Урок русского языка по теме «Безударные гласные звуки . Их обозначение на письме»
Технологическая карта урока русского языка
Автор
Малых Елена Павловна учитель начальных классов
МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»
Кореневского района Курской области.
Класс 2
Предмет Русский язык
УМК, базовый учебник УМК «Перспектива»
«Русский язык 2 класс» (в двух частях) Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина Москва Просвещение 2011г.
Тема: «Приставка»
Тип урока по целеполаганию: урок открытия новых знаний
Цель урока: познакомить обучающихся с новой частью слова – приставкой.
Задачи урока: учить выделять приставку в словах, находить в тексте слова с приставками, правильно употреблять в речи слова с приставками.
Формы организации учебной деятельности: парные, индивидуальные, фронтальные.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать познавательный интерес к наблюдению за словом, интерес к родному языку.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу; развивать умение работать с информацией; планировать и выполнять действия
для решения учебной задачи; контролировать оценивать результаты своей работы.
Познавательные: выполнять учебные действия, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать изученный материал.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения и прислушиваться к
мнению других, развивать умение работать в паре.
Этапы урока Ход урока Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяΙ.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Посмотрите на доску, что за знаки там записаны?
А,В,Г,Д,Е,З,И,К,Л,
- На какие две группы их можно разделить?
-Первыми сядут те, чьё имя пишется с гласной буквы.
- Теперь сядут те, чьи имена пишутся с согласной буквы.
Все знают, что согласных букв в русском языке больше.
С согласных букв начинаются многие хорошие слова. Вот лишь некоторые из них:
желание
старание
достижение
- Это и есть своеобразный план нашего урока: если у вас будет желание работать, если приложите старание на уроке, то непременно нашим достижением станут хорошие результаты и новые знания.
- Появилось желание работать? Настраиваются на работу К.Взаимодействуют с учителем во время приветствия.
Р.Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Минутка чистописания- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать гласную букву, которая в этих словах обозначает два звука. Какая это буква?
- Пронаблюдайте, какую закономерность нужно соблюдать на строчке во время письма.
Ее Еее Ееее ….
Выделяют букву Ее
Выявляют закономерность: каждый раз добавляется 1 строчная буква е.
Самостоятельно работают в тетради. П.Выделяют существенную информацию.
Р.Дополняют и уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания.
ΙΙ.Актуализация знаний.
Формулирование проблемы, планирование деятельности
- Прочитайте слова, записанные на доске. Чем они похожи?
цветы
следы
выходы
- Назовите и выделите орфограмму, которая встречается в каждом слове. Вспомним правило, как найти корень в слове?
- Давайте поиграем в игру «Третий лишний».
Среди этих слов найдите лишнее.
- Я могу эту часть убрать (убираю) и опять приставить
-Как же можно назвать эту часть, если её можно убрать, или приставить к корню?
- Проверим наше предположение по учебнику с.57
Наблюдают за словами, находят лишнее слово, объясняют орфограмму.
По 1 человеку работают у доски .Находят лишнее слово
Выходы т.к. в этом слове есть новая часть.
Помощник у доски демонстрирует действия с приставкой.
Формулируют тему урока Приставка
Р.Слушают в соответствии с целевой установкой;
П.Выдвигают предположения о теме урока;
отвечают на вопросы
К.Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме.
ΙΙΙ.
Работа по теме урока.
Построение выхода из затруднения.
- Что вы сегодня хотите узнать о приставке?
1)Что такое приставка?
- Давайте вместе с вами узнаем:
2)где стоит приставка в слове?
3)Для чего нужна приставка?
4)Как обозначается приставка?
- Вот выстроился своеобразный кластер.
На все эти вопросы вам поможет ответить профессор Самоваров на с. 57 в учебнике.
-Поработайте по рядам и изучите информацию:
*1ряд найдёт ответ на 1-ый вопрос.
*2ряд – на 2-ой вопрос.
*3ряд – на 3-ий вопрос.
