Конспект урока по русскому языку на тему Три типа склонения имен существительных.(4 класс)

Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тип урока: формирование новых знаний
Составила: Байсонгурова Алла Владимировна, учитель начальных классов.
Тема: Три типа склонения имен существительных.
Цели: Учебно-познавательные: Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природе.
Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные: осуществлять контроль в различных видах познавательной деятельности.
Коммуникативные: выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация, тренажер, электронная таблица, музыка
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
- Добрый день! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 2. (презентация - приложение 1)
- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.
Постановка учебной задачи.
На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.
Автобус едет по улице Мира и по площади Штыба.
- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном падеже)
- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.

Изучение нового материала.
Слайд 3 (презентация – приложение 1). День, вода, Юра, земля, речь, перо, дядя, стул, окно, честь.
- Прочитайте слова. Что у них общего? (все слова-существительные в единственном числе)
- Разделите имена существительные на группы.
- По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию. Слайд 4 (презентация-приложение1).
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Слайд 4 (презентация –приложение1).
- Сделайте вывод: какие существительные относятся 1-му склонению, ко 2-му и 3-му? (к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.) Электронная таблица (приложение3).
- Прочитайте правило на стр.88. Правильно ли сделали вывод? (читают правило)

Первичное закрепление.
а) Выполнение тренажера. ( приложение 2)
б) Фронтальная работа.
- Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.
(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).
Динамическая пауза.
- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл.-правую ногу к груди.
А) Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ответ (Дятел)
Б) Шило впереди,
клубок середи,
ножницы сзади.
Ответ (Ласточка)
В) На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.
Ответ (Огурец)
Г) В воде родится, воды боится.
Ответ (Соль)
Д) Никого не обижает,
А её все толкают (дверь)
Е) Не шмель, не пчела, а жалит.
Ответ (Крапива)
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- А сейчас посмотрите на экран. Выберите себе то задание, которое вам подходит. Прочитайте задание. Слайд 5. (презентация – приложение 1)
Работа проходит на три уровня.
Спишите предложения, у существительных определите склонение.
Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение.
Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.
Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.





Проверка.
- Как вы определили склонение у существительных? ( поставили существительные в единственном числе, в именительном падеже)
Межпредметная связь. ( Включается фонограмма с голосами птиц)
Слайд 6 (презентация – приложение 1)
- Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются? Как надо вести себя в лесу, на поляне?
Рефлексия деятельности.
- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).

Домашнее задание.
1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.
2 уровень - упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.
Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как узнать склонение существительных?



15