Конспект занятий по музыкально-эстетическому воспитанию детей средней группы
1
Тема: Учимся слушать музыку
Программное содержание
- Научить правилам поведения на музыкальных занятиях и при прослушивании музыки.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Ивушка и тополь»
- Настроить детей на занятие;
- Развивать звуковысотный слух.
Описание:
Дети ритмично двигаются по залу под маршевую музыку. При музыкальной паузе внимательно слушают, какие звуки проиграет музыкальный руководитель. Если высокие (тополь) – тянутся на носочках вверх, поднимая руки, если низкие (ивушка) – склоняют голову на грудь, руки произвольно опущены вниз и расслаблены.
Изучение нового материала:
- Вы уже умеете исполнять высокие и низкие, а также средние звуки. Их разнообразные сочетания и придают музыке своеобразную прелесть. К тому же спеть их и сыграть мы их можем тоже по-разному: быстро и медленно, тихо и громко, плавно и отрывисто. Звуками можно выразить разное настроение: задумчивое и жизнерадостное, грустное и сердитое. Вот какое богатство вариантов! А если прибавить сюда богатство многокрасочных тембров, то есть оттенков голосов разных певцов и музыкальных инструментов, то получится, что музыка таит в себе несметные сокровища звуков.
Позволь дать тебе совет, как нужно слушать музыку. Слушать музыкальное произведение нужно внимательно, вдумчиво, не отвлекаясь, стараясь понять, что хотел донести до нас автор, чем он хотел поделиться с тобой и с другими людьми.
Хочу вас спросить, из чего состоит музыка? Для этого я вам загадаю загадку: « Их нельзя увидеть, не возьмёшь их в руки. Можно только слышать. Кто же это? » Верно, из звуков. А знаешь ли ты, что звуки тоже бывают очень разными. Предлагаю вам сыграть в очень интересную игру.
Игра: « Звуки мы идём искать»
Раз, два, три, четыре, пять!
Звуки мы идём искать!
Пластиковый, деревянный,
Металлический, стеклянный.
Дети, произнося считалку, двигаются за ведущим по комнате, который подводит их к различным предметам и стучит по ним молоточком, слушая звук. Дети по звуку определяют, к какому типу относится этот звук. Игра повторяется несколько раз.
Запомните! Звук – это колебание волны, которые человек улавливает с помощью ушей.
Приговорки
Выучите с детьми и повторяйте приговорки каждый раз хором перед началом упражнений. Пусть они служат настройкой для слухового сосредоточения в играх на развитие слухового внимания.
Мы тихонечко сидим
И готовим уши
Потому что мы хотим
Научиться слушать!
Педагог: Где, ребятки, ваши ушки?
Дети хором: Наши ушки на макушке.
Игра « Кто по лесу ходит?»
Цель: Развивать у детей звуковысотный и ритмический слух.
Дыхательное упражнение: « Подуй на одуванчик»
Цель: Развивать у детей певческое дыхание.
Пение: Познакомить детей с песней « Грустная песня» муз.И.Осокиной.
Поговорить о характере песни, о её содержании.
Музыкально-ритмические упражнения:
Вспомнить виды ходьбы, разученные ранее: марш, легкий бег.
Разучивание танцевальной композиции: « Осенний листопад»
Под вальс «Осенний сон» А.Джойса
Схема танца:
1. Дети на носочках бегут по кругу. В руках листочки.
2. Взмахи над головой.
З. Кружение на носочках.
4. Легкими шагами дети движутся в круг - из круга.
Игра на детских муз.инструментах: «Где живут звуки?»
Музыкально – дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
Формировать запас музыкально – слуховых впечатлений.
Развлечение: Подвижная игра « Лохматый пёс»
Занятие № 2
Тема: Свойства музыкальных звуков.
Программное содержание:
- Рассказать о свойствах музыкальных звуков.
Образовательные области
Задачи:
«З» - сохранение и укрепление физического здоровья детей;
«Ф» - развивать двигательную активность детей;
«П» - расширять кругозор детей в области музыки;
«Ч» - использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Солдаты и охотники»
- Тренировка активного внимания;
- Развитие тембрового слуха.
Слушание: Познакомить детей с музыкальным произведением композитора Д.Кабалевского «Клоуны». Применив метод «Музыкальная шкатулка» охарактеризовать пьесу.
Изучение нового материала. Запомните!
У каждого мелодического звука есть четыре особых свойства – громкость, высота, длительность звучания и тембр. Как получаются громкие звуки?
Задание: Постучите по столу кулачком: сначала тихо, потом громче громче громче
Очень громко. Сколько силы пришлось приложить для того, чтобы стук получился громче? Чем больше сила – тем громче звук.
Игра « Громко – тихо»
Педагог задаёт детям различные задания. Например; постучать по столу кулачком, похлопать в ладоши, топнуть ножкой или погудеть. Затем произносит указание к исполнению, и дети выполняют его с той силой, которая необходима для заданного звучания.
Игра: « Как звучит»
Взрослый называет то или иное явление. Дети определяют, как оно звучит, и хором произносят слова: « тихо» или « громко».
Пример: листья шелестят, мышка шуршит, мама шепчет на ушко, вода капает, сирена гудит кошка крадётся, гром гремит, дети хохочут, балуются.
Игра: « Правильно – неправильно»
Педагог произносит фразу, например, « Кошка крадётся громко». Дети хором произносят: « Неправильно». Педагог вызывает одного из игроков, который должен произнести фразу правильно.
