Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе Мамонтов, Сонина


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010 г.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, Дрофа, г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, 9 класс и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой., входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010г. № 2080. Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану МОБУ Ирбейская сош №2.

Цели и задачи
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи курса биологии:
развивать знания о живой природе;
формировать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые для изучения других наук; Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения предмета ученики должны:
называть
 общие признаки живых организмов;
 признаки царств живой природы;
 причины и результаты эволюции;
приводить примеры
 усложнения растений и животных в процессе эволюции;
 природных и искусственных сообществ;
  изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
  наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
 строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
 деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
         обмен веществ и превращение энергии;
         роль ферментов и витаминов в организме;
  особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
  иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
  размножение, рост и развитие организмов;
  вирусы как неклеточные формы жизни;
  среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
  природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
  искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
 взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
 родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
 влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
  меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
 роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
 организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
 клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
сравнивать
•  строение и функции клеток растений и животных;
•  организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания
•  о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
•  о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм,  профилактики травм, заболеваний;
•  о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
•  о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
•  о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
•  о клеточном строении организмов всех царств;
•  о родстве и единстве органического мира;
•  об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
соблюдать правила
•   приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
•   бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
•   здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями
СТРУКТУРА КУРСА.
Название темы Количество часов
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле 24
Раздел 2. Структурная организация живых организмов
10
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов 5
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов 20
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии 11
Итоговая контрольная работа. 1
Итого 64
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.
перечень контрольных работ

Тема Кол-во часов
сроки
1 Годовая контрольная работа. 1 Лабораторные работы
№ п/пЛабораторные работы, практические работы Количество часов Сроки
1 Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» 1 2 Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора» 1 3 Лабораторная работа №3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом» 1 4 Лабораторная работа №4 «Митоз в корешке лука» 1 5 Лабораторная работа №5 «Решение генетических задач и составление родословных». 1 6 Лабораторная работа №6 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой» 1 7 Лр7.Вегетативное размножение растений. 1 8 Лр8. Прорастание семян. 1 9 Лр9. Прямое и непрямое развитие насекомых. 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС

урока Раздел
Тема урока Кол-во
часов Дата проведения
По плану По факту
Эволюция живого мира на Земле 24 Глава 1. Введение. Биология – наука о жизни 1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. 1 Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период. 2 2 Становление систематики 1 3 Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка 1 Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора 4 4 Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина 1 5 Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе 1 6 Учение Ч.Дарвина о естественном отборе 1 7 Формы естественного отбора 1 Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора 4 8 Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных 1 9 Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» 1 10 Забота о потомстве 1 11 Физиологические адаптации 1 Глава 5. Микроэволюция3 12 Вид, его критерии и структуры 1 13 Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора» 1 14 Эволюционная роль мутаций 1 Глава 6. Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция 2 15 Главные направления эволюции 1 16 Общие закономерности биологической эволюции 1 Глава 7. Возникновение жизни на Земле 2 17 Современные представления о возникновении жизни 1 18 Начальные этапы развития жизни 1 Глава 8. Развитие жизни на Земле 5 19 Жизнь в архейскую и протерозойскую эру 1 20 Жизнь в палеозойскую эру 1 21 Жизнь в мезозойскую эру 1 22 Жизнь в кайнозойскую эру 1 23 Происхождение человека 1 2. Структурная организация живых организмов 10
Глава 9. Химическая организация клетки 2 24 Неорганические вещества, входящие в состав клетки. 1 25 Органические вещества, входящие в состав клетки. 1 Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке 2 26 Пластический обмен. Биосинтез белков 1 27 Энергетический обмен 1 Глава 11. Строение и функции клеток 6 28 Прокариотическая клетка 1 29 Эукариотическая клетка 1 30 Лабораторная работа №3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом» 1 31 Эукариотическая клетка. Ядро 1 32 Деление клеток.
Лабораторная работа №4 «Митоз в корешке лука» 1 33 Клеточная теория строения клеток 1 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов 5
Глава 12. Размножение организмов 2 34 Бесполое размножение 1 35 Половое размножение. Развитие половых клеток. Лабораторный практикум на компьютере. 1 Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 3 36 Эмбриональный период развития 1 37 Постэмбриональный период развития 1 38 Общие закономерности развития. Биогенетический закон 1 4. Наследственность и изменчивость организмов 20
Глава 14. Закономерности наследования признаков 11 39 Основные понятия генетики 1 40 Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя 1 41 Первый закон Г.Менделя. Полное и неполное доминирование. 1 42 Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет. 1 43 Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. 1 44 Анализирующее скрещивание. 1 45 Сцепленное наследование генов. 1 46 Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом 1 47 Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом 1 48 Взаимодействие генов 1 49 Лабораторная работа №5 «Решение генетических задач и составление родословных». 1 Глава 15. Закономерности изменчивости 4 50 Наследственная (генотипическая) изменчивость 1 51 Наследственная (генотипическая) изменчивость 1 52 Фенотипическая изменчивость. Лабораторный практикум на компьютере. 1 53 Лабораторная работа №6 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой» 1
Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов 4 54 Центры многообразия и происхождения культурных растений 1 55 Методы селекции растений и животных. 1 56 Методы селекции растений и животных. 1 57 Селекция микроорганизмов 1 5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии 11
Глава 17. Биосфера, её структуры и функции 8 58 Структура биосферы. 1 59 Круговорот веществ в природе 1 60 История формирования сообществ живых организмов 1 61 Биогеоценозы и биоценозы 1 62 Абиотические факторы среды 1 63 Интенсивность действия факторов среды 1 64 Биотические факторы среды 1 65 Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» 1 66 Взаимоотношения между организмами. 1 Глава 18. Биосфера и человек 4 67 Природные ресурсы и их использование 1 68 Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. 1 69 Охрана природы и основы рационального природопользования. 1 70 Итоговая контрольная работа 1 Литература
Основная литература
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.
Дополнительная литература
Цибулевский А.Ю. Биология. Общие закономерности. 9кл. :рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафонавой, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности» / А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 5-е изд., стереотип.- М. :Дрофа, 2014.