Рабочая программа для 8-го класса по программе Н.И. Сонина Многообразие организмов. Животные
Программа основного общего образования
Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс
Автор В. Б. Захаров
(68 ч, 2 ч в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм. Бактерии. Грибы. Растения» Н. И. Сонина для учащихся 7 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.
В программе сформулированы основные понятия, требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения учащихся по каждому разделу.
Тематическое планирование на 2015-2016 уч.год№ урока Тема урока Элементы содержания Характеристика видов деятельности Информационное сопровождение Домашнее
задание Дата план/факт
Раздел 1. Царство Животные (56 ч)
Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительным и животным организмом;
— что такое зоология, какова её структура.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— существующую программу курса;
— учебники и другие компоненты учебно-методического комплекта;
— иллюстративный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.).
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику методам изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.
Личностные результаты обучения
— проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
— осознание ответственности и долга перед Родиной;
— проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;
— формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
— построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
— соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
— осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с живыми организмами;
— признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
— проявление готовности к самостоятельным поступкам и активным
действиям на природоохранительном поприще;
— умение аргументировать и обосновано отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
— формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
1 Введение. Общая характеристика животных Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных. Нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных. Таксономические категории. Одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах. Трофические уровни и цепи питания Характеризуют животный организм как целостную систему. Распознают уровни организации живого и характеризуют каждый из них. Объясняют особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Анализируют родословное древо животного царства, отмечая предковые группы животных и их потомков. Распознают систематические категории животных и называют представителей крупных таксонов. Характеризуют структуру биоценозов и отмечают роль различных животных в них. Анализируют роль представителей разных видов в биоценозах и объясняют причины их взаимоотношений. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Работа с динамическими и интерактивными ресурсами.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.6-8 1 нед. сен
2 Подцарство Одноклеточные животные.
Тип СаркожгутиконосцыОбщая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. представителей. Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного организма. Анализируют роль представителей разных видов одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Дают развёрнутую характеристику классов Саркодовые и Жгутиковые. Распознают представителей Саркожгутиконосцев, вызывающих заболевания у человека. Дают характеристику типа. Выполняют практические работы «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки» Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Работа с динамическими и интерактивными ресурсами.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой.
Готовые микропрепараты амёбы обыкновенной, эвглены зелёной и инфузории туфельки, микроскопы. С.9-17, Рт 4-5 1 нед. сен
3 Тип Споровики Споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации Распознают и описывают представителей Споровиков, вызывающих заболевания у человека. Зарисовывают цикл развития малярийного плазмодия и объясняют причины заболевания малярией. Отмечают меры профилактики малярии и других заболеваний, вызываемых споровиками. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Работа с динамическими и интерактивными ресурсами.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.18, Рт 13 2 нед. сен
4 Тип Инфузории Особенности организации инфузорий. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах. Паразитические и симбиотические инфузории. Дают характеристику типа Инфузории. Распознают и описывают отдельных представителей. Характеризуют их роль. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Работа с динамическими и интерактивными ресурсами.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С. 19-20, Рт 11-12. Подготовить доп.материал по теме «Многообразие и практическое значение одноклеточных животных» 2 нед. сен
5 Многообразие и практическое значение одноклеточных животных Приводят примеры представителей одноклеточных животных. Описывают их экологические особенности. Приводят примеры практического значения. Составляют таблицу «Сравнительная характеристика Простейших». Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. Тест в Рт на с. 13-15 3 нед. сен
6 Подцарство Многоклеточные животные. Общая характеристика многоклеточныхОбщая характеристика многоклеточных животных. Типы симметрии. Клетки и ткани животных. Характеризуют многоклеточные организмы, анализируя типы симметрии животных. Объясняют значение симметрии для жизнедеятельности организмов. Объясняют значение дифференцировки клеток в многоклеточных организмах и появление первых тканей. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Работа с динамическими и интерактивными ресурсами.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.21-22 3 нед. сен
7 Тип Губки. Простейшие многоклеточные — Губки. Распространение и экологическое значение губок Кратко описывают представителей типа Губки, подчёркивая их значение в биоценозах и для человека. Составляют краткий конспект текста урока. Готовятся к устному выступлению Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой.
Натуральные природные объекты – губки морские и пресноводная губка бадяга. С.23-25, Рт19 4 нед. сен
8 Тип Кишечнополостные.
Класс Гидроидные, особенности их организации Особенности организации кишечнополостных. Дифференциация клеток, диффузная нервная система. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение Гидроидных. Роль в природных сообществах Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности Кишечнополостных. Приводят примеры представителей классов кишечнополостных и сравнивают черты их организации. Объясняют значение дифференцировки клеток кишечнополостных и оценивают функции каждого клеточного типа. Отмечают роль кишечнополостных в биоценозах и их значение для человека. Выполняют практические работы по изучению плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Работают с заданиями в рабочей тетради. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой.
С.26-30, Рт 25-28, 33 4 нед. сен
9 Класс Сцифоидные, особенности их организации, экология и значение Особенности организации и жизнедеятельности. Жизненный цикл Местообитание. Многообразие. Роль в природных сообществах Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности Сцифоидных. Приводят примеры представителей. Отмечают роль медуз в биоценозах и их значение для человека.
Работают с заданиями в рабочей тетради. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой.
С.30-32 1 нед окт10 Класс Коралловые полипы, особенности их строения, экология и практическое значение Особенности организации и жизнедеятельности коралловых полипов. Колониальные и одиночные кораллы. Экологические особенности. Роль в природных сообществах и практическое значение для человека. Характеризуют особенности организации и жизнедеятельности коралловых полипов. Приводят примеры представителей. Отмечают роль коралловых полипов в биоценозах и их значение для человека. Составляют краткий конспект урока Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой.
Натуральные природные объекты – скелеты коралловых полипов. С. 32-35, подг. к к.р. 1 нед окт11 Контрольная работа «Типы Губки и Кишечнополостные» Выполняют разноуровневые задания в формате ЕГЭ. Раздаточный материал, «немые» таблицы, рисунки. Тест в Рт на с.24-26 2 нед окт12 Тип Плоские черви. Общая организация.
Класс Ресничные черви.
Особенности организации плоских червей. Трёхслойность. Кожно-мускульный мешок. Замкнутая пищеварительная система. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Понятие о жизненном цикле. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний Дают общую характеристику типа Плоские черви. Анализируют систематику типа. Характеризуют представителей класса Ресничные черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в биоценозах как представителей свободноживущих плоских червей..Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой.
С.36-39 2 нед окт13 Класс Сосальщики. Особенности организации и экологии. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний Характеризуют представителей класса Сосальщики. Зарисовывают жизненный цикл сосальщиков на примере печёночного сосальщика, выделяя инвазивные стадии. Готовятся к устному выступлению и презентации на тему: «Плоские черви — паразиты человека. Профилактика паразитарных заболеваний» Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Таблицы.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой.
С.40 3 нед окт14 Класс Ленточные черви. Особенности строения и жизнедеятельности. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития паразитических ленточных червей. Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний Характеризуют представителей ленточных червей. Распознают черты приспособленности к паразитизму в их организации. Характеризуют паразитизм как форму взаимоотношений организмов, жизненные циклы паразитов. Зарисовывают жизненные циклы ленточных червей — паразитов человека и животных, выделяя стадии развития, опасные для заражения человека (инвазивные стадии). Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Таблицы. Выдержки из учебного фильма «Паразиты».
Рисунки учебника и тетради с печатной основой.
С.41-43, Рт 37, 38 3 нед окт 15 Тип Круглые черви Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере человеческой аскариды. Зарисовывают цикл развития аскариды и характеризуют инвазивные стадии. Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры свободноживущих круглых червей, оценивая их роль в биоценозах Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Таблицы. Выдержки из учебного фильма «Паразиты».
Рисунки учебника и тетради с печатной основой.
С.44-50, Рт48 4 нед. окт 16 Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые кольчатые черви Особенности организации кольчатых червей (на примере дождевого червя). Вторичная полость тела. Значение многощетинковых кольчатых червей в биоценозах и практическое значение для человека Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают прогрессивные черты организации кольчатых червей, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации плоских и кольчатых червей, результаты заносят в таблицу. Оценивают значение возникновения вторичной полости тела — целома. Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают характерные черты Многощетинковых, Малощетинковых и Пиявок. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах, медицинское значение пиявок. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Таблицы.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой.
С.51-55, Рт53-55 4 нед. окт17 Класс Малощетинковые кольчатые черви Особенности строения и жизнедеятельности. Значение малощетинковых кольчатых червей в биоценозах Дают общую характеристику малощетинковым кольчатым червям. Выполняют практическую работу «Внешнее строение дождевого червя»
Объясняют значение малощетинковых кольчатых червей. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Таблицы.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой.
С.55-56, сооб. о пиявках 2 нед ноя
18 Класс Пиявки Особенности строения и жизнедеятельности. Значение пиявок в биоценозах. Медицинская пиявка и её значение в медицине. Дают общую характеристику пиявкам. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах, медицинское значение пиявок. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Таблицы.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.57-58, подг.к к.р. 2 нед ноя
19 Контрольная работа «Типы Плоских, Круглых и Кольчатых червей» Выполняют разноуровневые задания в формате ЕГЭ. Раздаточный материал, «немые» таблицы, рисунки. Тест в Рт на с.39-41 3 нед ноя3
20 Тип Моллюски.
Класс Брюхоногие моллюски Особенности организации моллюсков. Смешанная полость тела. Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают прогрессивные черты организации моллюсков, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и моллюсков, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные черты брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Объясняют значение моллюсков в биоценозах и их значение для человека. Выполняют практическую работу «Внешнее строение моллюсков» Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты – раковины моллюсков.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.59-664, Рт61-62 3 нед ноя
21 Класс Двустворчатые моллюски. Особенности организации и экологии. Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности Распознают характерные черты Двустворчатых моллюсков, объясняют их значение в природе и практической деятельности человека. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты – раковины моллюсков.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.65-68, Рт64 4 нед ноя
22 Класс Головоногие моллюски. Особенности организации и экологии. Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности Распознают характерные черты Головоногих моллюсков, объясняют их значение в биоценозах и практической деятельности человека. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты – раковины моллюсков.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.68-71, тест в Рт на с.47-49 4 нед ноя
23 Тип Членистоногие.
Общая характеристика типа. Класс ракообразныеПроисхождение и особенности организации членистоногих. Систематика Членистоногих.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса на примере речного рака. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и экология ракообразных. Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отмечают прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику Членистоногих. Дают общую характеристику класса Ракообразных, анализируют особенности организации речного рака. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты – хитиновые скелеты ракообразных, влажный препарат «Речной рак».
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.72-77, Рт74-75 1 нед дек
24 Многообразие и значение ракообразныхВысшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Характеризуют систематику ракообразных, их разнообразие. Распознают представителей высших и низших ракообразных, приводят примеры. Оценивают роль ракообразных в природе. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты – хитиновые скелеты ракообразных, влажный препарат «Речной рак».
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.77-80, Рт 76 1 нед дек
25 Класс паукообразные. Особенности организации и экологии. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Систематика Паукообразных. Общая характеристика класса на примере паука-крестовика. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и экология Паукообразных. Дают общую характеристику класса Паукообразных, анализируют особенности организации паука-крестовика. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.81-83, подг. сообщ. о паукообразных 2 нед дек226 Многообразие и значение паукообразныхПауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.Клещи – переносчики клещевого энцефалита. Скорпионы. Характеризуют разнообразие, распознают представителей класса — пауков, клещей, скорпионов. Оценивают экологическую роль и медицинское значение паукообразных. Анализируют меры первой помощи при укусах ядовитых пауков и клещей, меры профилактики клещевого энцефалита. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.84-87, Рт82 2 нед дек
27 Класс Насекомые. Особенности организации и экологии. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых. Особенности организации, среда обитания, размножение и развитие насекомых. Дают общую характеристику класса Насекомых, анализируют особенности организации таракана, его размножение и развитие. Характеризуют черты приспособленности насекомых к различным средам жизни и пищевым ресурсам. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты – коллекции насекомых, влажный препарат «Чёрный таракан».
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С. 88-95. Рт89-90. Инд.проектные задания «Роль насекомых в природе и практической деятельности человека» 3 нед дек
28 Многообразие и характерные черты основных отрядов насекомых Отряды насекомых с полным и неполным превращением. Различают типы развития насекомых. Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие, сравнивают представителей различных отрядов. Распознают представителей основных отрядов, приводят примеры. Оценивают роль насекомых в приводе и значение для человека. Описывают представителей класса Многоножки и приводят примеры представителей Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты – коллекции насекомых, влажный препарат «Чёрный таракан».
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.96-100, Рт94-97 3 нед дек
29 Семинар «Роль насекомых в природе и практической деятельности человека» Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Практическое значение насекомых в хозяйственной деятельности человека. Многоножки Обобщая знания о строении и особенностях жизнедеятельности насекомых, делают доклад по выбранной теме. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты – коллекции насекомых.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. Подг.к к.р. 4 нед дек
30 Контрольная работа «Тип членистоногие» Выполняют разноуровневые задания в формате ЕГЭ. Раздаточный материал, «немые» таблицы, рисунки. Тест на с.64-66 в Рт. 4 нед дек
31 Тип ИглокожиеОбщая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение Дают общую характеристику типа Иглокожие. Характеризуют основные группы иглокожих, приводят призеры представителей. Анализируют значение иглокожих в биоценозахМультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты – скелеты иглокожих: морских звёзд.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.101-107, Рт100 2 нед янв32 Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник, особенности его организации и распространения Дают общую характеристику хордовых на примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ организации кольчатых червей и членистоногих, результаты заносят в таблицу. Описывают систематику хордовых, давая оценку главным направлениям развития группы Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.108-111 2 нед янв33 Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения, черты приспособленности рыб к водному образу жизни. Дают общую характеристику подтипа Позвоночные на примере представителей надкласса Рыбы. Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации ланцетников и рыб, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику и многообразие рыб и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности рыб. Выполняют практическую работу «Особенности внешнего строения рыб, связанные с их образом жизни» Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты – скелеты рыб. Муляж «Речной окунь», влажный препарат «Внутреннее строение речного окуня».
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.113-119 3 нед янв34 Внутреннее строение, размножение и развитие рыб Размножение и развитие рыб. Наружное оплодотворение. Дают характеристику строению половых органов рыб, наружному оплодотворению. Описывают особенности развития рыб, живорождение и заботу о потомстве у некоторых представителей рыб. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова. Влажный препарат «Внутреннее строение речного окуня».
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.113-119. Рт107-108 3 нед янв35 Класс Хрящевые рыбы. Экология, многообразие и значение Классы Хрящевые рыбы Многообразие хрящевых рыб: акулы и скаты, черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб Характеризуют многообразие хрящевых рыб: Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты – скелеты рыб, скат, зубы акулы.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.119-122 4 нед янв
36 Класс Костные рыбы. Экология, многообразие и значение Костные рыбы Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб Характеризуют многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышашие и лучеперые рыбы. Анализируют особенности приспособления к среде обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение рыб. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.123-126, Рт114-117, подг.к к.р. 4 нед янв37 Контрольная работа «Надкласс Рыбы» Выполняют разноуровневые задания в формате ЕГЭ. Раздаточный материал, «немые» таблицы, рисунки. Тест в Рт на с.78-80 1 нед фев38 Класс Земноводные. Особенности организации и размножение Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Размножение, развитие с метаморфозом. Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации земноводных, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику земноводных и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты: скелет лягушки, тритон. Муляж лягушки, жабы, тритона.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.127-135, Рт122-128 1 нед фев39 Многообразие, экология и значение амфибий Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Экологическая роль амфибий. Характеризуют систематику земноводных. Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности, связанные с околоводной средой обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение амфибий. Готовят презентацию «Древние Земноводные. Выход на сушу» Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты: скелет лягушки, тритон. Муляж лягушки, жабы, тритона.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.135-137 2 нед фев40 Класс Пресмыкающиеся. Особенности организации и размножение Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере ящерицы. Отмечают прогрессивные черты организации рептилий, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации амфибий и рептилий, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности как типичных наземных животных. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Натуральные объекты: скелет ящерицы. Муляжи саламандры, вымерших рептилий.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.138-144, Рт139-140 2 нед фев41 Многообразие, экология и значение рептилий Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий. Вымершие группы пресмыкающихся. Экологическое значение. Характеризуют многообразие пресмыкающихся, а также особенности приспособления к разнообразным средам обитания. Оценивают экологическое значение рептилий. Готовят презентацию «Древние Рептилии. Господство в воде, воздухе и на суше» Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Муляжи змеи, саламандры, вымерших рептилий.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.144-146, Рт146-147, подг.к к.р. 3 нед фев42 Контрольная работа «Класс земноводных. Класс пресмыкающихся» Выполняют разноуровневые задания в формате ЕГЭ. Раздаточный материал, «немые» таблицы, рисунки. Тест на с.97-100 в Рт3 нед фев43 Класс Птицы. Внешнее строение и приспособленность к полёту. Происхождение птиц. Первоптицы и их предки. Настоящие птицы. Килегрудые, или Летающие, Бескилевые, или Бегающие, Пингвины, или Плавающие птицы.
Особенности внешнего строения птиц, строение и значение перьев. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту. Дают общую характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты организации птиц, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и птиц, результаты заносят в таблицу. Отмечают приспособления птиц к полёту. Описывают внешнее птиц, строение перьев.
Выполняют лабораторную работу «Внешнее строение птицы» Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Перья птиц, муляж птицы.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.147-150 4 нед фев44 Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полёту. Размножение и развитие птиц, выводковые и птенцовые птицы. Отмечают приспособления птиц к полёту. Описывают строение и особенности жизнедеятельности.
Описывают размножение и развитие птиц, отличия птенцовых и выводковых птиц. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Скелеты птиц, влажный препарат «Внутреннее строение голубя».
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.150-157. Рт156 4 нед фев45 Систематика, экология и значение птиц Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности Характеризуют систематику птиц, их происхождение и связь с первоптицами. Характеризуют многообразие представителей класса, называют основные отряды и экологические группы птиц. Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.158-166, подг. к к.р. 1 нед мар46 Контрольная работа «Класс Птицы» Выполняют разноуровневые задания в формате ЕГЭ. Раздаточный материал, «немые» таблицы, рисунки. Тест на с.112-114 в Рт1 нед мар47 Класс Млекопитающие. Происхождение, особенности строения
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Дают общую характеристику класса Млекопитающие. Отмечают прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рептилий и млекопитающих, результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Скелет кошки, влажный препарат «Внутреннее строение крысы».
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.167-170, Рт171 2 нед мар48 Внутреннее строение млекопитающих Прогрессивные черты млекопитающих: особенности строения систем органов Описывают черты внутреннего строения млекопитающих, их прогрессивные черты, делают сравнительный анализ систем органов рептилий и млекопитающих. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Скелет кошки, влажный препарат «Внутреннее строение крысы».
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.170-178, Рт178 2 нед мар49 Размножение и развитие млекопитающих Размножение и развитие млекопитающих. Внутриутробное развитие, понятие матки, плаценты, вскармливание молоком. Забота о потомстве. Характеризуют размножение и развитие млекопитающих. Сравнивают особенности строения подклассов млекопитающих: первозверей, сумчатых и плацентарных. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.178-179 Рт183-184 3 нед мар
50 Систематика, экология и значение млекопитающих Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот, другие сельскохозяйственные животные) Характеризуют многообразие млекопитающих, описывают основные отряды. Приводят примеры представителей разных групп, характеризуют особенности приспособления к разным средам обитания. Оценивают экологическое и хозяйственное значение млекопитающих. Объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и регуляции численности животных, наносящих вред человеку. Готовят презентации «Древние млекопитающие», «Основные отряды млекопитающих. Господство в воде, воздухе и на суше» Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.180-186 Рт192-193, подг.к к.р. 3 нед мар51 Контрольная работа «Класс Млекопитающие» Выполняют разноуровневые задания в формате ЕГЭ. Раздаточный материал, «немые» таблицы, рисунки. Тест в Рт на с.125-128 4 нед мар52 Основные этапы развития животных Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру. Эволюция и широкое расселение одноклеточных. Появление многоклеточных животных: губок, кишечно-полостных и плоских червей. Направления развития древних плоских червей. Возникновение всех известных групп беспозвоночных. Эволюция кольчатых червей. Возникновение хордовых. Появление позвоночных в силурийском периоде палеозойской эры. Выход позвоночных на сушу. Первые земноводные. Господство рептилий в мезозойской эре. Появление млекопитающих и птиц. Основные направления эволюции животных Определяют и анализируют основные понятия: «эволюция», «естественный отбор», «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами развития Земли как космического тела. Анализируют родословное древо царства Животные. Прослеживают основные этапы развития животных, отмечая предковые формы и характеризуя потомков. Составляют сводную таблицу «Развитие животных по эрам и периодам» Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.187-189, Рт195 4 нед мар53 Животные и человек. История взаимоотношений человека с животным миром. Основные этапы приручения и одомашнивания животных. Анализируют историю в взаимоотношений человека с животным миром, Объясняют этапы приручения и одомашнивания животных.
Защищают проекты по определённой тематике. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.190-192, Рт199 1 нед апр54 Роль животных в истории человеческого общества. Практическое использование животных.
Домашние животные. Сельско-хозяйственные животные. Животные – возбудители опасных заболеваний человека. Животные – сырье для промышленности.
Животные – вредители сельско-хозяйственных культур Анализируют роль животных в практической деятельности человека.
Защищают проекты по определённой тематике. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. Инд.задания, сообщения об охраняемых животных 1 нед апр55 Охрана редких и исчезающих животных Красная книга. Редкие и исчезающие животные. Заповедники. Заказники. Анализируют и называют причины уменьшения биоразнообразия животного мира. Выявляют пути решения уменьшения биоразнообразия. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. Подг.к к.р. 2 нед апр56 Контрольная работа «Царство животные» Выполняют разноуровневые задания в формате ЕГЭ. Раздаточный материал, «немые» таблицы, рисунки. Пов. Тему «Царство Животные» 2 нед апрРаздел 2. Вирусы (2 часа)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
— пути проникновения вирусов в организм;
— этапы взаимодействия вируса и клетки;
— меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать информацию и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации и использовать возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Личностные результаты обучения
— проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
— осознание ответственности и долга перед Родиной;
— проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;
— формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
— построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
— соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
— осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с живыми организмами;
— признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
— проявление готовности к самостоятельным поступкам и активным
действиям на природоохранительном поприще;
— умение аргументировать и обосновано отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
— формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
57 Вирусы. Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Особенности строения вирусов. Понятие неклеточной формы жизни. Внутриклеточный паразитизм. ДНК, РНК – геном вируса. Дают общую характеристику вирусов и бактериофагов, знакомятся с историей их открытия. На конкретных примерах показывают особенности организации вирусов как внутриклеточных паразитов на генетическом уровне. Характеризуют механизм взаимодействия вируса и клетки. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.194-196, подг. соощ о вирусных заболеваниях 3 нед апр58 Вирусные заболевания человека, растений и животных. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов Приводят примеры вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека и животных. Учатся применять необходимые меры профилактики вирусных заболеваний. Знакомятся с гипотезами возникновения вирусов Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. Тест в Рт на с.134-135 3 нед апрРаздел 3. Экосистема (6 ч)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— определение науки экологии;
— абиотические и биотические факторы среды;
— определение экологических систем;
— определение биогеоценоза и его характеристики;
— учение В. И. Вернадского о биосфере;
— биотические круговороты;
— характер преобразования планеты живыми организмами.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать взаимоотношения между организмами;
— анализировать последствия деятельности человека на животных и природу в целом;
— выявлять и описывать влияние факторов среды на животных и растения;
— приводить примеры цепей и сетей питания;
— давать определение понятию экологическая пирамида;
— характеризовать биомассу биосферы, её состав, объём и динамику обновления;
— описывать круговороты основных химических элементов и воды;
— сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;
— устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
— приводить примеры продуцентов, консументов и редуцентов;
— выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепей питания и пищевых цепей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;
— находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;
— находить значения терминов в словарях и справочниках;
— выделять тезисы и делать конспект текста;
— делать выводы из непосредственного наблюдения.