Игра: « Тихо – громко запоём»
Игровой материал: любая игрушка.
Дети договариваются с педагогом , что при исполнении песни, если педагог поднимет игрушку вверх, то дети поёт громко, а если опустят вниз, то поют тихо.
Дыхательное упражнение: « Открыть и закрыть воротики»
- Развивать диафрагмальное дыхание у детей.
Пение: Закреплять знакомство с песней « Грустная песенка» И.Осокина. Работать над текстом.
Познакомить с песней об осени, контрастной по характеру, «Дождик – огородник» муз. И.Меньших.
Музыкально – ритмические упражнения: Закреплять шаг с высоким подниманием колена.
Танцевальная композиция « Осенний листопад». Следить за осанкой детей.
Игра на детских музыкальных инструментах: «Где живут звуки»
Пальчиковая гимнастика «Комары – музыканты»
- Продолжать формировать музыкально – слуховые впечатления.
Развлечение: Подвижная игра: « Заря – заряница»
Занятие № 3
Тема: Игротека
Программное содержание:
- Закрепление пройденного материала.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развивать двигательную активность детей;
«С» - Развивать игровую деятельность;
«П» - расширять кругозор детей в области музыки;
«К» - Развивать навык свободного общения взрослого и детей.
Ход занятия:
Дети входят в зал под бодрую музыку, закрепляют виды шага, пройденных ранее.
Психогимнастика: Упражнение: «Ускоряем – замедляем».
- Положительный настрой на занятие;
- преодоление двигательного автоматизма;
- развитие динамического слуха.
Слушание: «Клоуны» Д.Б.Кабалевского.
Применив метод «Хор рук», показать, как меняется настроение в частях пьесы.
Игра « На воображаемой гармошке»
Как играют на гармошке, вы, наверное, много раз видели. Меха инструмента то сдвигаются, то раздвигаются.
Эта игра – одновременно упражнение. Используя образ гармошки, давайте поучимся петь тихо и громко. Когда руки широко раздвинуты, пойте гласную «о» в полный голос, Когда руки сдвигаются, убавляй звучание.
Игра: «Солнышко встало»
Как можно по- разному произнести фразу « Солнышко встало?». Отыщи как можно больше вариантов. Также потренируйся произносить « В квартире есть телефон», « Я прочитал эту книгу». А теперь повтори те же варианты произношения, но без слов. Слов нет, но мелодика произношения фразы – то удивленная, то горестная, то сердитая осталась. Знаешь, что это такое? Это интонация – манера произношения, в которой отражены какие –то чувства.
Сказка « Волк и козлята»
Задание: Прочитайте детям сказку, обратите их внимание на звучание голосов волка, козы, козлят. Ответьте на вопросы: почему в сказке голоса называются « тонкими» и « толстыми». Почему козлята отворили дверь волку? Распределите сказку по ролям среди детей и перескажите, передавая голосом тонкие высокие и низкие толстые голоса персонажей.
Игра « Великаны и лилипуты»
Подготовка к игре: Побеседуйте с детьми о том, какой голос может быть у великана? А какой голос может быть у крошечного человечка. Пофантазируйте, какие великаны? Они огромные, неповоротливые и толстые. И голос у великана толстый, низкий. А лилипуты крошечные , подвижные, как муравьишки. Голоса у лилипутов тоненькие и высокие.
Описание:
Дети делятся на две группы, одна из которых будет играть роль лилипутов, а другая – роль великанов. В – ль произносят слова или словосочетания, а дети – « великаны» и « лилипуты» - отвечают ему или повторяют текст.
Воспитатель: « Здравствуйте, великаны, здравствуйте, лилипуты!»
« Как поживаете, великаны?»
« Как поживаете, лилипуты?»
« Что вы сегодня ели на завтрак?»
« Хотите пойти на прогулку?» и.т.д.
Группы детей – « Великаны» и « Лилипуты» - отвечают по очереди.
Дыхательное упражнение: « Собачка»
Цель: Развивать у детей певческое дыхание.
Распевание: « Колыбельная»
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Закреплять знакомство с песней « Грустная песня» муз. И.Осокиной. Петь напевно, протяжно.
Учить песню « Дождик – огородник» муз И.Меньших. работать над четким произношением окончаний слов.
Музыкально – ритмические упражнение:
- Развивать умение ритмично двигаться под маршевую и танцевальную музыку.
- Закреплять навык движения в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания ( тихо – громко), самостоятельного начала и окончания движения.
« Осенний листопад» - эмоционально исполнять хоровод, следить за осанкой детей.
Развлечение: Подвижная игра: « У медведя во бору»
Занятие №4
Тема: Развиваем ритмический слух.
Программное содержание:
- Развивать ритмический слух.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развивать двигательную активность детей;
«С» - Развивать игровую деятельность;
«П» - расширять кругозор детей в области музыки;
«К» - Развивать навык свободного общения взрослого и детей
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Ивушка и тополь».
Слушание: Пьеса «Клоуны» Д.Кабалевского. Поговорить о двухчастной форме музыкального произведения.
Изучение нового материала:
Выразительное чтение текста, обращать внимание детей на ритм и мелодию стиха. Выучить с детьми стихи, которые им особенно понравились.
Сел сверчок на шесток,
Таракан - в уголок.
Сели – посидели,
Песенку запели.
Услыхали ложки –
Вытянули ножки.
Услыхали калачи –
Да попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды,
Ходят ноги не туды.
А как дудочку почуют,
Сами ноженьки танцуют.