*А на 4-ый вопрос отвечу я.
Изучают информацию в учебнике на с. 57,
готовят ответы на вопросы.
Р. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания;
-осуществляют взаимоконтроль.
П. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. К.Рефлексируют свои действия,
формулируют собственное мнение и позицию.
ΙV.Первичное закрепление.
Итак, подведём итог нашей исследовательской работе!
приставка
стоит перед корнем
служит для образования новых слов
обозначается так ¬
-Так какая же приставка в слове выходы? Давайте её выделим.
-Кто хочет рассказать правило, которое мы сами вывели сегодня о приставке?(1 чел.)
-Ребята, вчера я прочитала интересную статью в местной газете и хочу с вами поделиться информацией.
Слайд 1 Вчера в нашем саду появилась птица.
Она перепрыгивала с ветки на ветку. Гостья присела на кормушку, а потом улетела домой
- Какая птица могла прилететь на кормушку?
-как вы можете помочь птицам зимой? Делятся результатами исследования.
Работают с кластером у доски.
Выделяют приставку в слове выходы.
Повторяют правило, опираясь на кластер.
Читают вслух текст.
Рассказывают о птицах. Р.Выполняют учебные действия в речевой форме;
П.Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, выполняют практическое задание.
К. Формулируют собственное мнение и позицию.
V
ФизминуткаВыполняют упражнения VΙ.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Вы уже много узнали о приставках, найдите в тексте слова с приставками, выпишите их и выделите приставки.
- Зачем нужны кормушки зимой?
- Ребята, а давайте приставки тоже поселим в домик, чтобы им было уютно и вы их лучше запомнили. Я приготовила такую «Избушку для приставок».Там уже живут приставки, с которыми мы сегодня на уроке встречались. Прочитайте их
при- пепе- у- вы-
- А вот какие ещё есть приставки в русском языке, вы узнаете из задания к упр. 75 на с. 57 . Постарайтесь их запомнить .-Поработайте в парах. При помощи приставок из нашей «Избушки», используя глагол читать, составьте новые слова. Запишите их.
-Проверка Слайд 2.
-С любым придуманным словом составьте побудительное предложение.
Выписывают слова с приставками по 1чел. у доски, а остальные работают в тетради, выделяют и объясняют приставки в словах.
Отвечают на вопросы
.
Находят приставки, «поселяют» их в избушку
Работают в парах образуя и записывая новые слова в тетрадях.
Проверяют с доской, исправляют ошибки.
Составляют и озвучивают свои предложения. Р.Действуют по инструкции в задании, контролируют свои действия
П.Владеют общими способами решения конкретных лингвистических задач, произвольно строят речевые высказывания.
К.Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, продуктивно взаимодействуют в паре.
VΙΙ.
Итог урока. Рефлесия. - Что вы узнали сегодня о приставке?
-Для чего же нужны приставки в русском языке?
-Посмотрите, сколько новых слов вы образовали с помощью приставок! (слайд)
-Особенно мне хотелось бы обратить ваше внимание на слово перечитать. Как часто нам приходится перечитать информацию, чтобы лучше разобраться в чём-то или запомнить что-то.
-Сейчас я бы хотела, что бы вы перечитали ещё раз слова, с которых мы начинали урок.
желание
старание
достижение
-Признайтесь, кто сегодня с желанием работал на уроке?
- А кто считает, что особенно старался сегодня на уроке работать может быть даже лучше и больше обычного? (Словесная оценка учителя)
-А вот что сегодня стало вашим достижением, скажите об этом, закончив фразу
Слайд 3
Сегодня на уроке моим достижением стало…
- Чтобы ещё больше закрепить сои достижения выучите правило на с.57 и упр.76.
Спасибо всем за работу на уроке. Урок окончен.
Отвечают на вопросы, опираясь на кластер.
Слова читают дети
оценивают свою работу на уроке.
Записывают домашнее задание в дневник. П.Оценивают процесс и результат деятельности.
К.Рефлексируют свои действий .Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью,