Рабочая программа по литературе для 10-12 классов УКП
Министерство образования Иркутской области
Областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Братский профессиональный техникум»
Отделение УКП
Рабочая программа
учебного предмета Литература
для обучения по программе среднего общего образования (10-12 класс)
УКП №17
при ФКУ ЛИУ-27ГУФСИН России по Иркутской области
2015 г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по учебному курсу предмета «Литература»
Организация-разработчик: Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Братский профессиональный техникум» отделение учебно-консультационных пунктов.
Разработчик: Каюкова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы ОГАОУ СПО «Братский профессиональный техникум», отделение учебно-консультационных пунктов, УКП № 17.
Рецензенты:
1. ОГАОУ СПО БПТ зам. директора по УМР ________________Е.А. Рубан
2. ОГАОУ СПО БПТ
преподаватель общеобразовательных дисциплин ________________М.П.Филатова
ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель МО № 3 Директор ОГАОУ СПО БПТ
Гуманитарного цикла
___________ Т.Г.Гордеева __________О.В. Нечаева
«___»_______20__ г. «___»_______20__ г.
протокол №___
Пояснительная записка
1.Нормативные документы
Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 10-12 классов и реализуется на основе следующих документов:
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004г. № 1089).
2. Примерной (типовые) программы по учебному предмету, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
3. Учебного плана образовательного учреждения.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы по литературе и программы по литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.(М.: Дрофа,2010).
10 класс – 54 часа (1,5 часа в неделю)
11 класс – 54 часа (1,5 часа в неделю)
12 класс – 70 часов (2 часа в неделю)
2.Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии учащихся, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. В этом заключается актуальность курса литературы.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Обучение на уроках в очных классах литературы строится в соответствии с технологией индивидуального обучения (ТИП). Все темы курса разделены на зачетные разделы, каждый из которых состоит из лекции, практических занятий, практических работ, консультации на коррекцию изучения зачетного раздела и зачета.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию устной и письменной речи учащихся.
Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления русской литературы представлены согласно этапам развития.
В основе курса 10 класса – русская литература 1 половины 19 века, 11 класса – 2 половины 19 века – начала 20 века, 12 класса – литература 20 века.
Учебный курс включает обзорные и монографические темы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, представителями этих направлений, литературными группами, поисками и свершениями. Монографические темы дают более полную картину жизни и творчества писателя. Главная их составная часть – текст художественного произведения. Именно работа с художественным текстом является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения.
Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний.
Планированием предусматриваются уроки различных типов: уроки-лекции, семинары, аналитические и эвристические беседы.
Учитывая специфику обучения на УКП, большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с художественным текстом.
Изучение литературы на базовом уровне среднего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение текстов художественных произведений в единстве формы, содержания, историко-литературных сведений;
Освоение умений анализа литературного произведения как объективной художественной реальности.
Цели литературного образования определяют характер задач, которые решаются на уроках литературы:
На основе представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной литературы, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения.
На основе понимания «языка» литературы как вида искусства развивать умения и навыки учащихся в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.
Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Входной контроль
10-12 классы – тестовые задания с творческим заданием
Итоговый контроль
10 класс - тестовая работа
11 класс – творческая работа ( анализ эпизода или анализ стихотворения)
12 класс – контрольная работа
Тематический контроль
10 класс: тестирование по темам «М.Ю.Лермонтов»,»А.Н.Островский», «Н.С.Лесков»; сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов» и по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», анализ эпизода прозаического произведения и анализ лирического произведения.
11 класс: анализ лирического произведения( по стихам А.Фета и Ф.Тютчева), сочинения по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина, роману Л.Н.Толстого «Война и мир», по творчеству А.П.Чехова и И.А.Бунина. контрольная работа по теме «Поэзия Серебряного века»
12 класс: анализ стихотворения ( по произведениям А.Блока и С.Есенина), сочинения по творчеству М.Горького, тестирование по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита», роману М.Шолохова «Тихий Дон»
Текущий контроль
Чтение наизусть
Пересказ-анализ эпизодов изучаемого произведения
Тестовые задания
Индивидуальные задания
Сочинения-миниатюры, сочинения-эссе
Письменный ответ на проблемный вопрос
Составление конспектов статей учебника
3. Требования к уровню подготовки выпускников
Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Расширение кругозора, культурный рост.
Знание содержания изученных произведений.
Умение интерпретировать изученное литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, анализировать эпизод изученного произведения.
Умение сопоставлять изученные произведения и их интерпретации
Умение выявлять авторскую позицию и комментировать ее.
Умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Умение работать со справочной литературой.
Умение излагать информацию как подробно, так и в сжатом виде.