- Прохлопать ритмический рисунок данного стихотворения, вместе и индивидуально.
Музыкально-ритмические упражнения: Упражнение « Мы бегаем и прыгаем»
- Учить чередовать лёгкий бег и прыжки на двух ногах, при смене характера музыки.
« Осенний хоровод» - легко, непринуждённо исполнять хоровод. Развивать умение выполнять танцевальные движения вместе с предметами ( листочками).
Дыхательное упражнение: « Один вдох – три выдоха».
Развивать у детей диафрагмальное дыхание.
Пение: Работать над песнями: « Грустная песня»
« Дождик - огородник»
Следить за правильным произношением окончаний слов и чётким проговариванием согласных звуков.
Учить песню: « Журавушка»»муз.Зарицкой.
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Осень бродит у ворот»
- Учить воспринимать средства музыкальной выразительности.
Развлечение: Подвижная игра: « Заря – Заряница»
Занятие №5
Тема: Слушатель и зритель.
Программное содержание:
- Дать понятие о слушателе и зрителе.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Солдаты и охотники»
Слушание: «Клоуны» Д.Кабалевского.
Учить детей различать эмоциональное содержание пьесы.
Изучение нового материала. Запомните!
Музыку – слушают, концерт – смотрят и слушают, оперу – слушают , или смотрят и слушают.
Тот, кто слушает – слушатель.
Тот, кто смотрит – зритель.
« Что любят зрители и что любят артисты?»
Артисты любят: чтобы им хлопали, чтобы им дарили цветы, чтобы их внимательно слушали.
Зрители: любят: удобно сидеть и слушать. Они должны не мешать другим зрителям и артистам, не опаздывать, вовремя приходить.
Сегодня с утра мы в театр собрались,
Умылись, оделись и причесались.
Надеты ботинки, пальто и береты,
В карманах расчёски, платки и билеты,
Себя хорошо мы в трамвае ведём,
Через дорогу спокойно идём,
У входа в театр покажем билеты,
Сдадим в гардеробе пальто и береты.
Пальто в гардеробе, в руке номерок.
Нас в зрительный зал приглашает звонок.
Толкаться не будем, спокойно войдём
И место своё по билету найдём,
В билете указаны место и ряд,
В зрительном зале люстры горят,
Вот ложа, партер, бельэтаж и балкон,
ИМ сцена, и занавес – это не сон.
Сцена открылась, оркестр заиграл!
Каждый ребёнок зрителем стал.
Педагог: Давайте покажем, как дети превращаются в зрителей.
(Читает стихотворение, а дети иллюстрируют его действиями).
Дыхательное упражнение: « Подуем на ладошку»
- Развивать диафрагму и певческое дыхание
Пение: Выразительно исполнять песни: « Грустная песня»
« Дождик - огородник»
« Журавушка»
- Следить за своевременным вступлением и окончанием пения.
Музыкально-ритмические упражнения:
« Шагаем – бегаем», « Ускоряем – замедляем»
- Развивать у детей умение выполнять движения в соответствии с музыкой.
«Осенний листопад» - добиваться выразительности движений руками, «полетности»
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Звук живет в любом предмете»
- Учить детей распознавать деревянные, металлические, стеклянные звуки.
Д/И «Где живут звуки?»
Развлечение: Подвижная игра: « Цапля голенастая»
Занятие №6
Тема: Человеческий голос
Программное содержание: Познакомить с возможностями и строением голосового аппарата.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение «Робин – Бобин - Барабек»
- Развивать память детей, отображать положительные и отрицательные черты характера персонажей.
Изучение нового материала.
Человеческий голос – это самый древний, самый необыкновенный музыкальный инструмент. С помощью голоса, его интонации, мы можем передать тончайшие оттенки нашего чувства или настроения. Он звучит, благодаря вибрации голосовых связок. Это легко можно ощутить, если во время речи или пения положить пальцы на горло.
Задание: Приложите ладошку к голу, поговорите и спойте что-нибудь, ощутите вибрацию голосовых связок.
Слушание: Познакомить детей с р.н.п. «Ах, ты, береза», обр. М.Раухвергера
Обратить внимание детей на пьесу веселого, эмоционального характера.
Дыхательное упражнение: « Гармошка»
Работать над развитием певческого дыхания.
Пение: Учить песню « Кочаны» муз. Д.Львова-Компанейца.
Повторять песни: « Грустная песня»
« Дождик – огородник»», « Журавушка»
Петь выразительно, без напряжения.
Музыкально – ритмические упражнения.
Шаг с высоким подниманием колена. Подскоки.
-Следить за осанкой детей.
Учить « Маленькую полечку»
Схема танца:
1. Дети бегут подскоками по кругу
2. Дети выполняют « пружинки».
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Звуки шумовые и музыкальные»
- Развивать восприятие отдельных отношений музыкальных звуков различных по высоте, тембру, динамике.
Д/И «Музыкальное эхо»
Развлечение: Подвижная игра « Горелки с платочками»
Занятие №7
Тема: Учимся различать звуки.
Программное содержание:
- Научить детей различать звуки.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия
Психогимнастика: Упражнение: «Я – мои друзья»
Воспитывать у детей чувства коммуникабельности и коллективизма.
Изучение нового материала.
Почему одни звуки звучат, а другие – шумят? Мы уже заметили, что нас окружает множество звуков. Среди этого множества наиболее неприятными являются звуки громкие, резкие, назойливые. Например: грохот, стук, лязг, топот, гудение и т.п. Такие звуки, как правило, мы называем шумом. Шум возникает, чаще всего, в результате деятельности человека. От шума мы устаём, у нас болит голова и портится настроение. Однако в природе также существуют шумы, которые человек слушает с большим удовольствием. Например: журчание ручейка, шум дождя или шум прибоя, щебет птиц или шорох листьев.
Запомните!
Шумом называют беспорядочное, нестройное или громкое звучание.
Прочитать детям рассказ В.Бианки « Музыкальная канарейка»
См. стр 14 сб « Разработка занятий в мл. гр.»
Музыкально-ритмические упражнения.
Упражнение « Иди – замри»
- Преодолевать у детей двигательный автоматизм.
Развивать навык выполнения танцевального движения – подскоки.
Работать над исполнением танцев:
« Весёлая полечка»
« Осенний хоровод»
Дыхательное упражнение:
« Ныряем за жемчугом» - Работать над развитием певческого дыхания.
Распевание: « Колыбельная»
« Я шагаю вверх – вниз»
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Работать над выразительностью исполнения песен:
« Грустная песенка»
« Дождик - огородник»
« Журавушка»
Закреплять «Кочаны» , муз Д.Львова – Компанейца
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Мы веселые игрушки - озорные погремушки»
Рассказать об истории создания погремушки.
Д/И «Музыкальное эхо»
Развлечение: Подвижная игра « Дед Апанас»
- Развивать у детей координацию движений, ловкость, умение маневрировать.
Занятие №8
Тема: Игротека
Программное содержание: Закрепить пройденный материал.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия
Психогимнастика: «Четыре стихии»
- Положительный настрой на занятие;
- Развивать активное внимание.
Игра « Путаница»
Прочитать детям сказку К.И.Чуковского « Путаница». Предложить поиграть и озвучить голоса животных и птиц.
ВЕД:
« Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели.
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать!
ДЕТИ: « Га-га-га»
ВЕД: « Кошки замурлыкали»
ДЕТИ: « Мур-мур-мур!»
ВЕД: « Птицы зачирикали»
ДЕТИ: « Чик-чирик!»
ВЕД: « Лошади заржали»
ДЕТИ: « И-и-и!»
ВЕД: « Мухи зажужжали»
ДЕТИ: « Ж-ж-ж!»
ВЕД: « Лягушата квакают»
ДЕТИ: « Ква-ква-ква!»
ВЕД: « А утята крякают»
ДЕТИ: « Кря-кря-кря!
ВЕД: « Поросята хрюкают»
ДЕТИ: « Хрю-хрю-хрю!»
ВЕД: « Деточек баюкают:
Баюшки – баю!
Баюшки – баю!»
Дети складывают ручки, закрывают глазки и склонив голову на ладошки, « засыпают» Игра повторяется.
Игра « Угадай, кто я?»
Дети слушают и учатся различать человеческие голоса Для игры понадобится бумажный колпак.
- Развивать у детей тембровый слух.
Игра « Слышу шум»
Побеседуйте с детьми о том, что человека в жизни окружает множество шумов. Начинайте перечислять те шумы, которые детям приходилось слышать когда-нибудь, например: шум шагов, воды, ветра, кипящего чайника Дальше конкретизируйте место или время, например: какие шумы можно услышать в лесу или на улице; Утром, днём или ночью
Фантазируйте (Ответы детей)
Слушание: «Ах, ты, береза», обр М.Раухвергера. прослушать пьесу в оркестровом исполнении. Поговорить о расширении выразительности музыки при одновременном звучании нескольких инструментов, оркестра народных инструментов.
Музыкально-ритмические упражнения
Выразительно исполнять танцевальные композиции:
« Осенний хоровод»
« Весёлая полечка».
Психогимнастика: Упражнение на развитие мимики: « Сердитый дедушка»
« Солёный чай»
Дыхательное упражнение: « Три вдоха – один выдох»
- Работать над развитием диафрагмального дыхания.
Распевание: « Я пою хорошо»
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Выразительно исполнять песни, петь естественным голосом, не напрягая голосовые связки.
« Грустная песенка»
« Дождик - огородник»
« Журавушка»
Закреплять песню: «Кочаны», муз Д. Львова – Компанейца.
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Мы веселые игрушки - озорные погремушки»
- Закрепить приемы игры на погремушке.
Развлечение: Подвижная игра: « Заря – заряница»
- Развивать у детей ловкость, и быстроту реакции.
Октябрь
Занятие № 9
Тема: «песня – душа народа»
Программное содержание:
Дать детям представление о жанре народной песни;
Формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к русской народной музыке;
Воспитывать у детей преемственные качества: доброту, честность, справедливость, взаимовыручку
Образовательные области
Задачи:
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
«Ч» - использование художественных произведений с целью усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений.
Ход занятия
Музыкальный руководитель. А расскажу я вам сегодня сказку про ловкого солдата.
Царь проверял однажды караулы и увидел, что один солдат-то вроде спит.
– Спишь? – спрашивает царь.
– Никак нет, – отвечает солдат, – не сплю.
– А что же ты делаешь?
– Звёзды считаю.
– Ну, и много насчитал?
– Здесь тьма-тьмой. Здесь – семьдесят со мной, а здесь не успел обсчитать – вы помешали...
Попробуй, проверь этого солдата!..
А сколько на Руси песен? Их так же невозможно сосчитать, как сказочному герою – звёзды.
Всегда русский народ любил песню, весёлую и грустную. Она сопровождала людей во время труда и праздника, помогала работать и отдыхать.
