Доклад «Текстоориентированный подход в обучении как эффективный способ формирования языковой и духовной культуры школьника».


Выступление на августовской конференции
секции учителей русского языка и литературы
по теме:
«Текстоориентированный подход в обучении как эффективный способ формирования языковой и духовной культуры школьника».
учитель русского языка и литературы
МБОУ сош пос. им. 25 Октября
Лаишевского района Республики Татарстан
Карпова Лидия Николаевна
22 августа 2014 года
Наряду с деятельностным подходом в преподавании русского языка и литературы одним из основных стал текстоориентированный подход. Это обусловлено, в первую очередь, целями современного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт образовательной области «Филология» нацеливает учителей на то, что организация работы по русскому языку должна быть сориентирована не только на обучение практической грамотности, но и на:
-формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения;
-воспитание уважения и бережного отношения к русскому языку, осознание его роли в развитии культуры, науки;
-усвоение основных норм русского литературного языка, речевого этикета;
-расширение общего кругозора учащихся; их социализации и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
-формирование умений, связанных с информационной переработкой текстов.
То есть на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации через текст.
Во-первых, на основе связных текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на базе которых формируются навыки продуцирования собственных текстов. Во-вторых, текст становится основным источником интеллектуального, эстетического и культурного обогащения личности ребенка. Кроме того, принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности и учащихся, и учителя: в учебной деятельности важное значение приобретает общение ученика и педагога, речевая активность детей на каждом уроке. И вновь текст может стать ядром общения учителя и учащихся, так как текст всегда связан с актом коммуникации.
Ещё одним важным аргументом для текстоориентированного преподавания русского языка, особенно в старших классах, является то, что выпускники 9 – 11 классов проходят государственную (итоговую) аттестацию в новой форме, где основополагающие знания русского языка необходимо показать, работая с текстами различных стилей и типов речи.
И, наконец, на современном этапе, когда у школьников наблюдается потеря интереса к родному языку, обусловленная целым рядом социально-культурных причин, и когда обогащение словаря и совершенствование речи ребёнка происходит в основном на уроках русского языка и литературы, проблема формирования и развития грамотной, творческой, компетентной личности школьника становится важнейшей проблемой для учителя. А тексты, которые академик Л.В. Щерба называл текстами «безукоризненного образца», представляют собой незаменимый материал для речевой практики и реализации обучающих и воспитывающих целей урока. Такие тексты способны не только увеличить заинтересованность в работе с текстом, но и повысить культурный уровень личности, воспитать интерес к национальной культуре, родной речи, потребность в приобщении к искусству.
Типология текстов.
Собственно информационный текст Оценочно-информационный текст Образно-оценочно-информационный текст
Описывает событие, ситуацию.
Возможно только одно толкование текста. Понимание
осуществляется при помощи трех основных умений: точно определить тему, идею, направление речемыслительной деятельности.
Научный и официально-деловой текст. Описывает событие,
ситуацию и содержит
авторскую оценку.
Три интерпретации:
Отрицательная
Нейтральная
положительная.
Публицистический,
художественный,
разговорный текст. «Рисует» ситуацию и содержит авторскую оценку. Обладает
многозначностью и допускает бесконечное количество толкований. Восприятие текста происходит в процессе соучастия, сопереживания, сотворчества.
Художественный, публицистический текст.
Чтобы использование текста на уроке было максимально эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. При выборе текста для работы на уроке придерживаюсь следующих критериев:
1) текст должен быть интересным;
2) текст должен соответствовать возрастным особенностям школьника;
3) текст должен способствовать духовному развитию ученика;
4) текст должен быть актуальным для решения учебной задачи.
В 5-6 классах правомерно использование образно-оценочно-информационных текстов развлекательного, юмористического, сказочного характера: они вызывают у учащихся интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, способствуют установлению более близкого, непринужденного контакта между учителем и учениками, что немаловажно в период адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную и что, в конечном счете, реализует коммуникативную цель обучения.В 7-9 классах целесообразно обращение к оценочно-информационным текстам публицистического характера, которые также «работают» на решение и учебных, и воспитательных задач.
