировать диаграммы
устанавливать логические отношения
делать рисунки, используя основные инструменты и палитру
классифицировать понятия по определенному признаку
создавать рисунки, используя возможности встроенного в текстовый процессор графического редактора
встраивать в текст графические объекты из коллекции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»,
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями,
различать необходимые и достаточные условия,
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера,
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков.
Контроль: тест
Элементы алгоритмизации(10 часов)
Содержание учебного материала
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.
Компьютерный практикум
Практическая работа №12.Линейная презентация «Часы».
Практическая работа №13.Гиперссылки. Презентация «Времена года».
Практическая работа №14. Циклическая презентация «Скакалочка».
Практическая работа № 15. Работаем с папками и файлами.
Практическая работа №16 Создание слайд-шоу
Практическая работа №17 Знакомство со средой программирования
Практическая контрольная работа
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
Знать/понимать:
пошаговое исполнение алгоритма
способы описания алгоритмов,
понятие блок-схемы, обозначения блоков
правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков
правила записи разветвленного алгоритма
понятие цикла, его разновидности
Уметь:
записывать алгоритм известными способами
составлять линейные алгоритмы
записывать алгоритмы различными способами
разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;
использовать при создании графического объекта циклический алгоритм
составлять алгоритмы с разветвлениями и записывать их различными способами
создавать презентации, используя разветвленные алгоритмы
составлять циклические алгоритмы; выполнять циклические алгоритмы
выполнять основные операции с файлами и папками.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры,
иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.
Контроль ЗУН: тест по теме «Алгоритмизация»
Поурочное планирование
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1 Компьютер и информация 12
1.1 Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов 1
1.2 Файлы и папки. 1
1.3 Информация в памяти компьютера. Системы счисления. 1
1.4 Двоичное кодирование числовой информации. 2
1.5 Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Работа с приложением Калькулятор
2
1.6 Тексты в памяти компьютера. 1
1.7 Кодирование текстовой информации. 1
1.8 Растровое кодирование графической информации 1
1.9 Векторное кодирование графической информации. 1
1.10 Единицы измерения информации. 1
2. Человек и информация 13
2.1 Информация и знания. 1
2.2 Чувственное познание окружающего мира. 1
2.3 Понятие как форма мышления. 1
2.4 Как образуются понятия. 1
2.5 Структурирование и визуализация информации. 1
2.6 Содержание и объем понятия. 1
2.7 Отношения тождества, пересечения и подчинения. 2
2.8 Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. 1
2.9 Определение понятия. 1
2.10 Классификация. 1
2.11 Суждение как форма мышления. 1
2.12 Умозаключение как форма мышления. 1
3. Элементы алгоритмизации 10
3.1 Что такое алгоритм. 1
3.2 Исполнители вокруг нас. Логическая игра 1
3.3 Формы записи алгоритмов. 2
3.4 Линейные алгоритмы. 2
3.5 Алгоритмы с ветвлениями. 2
3.6 Циклические алгоритмы. 2
Итого 35
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ6 класс Учащиеся должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Личностные образовательные результаты
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результатыОсновные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Формы контроля и возможные варианты его проведенияТематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально познакомить с тестовыми заданиями, рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 6 классовБосова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Операционная система Windows XP
Пакет офисных приложений MS Office 2007
Календарно-тематическое планирование 6 классы
№ урока Тема Кол-во часов Плановые сроки проведения Фактические сроки проведения
6 А 6 Б 6 А 6 Б
Компьютер и информация (12 ч).
1 Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. 1 05.09 02.09 2 Файлы и папки. 1 12.09 09.09 3 Информация в памяти компьютера. Системы счисления. 1 19.09 16.09 4 Двоичное кодирование числовой информации. 1 26.09 23.09 5 Двоичное кодирование числовой информации. 1 03.10 30.09 6 Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. 1 10.10 07.10 7 Тексты в памяти компьютера. 1 17.10 14.10 8 Кодирование текстовой информации. 1 24.10 21.10 9 Растровое кодирование графической информации 1 31.10 28.10 10 Векторное кодирование графической информации. 1 14.11 11.11 11 Единицы измерения информации. 1 21.11 18.11 12 Контрольная работа по теме «Компьютер и информация» 1 28.11 25.11 Человек и информация (13 ч).
13 Информация и знания. 1 05.12 02.12 14 Чувственное познание окружающего мира. 1 12.12 09.12 15 Понятие как форма мышления. 1 19.12 16.12 16 Как образуются понятия. 1 26.12 23.12 17 Структурирование и визуализация информации. 1 16.01 13.01 18 Содержание и объем понятия. 1 23.01 20.01 19 Отношения тождества, пересечения и подчинения. 1 30.01 27.01 20 Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. 1 06.02 03.02 21 Определение понятия. 1 13.02 10.02 22 Классификация. 1 20.02 17.02 23 Суждение как форма мышления. 1 27.02 24.02 24 Умозаключение как форма мышления. 1 06.03 03.03 25 Контрольная работа по теме «Человек и информация» 1 13.03 10.03 Элементы алгоритмизации (10 ч).
26 Что такое алгоритм. 1 20.03 17.03 27 Исполнители вокруг нас. Логическая игра 1 03.04 31.03 28 Формы записи алгоритмов 1 10.04 07.04 29 Формы записи алгоритмов 1 17.04 14.04 30 Линейные алгоритмы. 1 24.04 21.04 31 Алгоритмы с ветвлениями 1 01.05 28.04 32 Алгоритмы с ветвлениями 1 08.05 05.05 33 Циклические алгоритмы 1 15.05 12.05 34 Контрольная работа по теме «Элементы алгоритмизации» 1 22.05 19.05 35 Итоговая контрольная работа 1 29.05 26.05 Примечание: в 6а, 6б классе не хватает по 1 часу по причине совпадения уроков с праздничными днями.