Песню «Посев льна» женщины пели весной.
Уж я сеяла, сеяла ленок.
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Ты мой лен!
Белый лен!
А какие русские народные песни вы помните, где мать учила дочек, как нужно сеять, полоть или прясть пряжу?
(Дети вспоминают русские народные песни, ранее изученные. Песни «Пряха», «Дуня-тонкопряха» исполняют с инсценированием).
Музыкальный руководитель. Русский народ берег родную землю и воспевал её красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, берёзке белой, травушке шелковой.
(Дети читают стихи.)
1-й ребенок. Ты, рябинушка раскудрявая,
Ты когда взошла?
Когда выросла?
2-й ребенок. Я весной взошла,
Летом выросла.
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
(Звучит куплет русской народной песни «Ты рябина ли, рябинушка».)
3-й ребенок. Ой, ты , Волга, Волга-реченька!
Ой, река ли ты, красавица!
По лугам ты льёшься – стелешься,
По пескам бежишь – торопишься.
(Звучит запись русской народной песни «Вниз по Волге-реке» в исполнении Л. Руслановой.)
4-й ребенок. Берёза, моя берёзонька!
Берёза, моя белая,
Берёза раскудрявая.
5-й ребенок. Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки.
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Трава шёлковая.
6-й ребенок. Близ тебя, берёзонька,
Красны девицы
Венки плетут.
Музыкальный руководитель. Какую русскую народную песню о берёзке вы знаете?
(Дети отвечают.)
Музыкальный руководитель. О берёзке много песен создал русский народ, потому что это дерево очень любимо всеми.
Соберутся девушки на полянке и водят вокруг берёзки хоровод.
Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
Занятие №10
Тема: Живые и механические звуки в музыке.
Программное содержание: Познакомить детей понятиями: механическое звучание и живое исполнение музыки
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развитие физических качеств для музыкально - ритмической деятельности;
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«Х» - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;
«К» - развитие свободного общения детей со взрослыми в области музыки.
Ход занятия:
Психогимнастика: Упражнение: «Белоснежка и семь гномов»
- Изучение человеческих эмоций, развитие мимики.
Изучение нового материала:
Музыка так тесно переплетается с жизнью человека, что её можно услышать в разных исполнениях. Звучание может быть механическим или исполнено в живую.
Механическое звучание можно встретить в музыкальных игрушках, музыкальных открытках, шкатулках, табакерках. В древние века была изобретена шарманка, с которой странствующие артисты выступали на улицах старинных городов. Отличительная черта механической музыки в том, что она состоит из несложной мелодии, которая исполняется в неизменной форме.
Живое исполнение музыки отличается от механического тем, что её исполняет живой человек, вкладывая в неё свою душу, свой талант. Поэтому одно и то же произведение, исполненное разными музыкантами, может звучать по-разному. Всё зависит от мастерства исполнителя, его настроения и видения образов, о которых рассказывает музыка.
Слушание: «Ах, ты береза», обр. М.Раухвергера,
«Клоуны» муз. Д.Б.Кабалевского.
Продемонстрировать игру пьес, как эмоционально, с динамическими оттенками, так и бесцветно, как механическая шарманка.
Упражнение на релаксацию: «Шалтай – Болтай»
Упражнение на развитие мелкой моторики рук « Поедалочка»
Пышка сметанная,
Корочка румяная,
Дети «пекут пирожки».
В печи она сидела,
Ставят руки полочкой перед грудью.
На нас она глядела.
Округляют большой и указательный пальцы и приставляют их к глазам, делая « большие глаза».
Пыхтела, пыхтела
Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи.
Да в рот захотела.
Делают жевательные движения, как будто съедают пышку.
Дыхательное упражнение: « Подуй на одуванчик»
- Совершенствовать диафрагмальное дыхание для формирования длительного выдоха.
Распевание: « Бубенчика» Е.Тиличеевой.
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Работать над выразительностью исполнения песен:
« Дождик - огородник»
« Грустная песенка»
« Кочаны»
«Журавушка»
Познакомить детей с песней: « Осень – рыжая лисица» муз. И.Савельевой.
Музыкально-ритмические упражнения:
- Следить за осанкой детей при исполнении танцев « Весёлая полечка»
« Осенний хоровод»
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Колокольчик озорной позвенит нам здесь с тобой»
- Познакомить детей с музыкальным инструментом колокольчиком.
Е.Тиличеева «Бубенчики»
Развлечение: Подвижная игра « Ловишки».
Занятие №11
« О чем рассказывает музыка»
Программное содержание:
- Познакомить детей с выразительными средствами музыки.
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развивать двигательную активность детей;
«С» - Развивать игровую деятельность;
«П» - расширять кругозор детей в области музыки;
«К» - Развивать навык свободного общения взрослого и детей
Ход занятия
Изучение нового материала.
Прочитать детям текст песни, побеседовать о том, что описывается в стихах:
Задание: Подумайте и ответьте, о чём ещё могут рассказывать песни?
Нам расскажет песенка
Обо всем на свете.
Как играет с листьями
Шалунишка ветер.
Как в вечерних сумерках
Свет горит в окне.
Как снежинки падают
Прямо в руки мне.
Утренней зарнице
Солнце улыбается,
Песней птицы на заре
Утро начинается.
Музыка изображает, выражает и подражает.
Музыка изображает пейзажи и портреты.
Музыка выражает чувства и настроение.
Музыка подражает голосам и звукам.
Запомните!