Составлять планы и тезисы статей.
Соотносить литературное произведение с другими видами искусства, историческими и культурными реалиями.
Содержание рабочей программы
10 класс
Содержание учебного материала
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
Русская литература начала 19 века. Становление реализма. Развитие романтизма и реализма. А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.
Особенности русской литературы середины 19 века.
А.Н.Островский. Быт и нравы русской провинции в творчестве Островского. Значение Островского в развитии русской литературы и русского театра.
И.А.Гончаров. Художественныймир писателя. Противоречия и сложность русской души.
И.С.Тургенев. Герой эпохи в изображении Тургенева. Значение писателя в мировой литературе.
Н.С.Лесков. Былинные мотивы в сказе «Очарованный странник».
Н.А.Некрасов. Своеобразие поэзии. Народная тема в творчестве поэта.
Ф.М.Достоевский. Основные мотивы произведений. Нравственная проблематика, философская глубина творчества. Полемическая направленность произведений.
РАЗДЕЛ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 10-40 годов 19 века(10 часов)
Понятия романтизма, реализма. Отличительные черты творчества А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя. тематика и содержание произведений названных авторов.
РАЗДЕЛ 2. ЛИТЕРАТУРА 50-60 годов 19 века (44 часа)
Особенности литературы середины 19 века. Содержание произведений: «Гроза», «Бесприданница» Островского, романа «Обломов» Гончарова, романа «Отцы и дети» и Стихотворений в прозе Тургенева, сказа «Очарованный странник» Лескова, романа «Преступление и наказание» Достоевского. особенности творческого мироощущения русских авторов середины 19 века, проблематику произведений.
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.
Составлять хронологическую таблицу жизни и творчества писателя. Анализировать эпизод и его место в тексте, выявлять авторскую позицию в произведении. Составлять различные характеристики героя произведения ( речевую, сравнительную, психологическую).
Связно излагать текст на заданную тему как письменно, так и устно.
11 класс
Содержание учебного материала
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
РАЗДЕЛ 1.Философия лирики Ф.И. Тютчева. Основная тематика произведений этого периода. Развитие сатиры. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
РАЗДЕЛ 2.
Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого. Отношение Толстого к войне. Патриотическая тема в творчестве Толстого. Духовная жизнь главных героев романа «Война и мир». «Мысль семейная» в творчестве Толстого.
РАЗДЕЛ 3.
Новаторство в изображении человека и природы в творчестве А.П.Чехова,И.А.Бунина, А.И.Куприна. Литературные течения. Понятие о Серебряном веке русской поэзии. Развитие гуманистических традиций русской литературы.
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫСвоеобразие литературы этого периода. Особенности творчества и стиля каждого из писателей, чьи произведения изучаются в монографических темах.
ЛИТЕРАТУРА 70-80 ГОДОВ
Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого. Иметь понятие о романе-эпопее, о внутреннем монологе как средстве характеристики героя.
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА 19-
Основные литературные течения конца 19-начала 20 века, их особенности, ведущих авторов.
19 ВЕКА ( 15 часов)Выполнять анализ лирического произведения. Анализировать сатирическое произведение с учетом теоретических сведений по литературоведению.
19 ВЕКА (18 часов)
Работать с текстом художественного произведения большого объёма. Составлять характеристику героя по внутреннему монологу. Аргументировано излагать свою позиции. По отношению к прочитанному в устном и письменном виде.
НАЧАЛА 20 ВЕКА(21 час)
Анализировать прозаические произведения малой формы, а также лирические произведения с учетом особенностей литературных направлений.
12 класс
Содержание учебного материала
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
Особенности литературного процесса нач.2- века. М. Горький. Романтизм в творчестве Горького. Особенности драматургии Горького. Публицистика.
Основные литературные течения. Личность и художественный мир А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского , М. Цветаевой
Тематика и проблематика русской прозы 1 половины 20 века. Творчество И. Бабеля «Одесские рассказы»), М. Булгакова « Мастер и Маргарита». А. Платонова «Рассказы»( «Песчаная учительница», «Усомнившийся Макар»), М. Шолохова ( «Донские рассказы», «Тихий Дон»)
Тематика и проблематика произведений этого периода. Тема Вов. ( В.Кондратьев «Сашка»), тоталитаризма (В. Шаламов «Колымские рассказы»), экологии души( В. Астафьев « Последний поклон»)
1.ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА.( 10 часов)
Основные литературные течения начала века. Этапы жизненного и творческого пути Горького. Содержание изученных произведений: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «На дне»
2.РУССКАЯ ПОЭЗИЯ 1 ПОЛОВИНЫ 20 В.( 23 часа)
Своеобразие литературных течений начала 20 века. Этапы биографии и особенности творческого стиля названных
поэтов.