Работа с текстами на уроках русского языка в старших классах должна начинаться с выбора смысловой информации, которую будут содержать тексты, а также с учётом учебной задачи – подготовки к ЕГЭ. В качестве учебного материала выбираются художественные и публицистические тексты, соответствующие следующим критериям:
текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого; при этом содержать информацию, способствующую реализации духовно-нравственной и патриотической целей;
текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности - сознательным чтением;
текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного.
Данные критерии отбора текстов обусловлены для меня как для учителя приоритетом задач нравственного воспитания личности. Развивая речевые навыки, старшеклассники не только получают возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию, но и сформировать свой взгляд на целый ряд проблем.
Работа с текстом должна вестись в определенной логике. Это поможет и учителю при планировании урока, и учащимся, которые уже будут настроены на несколько этапов работы.
Этапы работы над текстом на уроке русского языка.
1) Знакомство с текстом (в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и уровня подготовки класса: самостоятельное чтение, прослушивание чтения учителем или заранее подготовленным учащимся, инсценировка).
2) Учебный диалог, в ходе которого учитель, опираясь на имеющийся личный опыт обучающихся, подводит их к пониманию смысла прочитанного, определения проблем, поставленных автором, его позиции и основной идеи и усвоению новых знаний, формулированию правил, выводов.
3) Лингвистический анализ с текстом (выполнение системы заданий, направленных на развитие орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков обучающихся).
Анализ текста по Гальперину:
- таксонимический (определение литературной разновидности текста);
- информативный (сжатая расшифровка текста);
- семантический (анализ значений слов);
- функциональный (исследование функций языковых средств);
- синтезирующий
4) Продуцирование обучающимися собственного текста (устного или письменного).
Систематическое обращение к текстам изучаемых в старших классах художественных произведений гарантирует осознанную, органичную подготовку не только к экзамену по русскому языку, но и к экзамену по литературе и другим предметам гуманитарного профиля. Текстоориентированный подход на уроках русского языка, анализ языка изучаемых художественных произведений не позволяют обучение русскому языку сделать формальным, а содержание литературных произведений оторвать от языковой формы, без которой они немыслимы.
Обращение к законам построения текста в целом и абзаца, типологическому анализу даёт необходимый инструментарий для построения собственного высказывания. С пониманием категорий текста связано и умение адекватно воспринимать чужую речь. Чтобы добиться успеха в понимании чужой речи, надо не просто уделять внимание чтению или аудированию, а целенаправленно отрабатывать соответствующие умения и навыки: понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; осознавать содержание исходного текста, фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, резюме и др.; определять основную мысль, стиль и тип речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую; прогнозировать содержание по заглавию, по началу, предвосхищать возможное развитие сюжетной линии; комментировать и оценивать информацию; осознавать языковые особенности текста, смысловые трудности его восприятия
Акцентируя внимание на приоритете задач нравственного воспитания личности на уроках русского языка и литературы, в своей работе систематически обращаюсь к пословицам и афоризмам как малой форме оценочно-информационного текста. Обладая при минимальном объеме законченностью формы и содержания, они в предельно концентрированном виде несут в себе нравственный, бытовой, философский опыт народа. Недаром их называют «жемчужинами человеческой мысли, отлитыми в краткую языковую форму».
Заключение
Ключевая проблема языкового образования школьников – проблема формирования коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры учащихся – обучение текстовой деятельности. Современный урок русского языка должен строиться на основе текста и вокруг него.
Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Использование современных технологий, в том числе текстоориентированного подхода, на уроках русского языка и литературы помогает научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, духовно богатых, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Литература
Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: Методическое пособие. Томск, 2002.
Власенков, А. И. Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» [Текст] // - М.: Просвещение. - 2007.
Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. – М. – 2005.
Егораева Г. Т.. Русский язык. ЕГЭ – задания части 3(С) – М.: Экзамен. – 2014.
Касперская О. В. Русский язык 5-11 классы. Анализ художественного текста. – Волгоград: «Учитель». – 2011.
Кульневич С.В,.Лакоценина Т.П «Современный урок. Часть 2. Не совсем обычные и совсем необычные уроки». - Ростов: «Учитель». – 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование. – 2004.
Статья диска «Русский язык» Рассоха О. П. Воспитательные ресурсы школьных учебников русского языка и литературы. - февраль 2012.
Статья «Использование современных педагогических технологий в практике учителя русского языка и литературы Терентьевой О.Е.» - интернет 2013 год