Личностные результаты обучения
— проявление учащимися чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
— осознание ответственности и долга перед Родиной;
— проявление учащимися ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;
— формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
— построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
— соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
— осознание учащимися сущности взаимоотношений человека и природы;
— умение реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проведение работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— привить учащимся любовь к природе, чувство уважения к учёным, изучающим животный мир, эстетические чувства от общения с живыми организмами;
— признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
— проявление готовности к самостоятельным поступкам и активным
действиям на природоохранительном поприще;
— умение аргументировать и обосновано отстаивать свою точку зрения;
— критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
— осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
— формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
59 Среда обитания. Экологические факторы Понятие среде обитания. Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой обитания. Абиотические и биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияние факторов среды на животных и растения Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания». Характеризуют абиотические факторы: влажность, освещённость, температурный режим и др. Характеризуют интенсивность действия разных абиотических факторов. Описывают биотические факторы, на конкретных примерах демонстрируют их значение. Оценивают роль факторов среды обитания в жизнедеятельности животных Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.198-205, Рт211 4 нед апр60 Экосистема Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида Определяют и анализируют понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида». Характеризуют компоненты биоценоза, дают характеристику продуцентам, консументам и редуцентам. Формулируют представления о цепях и сетях питания. Описывают и приводят примеры пирамид энергии, чисел и биомассы Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.206-209, Рт216 4 нед апр61 Биосфера — глобальная экосистема Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления Формулируют основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют невозможность существования жизни за границами биосферы. Характеризуют компоненты биосферы Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.210-213. Рт220 1 нед. мая
62 Круговорот веществ в биосфере Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы Определяют главную функцию биосферы как обеспечение биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные круговороты: воды, углерода, азота, фосфора и серы. Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.214-218, Рт223 1 нед. мая
63 Роль живых организмов в биосфере Преобразование планеты живыми организмами. Изменение состава атмосферы. Возникновение осадочных пород почвы. Формирование полезных ископаемых: нефти, газа, каменного угля, торфа, месторождений руд Характеризуют преобразования планеты живыми организмами: изменение состава атмосферы, возникновение осадочных пород и почвы. Описывают процессы, приводящие к образованию полезных ископаемых Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.219-221, Рт226, подг.к к.р. 2 нед. мая
64 Контрольная работа по теме «Экосистема» Выполняют разноуровневые задания в формате ЕГЭ. Раздаточный материал, «немые» таблицы, рисунки. Тест в Рт на с.143-144 2 нед. мая
65 Повторение темы «Царство животные. Подцарство одноклеточные « Основные понятия темы, термины. Этапы развития, усложнения в ходе эволюции. Приспособления к среде обитания Анализируют полученную в ходе изучения темы информацию, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют этапы развития, усложнения, приспособления к среде обитания. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.9-20 3 нед. мая
66 Повторение темы «Царство животные. Подцарство многоклеточные « Основные понятия темы, термины. Этапы развития, усложнения в ходе эволюции. Приспособления к среде обитания Анализируют полученную в ходе изучения темы информацию, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют этапы развития, усложнения, приспособления к среде обитания. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.21-186 3 нед. мая
67 Повторение темы «Вирусы» Основные понятия темы, термины. Приспособления к среде обитания Анализируют полученную в ходе изучения темы информацию, устанавливают причинно-следственные связи, приспособления к среде обитания. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.193-196 4 нед. апр68 Повторение темы «Экосистема» Основные понятия темы, термины. Мультимедийное приложение к учебнику
«Многообразие живых организмов. Животные. 8 кл.» Н.И. Сонина, В.Б. Захарова.
Рисунки учебника и тетради с печатной основой. С.197-226 4 нед мая
Литература
Основная литература
Заxapoe В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие Живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2014.
Дополнительная литература
Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
Сонин H. И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992
8028305338010500Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.
Научно-популярная литература
Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.