Технологическая карта урока Жизнь организмов в морях и океанах


Урок по биологии для 5 класса «Жизнь организмов в морях и океанах»
Технологическая карта урока
Учебный предмет: биология.
Класс: 5
Автор УМК: учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, биология 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана Граф», 2015.
Авторская программа И.Н. Пономорева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова.
Тема урока: Жизнь организмов в морях и океанах
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: Создать условия для изучения учащимися обитателей морей и океанов, условий обитания и приспособлений животных к ним.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять интерес к изучению темы, понимание многообразия животного мира, необходимости защиты окружающей среды.
Предметные: уметь характеризовать условия жизни организмов, выявлять черты приспособленности к определенным условиям, изучать многообразие организмов морей и океанов
Метапредметные: коммуникативные универсальные действия (работать в группе), регулятивные универсальные действия (умение ставить цель, составлять план работы), познавательные универсальные действия (заполнять таблицу).
Формы организации учащихся: групповая, фронтальная.
Методы и технологии: «образовательное путешествие», проектная технологи.
Оборудование: проекционное оборудование, слайдовая презентация, методический материал для работы в группе, аудиозапись звуков моря.
Этап Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Актуализация знаний Приветствует учащихся. В ходе фронтальной беседы вызывает интерес к изучаемой теме (одевает очки для подводного плавания), создает мотивацию к изучению материала. Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, планируют работу. Познавательные:
Целеполагание.
Планирование работы.
Освоение новых знаний Организует виртуальное морское путешествие, (игровой момент – письмо капитана Врунгеля), поисковую работу с источником информации. Анализируют текст в парах, составляют характеристику сообществ океана, моделируют сообщества на бумаге, заполняют таблицу условиями обитания и приспособлениями животных к ним,
презентуют результаты своей работы. Продукт данной деятельности- модель «здания океана». Коммуникативные:
Навык работы в группе.
Представление результатов работы.
Познавательные:
Расширение знаний об окружающей действительности (сообщества океана).
Рефлексия Подводит итоги урока. Делает акцент на необходимость охраны океана и его жителей (экологическая сказка), на взаимосвязи всего живого на Земле.Задает домашнее задание. Сравнивают полученный продукт с эталоном. Осмысливают эффективность собственной деятельности.
Сегодня на уроке мне понравилось …. До начала урока я думал(а) …, а сейчас я знаю …. Мне не понравилось.
Заполняют аквариум рыбками. Познавательные:
Формулирование выводов.
Рефлексивная деятельность
ПРИЛОЖЕНИЕ
Письмо от капитана Врунгеля.
Здравствуйте, юные исследователи морей и океанов!
Мне передали по капитанской почте, что Вы сегодня совершаете путешествие на планету «Океан». Вот я и подумал, кому как не мне, прославленному мореплавателю,
помочь Вам в этом вопросе!?
Путешествуя по бескрайним морским просторам, спускаясь на большую глубину, я наблюдал за удивительными подводными жителями. Вот какие записи я сделал в своем журнале:
На поверхности воды обитают – морские звезды, португальский военный кораблик, летающие рыбы, парусники, медузы, морские ежи и морские водомерки.
В толще воды - планктон и активно плавающие организмы. Планктоном называют все множество живых существ, парящих в толще воды - это разнообразные водоросли, рачки.
Активно плавающие животные – это кальмары, дельфины, киты, различные рыбы - акулы,
акула – молот.
Очень богато видами донное сообщество - водоросли, многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, раки – отшельники, осьминоги, камбалы, мордатый ерш - скорпена!
Возле островов, образованных многочисленными кораллами плавают- рыбы -клоуны, ярко окрашенные актинии, морские звезды, моллюски. Рифы буквально кишат разноцветными рыбами –
рыба – лев, рыба – бабочка, скорпена.
Глубоководное сообщество - растений нет, водятся некоторые виды кальмаров, причудливой формы рыбы: рыба – удильщик, морская химера, кальмар – поросенок, рыба – капля, рыба - гадюка.
Надеюсь, что собранный мною материал будет Вам полезен.
