Урок русского языка в 4 классе на тему Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 
Урок  русского  язык  в 4 классе.
Тема : Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
Тип урока. Урок систематизации и обобщения знаний.
Цель:  обобщить знания детей о склонении существительных. Обобщить и         систематизировать знания по теме "Правописание  безударных окончаний существительных" 
Задачи: 
-совершенствовать умения определять тип склонения существительных вначальной форме и в косвенных падежах.
-формировать умения применять на практике орфографические правила,
-учить видеть этапы урока, делать выводы,
- учить работать с таблицам
Познавательные УУД:  Структурирование знаний. выбор наиболее эффективных способов решения практических задач.
Регулятивные УУД:  Целеполагание.  Планирование.  Контроль.
Коммуникативные УУД:  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные умения:  Умение  безошибочно писать безударные окончаниях имён существительных, объяснять правописание данной орфограммы.
Ход урока.
I.    Эмоциональный настрой.
Слайд 1   На экране зимний лес.  Звучит музык  (Сергей Серафимович. Инструментальная импровизация. "Зимний лес")
          Чистописание   
          а, я, о, е, ь. 
          -Правописание этих букв, нам понадобится на протяжении всего урока.
Посмотрите на картину и составьте с данными словами предложения.  ОПУШКА НА ЗАСНЕЖЕННЫЙ ЕЛИ СТОЯТ. СНЕГ ПУХОВОЕ ОДЕЯЛО НАКРЫЛ ЛЕС . Выделите в них грамматическую основу, определите чем выражены подлежащее и сказуемое.
II.     Формулирование темы.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам
Как вы думаете, о чем идет речь? ( о сущ-ом)
 Давайте вспомним, что такое существительное? У вас на столах карточки, вы должны вспомнить все про существ. и заполнить эти карточки.
Как оно изменяется? (по родам по числам, по падежам) а как называется изменение сущ. по падежам? (склонение)
Какую роль играет в предложении? ( в основном является подлежащим и второстепенным членом предложения, но в некоторых случаях и сказуемым.)
Молодцы! 
Теперь взгляните на доску                                                                                                                                           
Слайд 2
Перед праздником зима Для зеленой елк. (р.п)Платье белое сама Сшила без иголк. (р.п)Отряхнула белый снег Елочка с поклоном И стоит красивей всех В платьиц. (П.п) зеленом. Ей зеленый цвет к лицу, Елка знает это. Как она под Новый год Хорошо одета! 
Учитель: - Как хорошо в лесу! Зима навела порядок: одела деревья в тёплые шубки и шапки, травку укрыла  пуховым одеялом.
- А вот у нас порядка нет. Что же мы должны сделать?
Дети: - Необходимо вставить пропущенные  буквы  в окончания выделенных слов.
Какие две буквы здесь спорят между собой? Е и И, а почему они спорят?( потому что они в слабой позиции)
Учитель: - Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?
 Ученики:   - Правописание безударных окончаний существительных.
Учитель:  - Для чего мы будем работать по этой теме?
 Ученики:  - Нам надо   отработать умение писать буквы е, и в безударных падежных окончаниях существительных.  
- Надо обобщить знания по этой теме.
III.     Повторение.
Учитель:  -  Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное окончание            существительного?
Ученики:    - Склонение существительных.
                    - Вопросы падежей. На парте карточки, вспомним и заполним. 
А теперь просклоняйте слова иголка и платьице, выделите окончания (2 человека у доски, остальные в тетрадях. 
           Учитель:  -  что вы заметили? В каких падежах  надо проверять окончания существительных?
Ученики:   - Когда окончание находится в безударной позиции,  -е или -и,  в Р.,Д.,П. падежах.
Учитель:  -   ребята, вам предлагается заполнить  таблицу.  
(Дети  самостоятельно заполняют  таблицу)
Падежи
Вопросы
1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение
Р.п.
подруги
полено
соли
Д.п.
подруге
полену
соли
П.п.
о подруге
о полене
о соли
Учитель:  -   Почему в таблице приведены не все падежи?
 Ученики: -Только в этих падежах есть окончания е, и, здесь можно допустить ошибку.
Учитель:  -  в тетради просклоняйте  существительные ( 1 группа - ель, 2 группа -  туя. 3 группа – кедр,4 группа- дерево), выделите и проверьте окончания  в Р, Д, П. падежах по таблицам.
Какой вывод мы можем сделать после проделанной работы?
Составление правила                                                                                      Слайд 3
1 скл. Д.п                        1 скл. Р .п
2 скл. П.п         е-и          3 скл. Все падежи
IV.     Систематизация.
Учитель : Что помогло вам правильно выбрать нужную букву? (алгоритм)
 - Проговорите алгоритм  проверки правописания  безударного окончания,  которым вы пользовались, а я выведу его на доске:                          Слайд № 4.     
 1).  Определить склонение существительного.
2).   Определить падеж существительного.
3).  Вспомнить окончание существительных в этом падеже этого склонения.
Учитель:  -  Всегда ли  удобен этот способ?
Ученики: -   В  третьем склонении всегда пишется  в окончании - И.  Способ этот удобен.
А  со 2-м и 3-им склонениями сложнее.
Учитель:  -  вспомните другой способ проверки безударных падежных окончаний существительных.
На доске составляется алгоритм:	Слайд № 5.
1).  Определить склонение существительного.
2) . Подставить слово-помощник: 1 скл. - земля, 2 скл. –конь ( а почему именно эти слова являются словами-помощниками? (Потому что на окончания этих слов падает ударение)
3). Вставить окончание как у проверочного слова.
Учитель:  - Какое проверочное слово у 3 склонения?
Ученики:  - В 3 склонении пишем всегда  - И.
Учитель:  - Просклоняйте слова парта и слово, проверяя окончания вторым способом.
V. Рефлексия  
Учитель:  -  Теперь открыли учебник на странице 37,упр.91,я буду вызывать вас к доске, остальные выполняют в тетради в тетради.
VI.  Итог урока
А сейчас я хочу проверить, как вы поняли тему урока. На столах маленький тест. Ответьте на него, пожалуйста.
1.Что называют  склонением?
а) Изменение  имен существительных по падежам;
б)  Изменением имен существительных по родам?
2. В каких падежах и у какого склонения у  существительных в конце пишется и?
а)  У 2 склонения
б)  у 1-го склонения в Р.п. и у 3 склонения во всех падежах
3.   Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?
а) с помощью рода и окончания.
б) с помощью проверочного слова  
4.Какая группа слов относится к 1 склонению ?
а) яблоко, лимон, помидор
б) слива, дядя, вишня.
5 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?
а)  окно, автомобиль, товарищ
б) зима, весна, суббота
6.Какая группа слов относится к 3 склонению?
а)  морковь, печь, степь
б) снегирь, день, пень 
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
а
б
а
б
а
а
Молодцы, запишите д.з., закончить упр. 91
Е-И
15