Технологическая карта урока по биологии на тему Рост и развитие растений.


Москва 2016
Технологическая карта урока «Рост и развитие растений»
Этапы
урока
Основное
содержание
Виды деятельности учителя
Виды деятельности учащихся
Планируемые образовательные результаты

Задания для оценивания
результатов





Предметные
УУД:
Регулятивные (Р), Познавательные (П), Коммуникативные (П)

Личностные


1
2
3
4
5
6
7
8

1
2
3
4
5
6
7


1.Организационный момент


Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на урок.
«Звонкий прозвенел звонок. Начинается урок. Встаньте прямо, не шумите, все ль на парте посмотрите. Все ль на месте, все ль на парте: книжка, ручка и тетради. Здравствуйте ребята. Сели. Мы приступим к новой теме».
Обучающиеся подготавливают весь учебный материал необходимый для работы на уроке, затем становятся для приветствия учителя.
.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Регулятивные: целепологание
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию



2. Мотивация
Рост, развитие, онтогенез, проросток, абиотические, биотические, антропогенные факторы
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися по следующим поговоркам:
«Весною и оглобля за одну ночь травой обрастет».
«Весна-красна пришла – зелень пошла»
Почему урок начинаем с этих высказываний?
Тема урока: Рост и развитие растений.

Слушают, отвечают на заданные вопросы, пытаются определить тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Пытаются в учебнике найди подтверждения своим выводам.
Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение
не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций
стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Фронтальный опрос, работа с учебником, рабочей тетрадью.

3.Актуализация опорных знаний

Черенок, корень, побег, прививка, подвой, привой,
Предлагает решить кроссворд по пройденной теме:
«Вегетативное размножение» .

Решают кроссворд.

Формирование систематизированных знаний о характерных чертах вегетативного размножения растений.
Регулятивны:
сформировать умение применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
Познавательные:
сформировать умение выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Коммуникативные:
высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Развитие познавательной
потребности на основе
интереса к изучению
процессов жизнедеятельности
организмов; осознание
ценности биологических
знаний в жизни общества
Решение кросворда.

4. Поиск решения проблемы учениками

Рост, развитие растений, индивидуальное развитие, экологические факторы.
Организует диалог с учащимися по вопросам:
1. Можем ли мы сказать, что слово «рост» и «развитие» являются синонимами, обозначают одно явление ?
 2. С чего начинается развитие любого организма?.



Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Формирование умения анализировать природные явления, сравнивать их, выявлять черты сходства и различия; развитие умения адекватно использовать речевые средства в дискуссии и аргументации своей позиции, объяснять и отстаивать своё мнение; умение работать с разными источниками биологической информации (учебником
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Фронтальный опрос, работа с учебником, с рабочей тетрадью.

5. Выражение и представление учениками решения


Рост, развитие растений, индивидуальное развитие, экологические факторы.
1. Показывает слайды презентации,
2. Делит учащихся на группы, объясняет принцип работы с учебником.
1) соотнести термин и его определение;
2) прокомментировать свой выбор.
3. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу по выполнению заданий в рабочей тетради, проводит выборочный контроль.
4. Организует прочтение текста в учебнике.

1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают сложные вопросы.
2.Работают в группах, сопоставляют понятия с термином на схеме, объясняют свой выбор, приводят примеры.
3. Рассматривают картину, отвечают на поставленные вопросы, выражают собственное мнение.
4. Выполняют задания в рабочей тетради.
5. Знакомятся с материалами рубрик учебника, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения, делают выводы
Формирование понятий о росте растения, о процессе развития растения, об этапах индивидуального развития растения, о зависимости роста и развития растений от условий среды, о ритмах жизнедеятельности растений; объяснение роли процессов роста и развития в жизни растительных организмов; обобщение знаний об обмене веществ как главном признаке жизни; формирование мировоззренческих позиций о единстве живой и неживой природы, о природе как едином целом
Регулятивные: сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Познавательные:
-используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.
-самостоятельно осуществляют поиск нужной информации
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Работа в группах, самостоятельная работа, прочтение текста, задания в рабочей тетради..

6. Применение знаний учениками


Предлагает в тексте на карточках найти ошибки.
Сказать хочу вам по секрету, что лучше времени и нету,
Когда растет все и цветет, и сердце радостно поет.
Увеличение размеров нам говорит лишь о развитьи,
И это главное, поймите.
Начало жизни – от плода, легко запомнить можно, да?
А для чего же яйцеклетки в толк взять я не могу совсем уж, детки.
Быть может для распространенья, забавы или развлеченья?
Запуталась совсем, простите и разобраться помогите -
Вот желудь по небу летает, взбешенный огурец стреляет,
Костянку скушал муравей – ошибки ищем поскорей!
.
Работают самостоятельно по карточкам.
Знать основные черты, характеризующие рост растений. объяснять процессы развития растений, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растений. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды
Познавательные:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных
предметах учебного материала.
Регулятивные:
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его
Овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы
Работа с карточками.


7. Подача дом. задания


Домашнее задание: с.140 учебника, записать экологические факторы среды.

Записывают домашнее задание.
овладение учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска.
Регулятивные:
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. 
Умение работать с информацией


8. Рефлексия

Предлагает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый все сделал правильно, желтый встретились трудности, красный много ошибок.
Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами 
Формирование умения анализировать, сравнивать , природные явления выявлять черты сходства и различия
Регулятивные: оценивает результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его.
Познавательные:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Понимать значение знаний для человека и принимают его.


Самоконтроль, самооценивание- «Дерево успеха».



15