С уважением капитан Врунгель!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Наше путешествие начинается с верхнего этажа, здесь живут организмы, образующие сообщество поверхности воды.  Здесь достаточно света, кислорода, вода относительно теплая, заметны перепады температур. Под влиянием течений и ветра стаи голубых парусников совершают путешествия на огромные расстояния.  Как удерживаются на поверхности воды и почему не тонут эти организмы? Они небольших размеров, имеют большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который служит парусом. Водная пленка, выросты, щетинки служат опорой многим мелким морским животным.
Следующий этаж – сообщество толщи воды. Этот этаж полон света, пищи.
Как удержаться в толще воды, и передвигаться в ней живым организмам? Множество живых существ: водоросли, рачки, лучевики, свободно парят в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления-  выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их.
Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные? Стройные обтекаемые формы тела, они плавают с помощью плавников. Хорошо развита мускулатура. И у великана кита и у крошки планктонной водоросли - у всех морских пловцов есть жир, это хорошее подспорье, ведь жир легче воды. А какие приспособления, например у кальмара, осьминога, каракатицы? Кальмар выпускает струю воды и отброшенный толчком, сам плывет в противоположную сторону - своего рода реактивные двигатели.
Следующий этаж - сообщество донных обитателей.
Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, камбалы.
Как приспособились к недостатку света, низким температурам, обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться. Живут они на дне, на дне находят и пищу - моллюсков, крабов; поэтому рот у них смещен под плоскую голову, а глаза расположены сверху.
Как донные обитатели защищаются от врагов? Иголки, электричество. Могут прикрепляться к дну, зарываться в песок, есть раковины, панцири.
Сообщество кораллового рифа.
Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб.
Мир коралловых рифов – это буйство красок: здесь обитают ярко окрашенные креветки, актинии, морские звезды, моллюски. Рифы буквально кишат разноцветными рыбами.
Почему обитатели рифа такие яркие? Они маскируются.  Яркие крупные пятна на боках тела позволяют рыбам сливаться с общим фоном и скрывают форму и размеры тела рыбы. Почему у рыб плоское короткое тело вытянутое скорее не в длину, а в высоту? Да потому, что в разветвленных, но узких коралловых лабиринтах с такой формой тела легче всего укрыться, спрятаться. Зато рыбам обитателям открытых вод с обычной формой тела и уж, конечно, крупным хищникам доступа в такие коридоры практически нет.
Сообщество глубоководных организмов.
С созданием глубоководного аппарата – батискафа, люди смогли опуститься на самое глубокое дно. А какие проблемы решает сообщество глубоководные организмы? Нет света, высокое давление, низкие температуры, недостаток пищи. Растений здесь нет, зато живут причудливые животные.
Как ориентироваться в темноте - светящиеся органы. Особенности – необычная форма. Многие из этих глубоководных созданий пассивны, имеют дряблые, студенистые тела, часто лишенные хвостовых плавников.
Жизнь в морях и океанах – дополнительный материал.
Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Знакомство с ними мы начнем с поверхности воды.
Вот плывет небольшое (около 30 см в длину) странное существо. Синее с красным парусом. Это животное с необычным названием португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко раскрашивали свои боевые корабли). Существо это — родственник медуз. Оно не тонет, потому что имеет большой легкий воздушный пузырь. Сверху на этом пузыре есть гребень, который и служит парусом. А вниз, в воду, уходят длинные щупальца. С их помощью кораблик ловит себе еду: рачков, рыбок.
На поверхности океана плавают и другие родственники медуз — парусники. У них плоское, как плот, овальное тело, на котором возвышается треугольный парус. Парусник, как и кораблик, хищник, свою добычу он захватывает щупальцами. Плоское тело парусника похоже на палубу корабля, на ней можно увидеть «матросов» — маленьких крабиков. Захотев есть, такой крабик осторожно спускается к «днищу» своего живого корабля и выхватывает из его щупалец пойманных рачков. На поверхности воды живут морские водомерки, похожие на пресноводных. На воде водомерки удерживаются с помощью очень длинных и широко расставленных в разные стороны конечностей и благодаря воздушной прослойке, которая покрывает небольшое тело. Они часто отдыхают на «палубе» парусника. А одна из летучих рыб откладывает на парусник икру. Медузы – морские животные, обитающие в любых океанах и морях. Как правило, они имеют прозрачные тела, поскольку на 97% эти существа состоят из воды.