У музыки звуки особые –
Поющие, ясные, чистые,
Лучистые и бархатистые,
Прозрачные, будто хрустальные,
Мелодичные и музыкальные.
- А как музыка может рассказывать без слов?
Музыканты, как и художники, тоже создают картины. Только у музыкантов картины получаются звуковые, музыкальные.
У музыки есть свои краски – это мелодические звуки. Так же, как и краски художника, они соединяются друг с другом и превращаются в звуковые рисунки, в мелодии. Услышит человек мелодию, и в его представлении возникает красочная картина природы или портрет человека с его настроением или переживанием. Чем больше развито воображение у человека, чем он лучше научился слышать звуки, тем ярче и красочнее его представления.
( Прослушать с детьми музыкальные произведения « Утро» Эдварда Грига, « Полёт шмеля» Н.А Римского - Корсакова , « Дождь и радуга» С. Прокофьева)
Дыхательное упражнение: « Дуем, дуем, задуваем»
- Развивать у детей умение максимально удлинять выдох.
Распевание: « Патоку с имбирём»
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Готовить к праздничному концерту исполнение песен:
«« Грустная песенка»
« На жёлтеньких листочках»
« Топ, сапожки»
« Осень – рыжая лисица»
Музыкально-ритмические упражнения:
Закреплять навык исполнения всех видов шага, разученных ранее.
Выразительно исполнять танцы:
« Весёлая полечка»
« Осенний хоровод»
Индивидуально : танец « Виноватая тучка».
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Колокольчик озорной позвенит нам здесь с тобой»
В.Моцарт «Колокольчики звенят»
- Прослушать пьесу, исполнить аккомпанемент на колокольчиках.
Развлечение: Подвижная игра: « Федя-медя»
- развивать у детей ловкость, смелость, умение ориентироваться в пространстве, не натыкаться друг на друга.
Занятие №12
Тема: Игротека
Программное содержание: Закрепление пройденного ранее материала
Образовательные области
Задачи:
«Ф» - развивать двигательную активность детей;
«С» - Развивать игровую деятельность;
«П» - расширять кругозор детей в области музыки;
«К» - Развивать навык свободного общения взрослого и детей
Ход занятия:
Игра: « Угадай по мелодии песню»
- Развивать дифференцированное восприятие.
Игра: « Воробушки и автомобиль»
- Различать живые и неодушевлённые предметы, образ которых рисует музыкальное произведение.
Упражнение, создающее положительный настрой на занятие
« Лешкин клён»
Шумно хлопает в ладошки
Дети проговаривают стихотворение и хлопают в ладоши.
Клён у Лёшки во дворе.
Раскачивают руками, изображая ветки клёна.
Те ладошки, как у Лёшки,
Вытягивают руки вперёд и демонстрируют свои ладони.
Покраснели на заре.
Дуют на свои ладони.
Музыкально-ритмические упражнения:
Закреплять навык исполнения всех видов шага, разученных ранее.
Выразительно исполнять танцы:
« Весёлая полечка»
« Осенний хоровод»
Индивидуально: танец с зонтиками - « Виноватая тучка».
Дыхательное упражнение: « Прялица»
- Пальцами рук, собранных в щепотку, дети имитируют движение плетения пряжи, одновременно пропевая гласный звук.
- Развивать продолжительный речевой выдох.
Распевание: « Куры, гуси да индюшки»
- Следить за чистотой интонирования.
Пение:
Готовить для праздничного концерта песни:
« Грустная песенка»
« Дождик - огородник»
« Журавушка»
«Кочаны»
Закреплять: « Осень – рыжая лисица»
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Колокольчик озорной позвенит нам здесь с тобой»
Д/И «Колокольчики»
- Развивать чувство ритма.
Развлечение: Подвижная игра: « Гончары»
- Развивать у детей ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
Занятие № 13
Тема: « Пение и речь»
Программное содержание: Рассказать о различии между пением и речью.
Образовательные области
Задачи:
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«З» - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
«П» - сенсорное развитие;
«Б» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
Ход занятия
Вход под музыку: В.Семёнов « Заиграй моя волынка»
Разминка в кругу: Упражнение «Ванька-встанька»
- развивать умение сочетать чтение стиха с движениями;
- настроить детей на занятие.
Слушание: «Пастухи играют на рожках» Сорокина.
Прослушать пьесу, почувствовать её спокойный характер.
Изучение нового материала.
Поговорить с детьми о том, как отличается пение от речи. Как звучит пение? Как звучит речь?
Задание: прочитав внимательно характеристику звуков, угадайте, какая из них характеризует речь, а какая - пение?
Звуки Звуки
Короткие, отрывистые, сыплются Протяжные, плавно льются, выразительные
как горох, обыкновенные, не звонкие, яркие, серебристые, звонкие, мягкие.
грубоватые, шершавые, бледные,
бесцветны Упражнение на координацию речи и движения « Вышла чашка погулять»
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышла чашка погулять.
Дети сжимают и разжимают кулачки.
Мимо чайник пролетает –
Чашку чаем наполняет:
Одну ладонь держат « чашечкой», кулачок второй руки – « чайник, наливающий чай».
- Буль – Буль!..
Ой – ёй – ёй!
Прижимают ладони к щекам и качают головой.
Нужен сахар кусковой.
Хлопают ладошками по коленям.
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышел сахар погулять.
Сжимают и разжимают пальцы рук.
Мимо ложка пролетает,
Сахар в чашке растворяет:
Водят указательным пальцем по ладони другой руки.
