Урок русского языка в 4 классе на тему Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
Урок русского язык в 4 классе.
Тема : Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
Тип урока. Урок систематизации и обобщения знаний.
Цель: обобщить знания детей о склонении существительных. Обобщить и систематизировать знания по теме "Правописание безударных окончаний существительных"
Задачи:
-совершенствовать умения определять тип склонения существительных вначальной форме и в косвенных падежах.
-формировать умения применять на практике орфографические правила,
-учить видеть этапы урока, делать выводы,
- учить работать с таблицам
Познавательные УУД: Структурирование знаний. выбор наиболее эффективных способов решения практических задач.
Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Контроль.
Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные умения: Умение безошибочно писать безударные окончаниях имён существительных, объяснять правописание данной орфограммы.
Ход урока.
I. Эмоциональный настрой.
Слайд 1 На экране зимний лес. Звучит музык (Сергей Серафимович. Инструментальная импровизация. "Зимний лес")
Чистописание
а, я, о, е, ь.
-Правописание этих букв, нам понадобится на протяжении всего урока.
Посмотрите на картину и составьте с данными словами предложения. ОПУШКА НА ЗАСНЕЖЕННЫЙ ЕЛИ СТОЯТ. СНЕГ ПУХОВОЕ ОДЕЯЛО НАКРЫЛ ЛЕС . Выделите в них грамматическую основу, определите чем выражены подлежащее и сказуемое.
II. Формулирование темы.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам
Как вы думаете, о чем идет речь? ( о сущ-ом)
Давайте вспомним, что такое существительное? У вас на столах карточки, вы должны вспомнить все про существ. и заполнить эти карточки.
Как оно изменяется? (по родам по числам, по падежам) а как называется изменение сущ. по падежам? (склонение)
Какую роль играет в предложении? ( в основном является подлежащим и второстепенным членом предложения, но в некоторых случаях и сказуемым.)
Молодцы!
Теперь взгляните на доску
Слайд 2
Перед праздником зима Для зеленой елк. (р.п)Платье белое сама Сшила без иголк. (р.п)Отряхнула белый снег Елочка с поклоном И стоит красивей всех В платьиц. (П.п) зеленом. Ей зеленый цвет к лицу, Елка знает это. Как она под Новый год Хорошо одета!
Учитель: - Как хорошо в лесу! Зима навела порядок: одела деревья в тёплые шубки и шапки, травку укрыла пуховым одеялом.
- А вот у нас порядка нет. Что же мы должны сделать?
Дети: - Необходимо вставить пропущенные буквы в окончания выделенных слов.
Какие две буквы здесь спорят между собой? Е и И, а почему они спорят?( потому что они в слабой позиции)
Учитель: - Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать?
Ученики: - Правописание безударных окончаний существительных.
Учитель: - Для чего мы будем работать по этой теме?
Ученики: - Нам надо отработать умение писать буквы е, и в безударных падежных окончаниях существительных.
- Надо обобщить знания по этой теме.
III. Повторение.
Учитель: - Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное окончание существительного?
Ученики: - Склонение существительных.
- Вопросы падежей. На парте карточки, вспомним и заполним.
А теперь просклоняйте слова иголка и платьице, выделите окончания (2 человека у доски, остальные в тетрадях.
Учитель: - что вы заметили? В каких падежах надо проверять окончания существительных?
Ученики: - Когда окончание находится в безударной позиции, -е или -и, в Р.,Д.,П. падежах.
Учитель: - ребята, вам предлагается заполнить таблицу.
(Дети самостоятельно заполняют таблицу)
Падежи
Вопросы
1-е склонение
2-е склонение
3-е склонение
Р.п.
подруги
полено
соли
Д.п.
подруге
полену
соли
П.п.
о подруге
о полене
о соли
Учитель: - Почему в таблице приведены не все падежи?
Ученики: -Только в этих падежах есть окончания е, и, здесь можно допустить ошибку.
Учитель: - в тетради просклоняйте существительные ( 1 группа - ель, 2 группа - туя. 3 группа – кедр,4 группа- дерево), выделите и проверьте окончания в Р, Д, П. падежах по таблицам.
Какой вывод мы можем сделать после проделанной работы?
Составление правила Слайд 3
1 скл. Д.п 1 скл. Р .п
2 скл. П.п е-и 3 скл. Все падежи
IV. Систематизация.
Учитель : Что помогло вам правильно выбрать нужную букву? (алгоритм)
- Проговорите алгоритм проверки правописания безударного окончания, которым вы пользовались, а я выведу его на доске: Слайд № 4.
1). Определить склонение существительного.
2). Определить падеж существительного.
3). Вспомнить окончание существительных в этом падеже этого склонения.
Учитель: - Всегда ли удобен этот способ?
Ученики: - В третьем склонении всегда пишется в окончании - И. Способ этот удобен.
А со 2-м и 3-им склонениями сложнее.
Учитель: - вспомните другой способ проверки безударных падежных окончаний существительных.
На доске составляется алгоритм: Слайд № 5.
1). Определить склонение существительного.
2) . Подставить слово-помощник: 1 скл. - земля, 2 скл. –конь ( а почему именно эти слова являются словами-помощниками? (Потому что на окончания этих слов падает ударение)
3). Вставить окончание как у проверочного слова.
Учитель: - Какое проверочное слово у 3 склонения?
Ученики: - В 3 склонении пишем всегда - И.
Учитель: - Просклоняйте слова парта и слово, проверяя окончания вторым способом.
V. Рефлексия
Учитель: - Теперь открыли учебник на странице 37,упр.91,я буду вызывать вас к доске, остальные выполняют в тетради в тетради.
VI. Итог урока
А сейчас я хочу проверить, как вы поняли тему урока. На столах маленький тест. Ответьте на него, пожалуйста.
1.Что называют склонением?
а) Изменение имен существительных по падежам;
б) Изменением имен существительных по родам?
2. В каких падежах и у какого склонения у существительных в конце пишется и?
а) У 2 склонения
б) у 1-го склонения в Р.п. и у 3 склонения во всех падежах
3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?
а) с помощью рода и окончания.
б) с помощью проверочного слова
4.Какая группа слов относится к 1 склонению ?
а) яблоко, лимон, помидор
б) слива, дядя, вишня.
5 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?
а) окно, автомобиль, товарищ
б) зима, весна, суббота
6.Какая группа слов относится к 3 склонению?
а) морковь, печь, степь
б) снегирь, день, пень
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
а
б
а
б
а
а
Молодцы, запишите д.з., закончить упр. 91
Е-И
15