Медуза
Медузы могут быть различной формы и расцветки. В длину они могут достигать несколько миллиметров, а могут дорастать до 2,5 метров. Их щупальца порой достигают 30-ти сантиметров. Эти существа могут жить и на глубине около 2000 метров и на самой поверхности моря. Все эти организмы составляют сообщество поверхности воды.

Жизнь в морях и океанах – дополнительный материал
Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Знакомство с ними мы начнем с сообщества толщи воды.
Сообщество толщи воды включает планктон и активно плавающие организмы. Планктоном (от греческого слова «планктос» — блуждающий) называют все множество живых существ, парящих в толще воды. Это разнообразные водоросли, лучевики, рачки. Все они мелкие и обычно имеют на теле выросты, щетинки, чтобы вода лучше поддерживала их.

планктон
Активно плавающие животные – это кальмары, различные рыбы (акула, акула – молот), дельфины, киты. Они имеют вытянутое обтекаемое тело и сильные мышцы — приспособления для быстрого плавания. В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками — мелкие рыбки, а ими — более крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.


Жизнь в морях и океанах – дополнительный материал
Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Следующий этаж - сообщество донных обитателей.
Очень богато видами донное сообщество. Помимо прикрепленных ко дну водорослей, здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, раки – отшельники, осьминоги, камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться это мордатый ерш - Скорпена! Весь в бурых шишечках, страшный, как черт.

скорпена

Жизнь в морях и океанах – дополнительный материал
Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Коралловые рифы — постройки, созданные бесчисленными маленькими морскими животными — коралловыми полипами.

Коралловые полипы
Рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье и напоминают роскошные сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей. Это сообщество — одно из неповторимых морских чудес. По богатству жизни оно уступает только влажному тропическому лесу на суше. Всего известно около 30 видов рыб-клоунов, которые обитают в рифах Индийского и Тихого океанов. Свое название они получили из-за достаточно забавной окраски: имеют оранжевые, красные, черные и белые полоски. Рыбы клоуны – плохие пловцы, поэтому далеко они не уплывают. Поселяются они семьями: самцы и самки.

. Рыба-клоун
Мир коралловых рифов – это буйство красок: здесь обитают ярко окрашенные, актинии, морские звезды, моллюски. Рифы буквально кишат разноцветными рыбами (рыба – лев, рыба – бабочка, скорпена и другие)

рыба – лев рыба – бабочка скорпена
Жизнь в морях и океанах – дополнительный материал
Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. А на больших глубинах океана, в вечной темноте, сложилось особое глубоководное сообщество. Растений здесь нет. Водятся некоторые виды кальмаров, креветок, причудливой формы рыбы. Питаются эти жители бездны мертвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоев воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся: одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов — выпуская яркое облачко, сбивают с толку хищников.
Прозвище «удильщика» эта рыба получила за свой примечательный отросток на голове у самок. Эта удочка действительно исполняет роль поимки добычи: она снабжена специальной железой, которая заполнена светящимися бактериями. Удильщик приманивают жертву на этот свет, подвигая удочку к самой пасти. Таким образом, добыча как бы сама заплывает в рот рыбе.

Рыба - удильщик
Морская химера, как и другие, использует фотофоры, для привлечения жертв прямо к своим огромным пастям. Многие из этих глубоководных созданий пассивны, имеют дряблые, студенистые тела, часто лишенные хвостовых плавников (кальмар – поросенок, рыба - капля)

химера