- Дзынь – дзынь!..
Ой – ёй – ёй!
Хлопают в ладоши.
Прижимают ладони к щекам и качают головой.
Нужен пряник расписной!
Хлопают ладонями по коленкам.
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышел пряник погулять.
Сжимают и разжимают пальцы рук.
Рядом зубки поджидают, В прятки с пряником играют:
Прижимают ладошки ко рту и вытягивают руки перед собой.
- Хруст – хруст!..
Ай – яй - яй!
Стучат кулачками друг об друга.
Прижимают ладони к щекам и качают головой.
По столу растёкся чай!
Поглаживают колени ладонями.
Раз – два - три – четыре - пять –
Вышла тряпка погулять.
Сжимают и разжимают кулачки.
Тряпка в чае извозилась,
Потирают руки друг об друга.
Тряпка фыркала и злилась
Делают вид, что царапаются.
Раз – два – три – четыре – пять –
Сжимают и разжимают кулачки.
Не хочу с тобой играть!
Топают ногами.
Музыкально-ритмические упражнения:
Повторить все основные виды шага. Учить танцевальный шаг с притопом
- Следить за осанкой детей, при выполнении танцевального движения.
Учить « Полечку у ёлочки»
Развивать у детей умение двигаться в парах.
Дыхательное упражнение: « Ныряем за жемчугом».
Распевание: « Колыбельная», « Куры, гуси да индюшки».
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Учить песню: « Новогодний хоровод» муз. Т.Попатенко (сб. « Праздники в детском саду» с шарами стр. 85) - Следить за своевременным вступлением и окончанием пения
.Игра на детских музыкальных инструментах:
«Вот он наш веселый бубен»
Познакомить детей с приемами звукоизвлечения (постукивание, встряхивание)
Развлечение: Подвижная игра: «Ловишки с ленточками».
Занятие № 14
Тема: Тембровая окраска звука
Программное содержание: Рассказать о тембре звуков.
Образовательные области
Задачи:
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«З» - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
«П» - сенсорное развитие;
«Б» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
Психогимнастика: Упражнение «Четыре стихии»
- Настроить детей на занятие;
- Преодоление двигательного автоматизма.
Изучение нового материала.
Теплый – холодный, жёсткий – мягкий, лёгкий – тяжёлый, матовый – блестящий. Если найдётся на земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому, неосязаемому звуку. Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей. Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от звучания другого? Почему звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего в прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение тёмных, холодных красок?
Это загадка ещё одного свойства звука – тембра. Можно дать ему ещё несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный. Внимательно прислушиваясь к тембру инструментов, вы можете продолжить это перечисление сами.
Тембр – окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук, и конечно, звук музыкальный.
Игра: « Определи инструмент»
Игровой материал. Металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, гусли или другие струнно–щипковые инструменты, деревянные ложки.
Ход игры.
Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом музыкальном инструменте какой-нибудь ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполнил задание, остальные играющие хлопают в ладоши.
Игра: « Музыка для игрушки»
Перед ребёнком разложены имеющиеся у него игрушки.
Педагог включает запись. Ориентируясь на характер звучания музыки, ребёнок подбирает игрушку. Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.
Упражнение на релаксацию: «Сломанная кукла»
Музыкально-ритмические упражнения:
Повторить все основные виды шага. Учить танцевальный шаг с притопом
- Следить за осанкой детей, при выполнении танцевального движения.
Повторять « Полечку у ёлочки»
Дыхательное упражнение: « Ныряем за жемчугом».
Развивать у детей певческое дыхание.
Распевание: « Колыбельная», « Куры, гуси да индюшки».
- Следить за чистотой интонирования.
Пение: Работать над текстом песни « Новогодний хоровод»
- Следить за своевременным вступлением и окончанием пения.
Познакомить детей с песней « Фонарики» муз. И.Гуртовой( сб.М.Р. № 6-04 стр. 49)
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Вот он наш веселый бубен»
- Передавать в игре на бубне ритмический рисунок
Р.н. м «Ах, ты береза», обр. М.Раухвергера
Развлечение: Подвижная игра: « Ловишки с ленточками».
Занятие №15
Тема: « Настроение и характер музыки»
Программное содержание:
- Дать детям понятие о характере музыки.
Образовательные области
Задачи:
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«З» - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
«П» - сенсорное развитие;
«Б» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
Ход занятия
Изучение нового материала.
Сказка – игра
« Фломастеры, которые слышали музыку»
Для игры потребуются наборы фломастеров и листы бумаги.
В одной цветной коробке жили-были фломастеры. Это были, на первый взгляд, обычные фломастеры, но только на первый взгляд, потому что на самом деле фломастеры были необычные. Если присмотреться к ним хорошенько, то можно заметить, что характеры у них совершенно разные. Например, Чёрный фломастер строгий и деловитый, а Зелёный – спокойный и дружелюбный. Красный – любит праздники, а Желтый – просто очень весёлый. У фломастеров есть острые любопытные носики, которые часто лезут, куда не следует, поэтому фломастеры покрывают их колпачками.
Посмотрите, какие забавные шапочки-колпачки у них имеются. Когда фломастеры рисуют, они надевают колпачки на макушку, чтобы не потерять их или не перепутать.
(Дети рассматривают фломастеры, рассказывают, что им удалось увидеть в процессе наблюдения.).
Фломастеры любили рисовать, поэтому дружили с альбомом. Они часто рисовали вместе забавные рисунки. Но самое главное – в другом: фломастеры эти умели слушать музыку. Однажды фломастеры услышали незнакомую мелодию и решили её нарисовать.
Черный фломастер сказал: « Эта мелодия звучит так, - и нарисовал чёрную дугу. (Педагог рисует фломастером на бумаге).
«Что ты, дружок, - сказал Красный фломастер, - эта музыка звучит так». Красный фломастер нарисовал на листе красную изогнутую линию.
«Ха-ха-ха! – засмеялся Желтый фломастер, - эта мелодия звучит вот так». Он нарисовал желтую кривую линию.
А Коричневый молча нарисовал круг. Что тут началось! Зелёный фломастер начал рисовать зелёные овалы, Синий - синие круги, а Фиолетовый – фиолетовые волнистые линии Фломастеры стали спорить между собой, и каждый отстаивал свою линию. Спорили они, спорили и решили обратиться к детям: уж дети точно знают, как изобразить звучащую мелодию.
Дети знают, что музыка бывает по характеру разная: нежная и грозная, спокойная и торжественная.
Музыку спокойную, медленную можно изобразить волнистой линией. Строгую и решительную – в виде изогнутых линий или острых углов. Лёгкую, порывисто звучащую – прерывистыми штрихами, чёрточками. А настроение музыки можно передать цветом.
Задание: Дети, давайте поможем фломастерам разобраться и покажем, как нарисовать музыку.
( Дети слушают « Марш Черномора» Н. Римского – Корсакова. На листах бумаги они отображают свои впечатления от этого отрывка.) Педагог просит детей охарактеризовать музыку о объяснить, почему они выбрали данный цвет.
Далее детям предлагают прослушать « Танец феи Драже» Из балета П.И.Чайковского « Щелкунчик». Дети также рисуют на бумаге своё видение этой музыки, и объясняют педагогу. Почему они выбрали именно эти цвета»
- Ребята, а у вас дома есть волшебные фломастеры? ( Ответы детей).
Я предлагаю вам вместе с вашими родителями нарисовать волшебными фломастерами сказочную фею Драже из сказки. Но будьте внимательны, чтобы непослушные фломастеры не перепутали цвета. Договорились?
Дыхательное упражнение « Подуй на каждый пальчик»
- развивать у детей диафрагмальное дыхание.
Пение: Работать над песней « Новогодний хоровод»
Познакомить детей с песней « Белый снег пушистый» муз. С Подшибякиной.
( см. стр.18 сб. « Хоровод – круглый год»)
Поговорить с детьми о характере песни, какими цветами можно её изобразить на бумаге. Объяснить незнакомые слова.
Музыкально-ритмические упражнения:
Учить с детьми танец « Весёлые ножки»
Индивидуально учить танец « Снег идёт» под фонограмму одноимённой песни Глюкозы.
Развлечение: Подвижная игра «Заря – заряница».
Занятие №16
Тема: Темп.
Программное содержание:
- Раскрыть детям понятие « темп».
Образовательные области
Задачи:
«С» - формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
«З» - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
«П» - сенсорное развитие;
«Б» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
Ход занятия
Психогимнастика: Упражнение «Ускоряем – замедляем»
- Преодоление двигательного автоматизма.
Изучение нового материала.
Темп – это скорость движения музыки, в зависимости от темпа меняется её характер и настроение. Музыка может быть быстрой или медленной, спокойной, умеренной или оживлённой.
Слушание:
( Дать детям прослушать музыкальные примеры. «Гопак» М.П.Мусоргского, « Пастушки играют на рожках» муз Сорокина, « Светит месяц» р.н.м.).
Игра « Карусель»
Педагог предлагает детям покататься на воображаемой карусели. Дети сидят на стульчиках и в такт музыки начинают притопывать ногами – сначала медленно, постепенно ускоряя движение, затем быстро, постепенно замедляя движение. « Карусель» останавливается. Игра под музыку повторяется несколько раз. Музыкальное сопровождение: фрагменты из « Плясок на лужайке» или песня « Карусель» Д.Кабалевского.
Музыкально-ритмические упражнения:
Знакомить детей с элементами русской пляски.
Пружинящий шаг, « Распашонка».
Закреплять танец « Весёлые ножки»
Индивидуально учить танец « Снег идёт»
Индивидуально учить танец « Валенки»
Дыхательное упражнение: « Гармошка»
- Развивать у детей навык певческого дыхания.
Пение:
Учить детей правильно брать дыхание при исполнении песен:
« Новогодний хоровод»
« Белый снег пушистый»
« Надели шубки белые»
Игра « Молодой дроздок»
Выучить с детьми прибаутку:
Скок-скок, поскок, молодой дроздок
По водичку пошёл, молодичку нашёл.
Молодиченька, невеличенька,
Сама с вершок, голова с гошок.
Сидят рядком, говорят ладком.
Настала ночь, улетели прочь!
Описание игры:
Дети первую часть прибаутки произносят шутливо, подвижно.
Вторая часть произносится медленнее, более связно, нежно.
В третьей части текст вначале произносится умеренно, очень спокойно. « Дроздок» с « подругой» беседуют « ладком». Вдруг вспоминают, что пора домой! Полетели!
Дети произносят быстро и чётко последние слова прибаутки и под музыку « перелетают» на другую сторону игровой комнаты. Игра повторяется.
Игра на детских музыкальных инструментах:
- Передавать в игре на бубне ритмический рисунок р.н.потешек.
Конспекты занятий
по музыкально - эстетическому воспитанию
детей средней группы.Times New Roman15