3. РУССКАЯ ПРОЗА 1 ПОЛОВИНЫ 20 В.( 28 часов)
Особенности творческого мировосприятия А. Платонова, И. Бабеля, М. Булгакова. Мировоззрение и особенности творческого пути М. Шолохова.
4.РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2 ПОЛОВИНЫ 20В.( 9 часов)
Отражение исторических событий в судьбах героев названных произведений. Нравственная проблематика литературы указанного периода
Анализировать драматическое произведение.
Выразительно читать стихотворение, вт.ч. и наизусть. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, выполнять сопоставительный анализ стихотворений.
Работать с произведение большого объема. Анализировать и интерпретировать художественный прозаический текст.
Давать аргументированную оценку произведению. Работать над сочинением на литературную тему.
Учебно-тематический план
10 класс
№
Т е м а
Кол-во часов
Из них - на контрольные работы и развитие речи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Введение
А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики. Роман «Евгений Онегин»(обобщение)
М.Ю.Лермонтов. Основные мотивы лирики. Особенности романа «Герой нашего времени».
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
А.Н.Островский Драмы «Гроза» и «Бесприданница»
И.А.Гончаров «Обломов»
И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе»
Н.С.Лесков «Очарованный странник»
Н.А.Некрасов Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
ИТОГО:
1
1
1+1 к/р
6
6
6+2РР
8+2РР
4
6
10
54
Входной контроль
1 час-письменная проверочная работа
Тестирование
Итоговое тестирование
Сочинение
1час-анализ эпизода
1 час-анализ стихотворения
Тестирование
Сочинение
10
11 класс
№
Т е м а
Кол-во часов
Из них- на развитие речи и контрольные работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Введение . Обзор литературы 50-60 годов 19 века. Входной мониторинг.
Ф.И. Тютчев Лирика
А.А. Фет Лирика
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки», роман «Господа Головлевы»
Обзор литературы 70-80 г. 19века
Л.Н. Толстой. Страницы жизни. «Война и мир»
А.П. Чехов. «Ионыч», «Человек в футляре», «Палата №6», «Вишневый сад»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Фрациско», «Антоновские яблоки» и др. рассказы
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Поэзия Серебряного века
ИТОГО:
1
2
3
9
1
17
9
3
2
7
54
1-к/р «анализ стих-я»
2( 1-к/р, 1- РР)
3 (РР)
2 (РР)
Итоговое тестирование
9
·
12 класс
№
Т е м а
Кол-во часов
Из них- на развитие речи и контрольные работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Введение
М.Горький. Романтические рассказы(«Старуха Изергиль», «Макар Чудра»). Пьеса «На дне»). Публицистика Горького. «Несвоевременные мысли»
А.А.Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать»
С.А.Есенин Лирика.
В.В.Маяковский. Лирика.
А.Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием»
М.Цветаева. Лирика
Литература 20-х-30-х годов 20 века. Обзор . И.Бабель «Одесские рассказы».
М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»
А.Платонов Рассказы ( «Песчаная учительница», «Сокровенный человек»)
М.А.Шолохов. «Донские рассказы». «Тихий Дон». Глубина постижения исторических процессов в творчестве Шолохова.
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе. (обзор).В.Кондратьев «Сашка»
Тема тоталитаризма в русской литературе. В.Шаламов «Колымские рассказы»
«Деревенская проза». Нравственные проблемы в произведениях. В.Астафьев. «Последний поклон», «Затеси»
Литература 80-х годов 20 века – начала 21 века.Общий обзор
ИТОГО
1
9
5
5
4
4
4
2
8
3
13
3
2
3
1
63
2 часа-сочинение
1- письменный анализ стихотворения
1 час- развитие речи
2 часа- сочинение
1 час- контрольная работа.
7
Календарно-тематический план уроков по литературе в 10 классе.
№ занятий
Наименование разделов, тем
Календарные
сроки
Вид занятия, тип урока
Учебно-наглядные пособия и ТСО, используемые при изучении темы
Примечание
1
Введение. Общая характеристика литературы 1-й половины 19 века
лекция
2
А. С. Пушкин. Основные мотивы лирики. Значение романа «Евгений Онегин»(обобщение)
комбинированный
Презентация
3
М.Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики. Особенности романа «Герой нашего времени»(обобщение)
комбинированный
4
Контрольное тестирование
Урок контроля
Раздаточный материал
5
Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества. Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя.
Лекция
Портрет
9
Поэма «Мертвые души»:своеобразие компзиции,особенности сюжета,главные герои,роль описаний
Лекция
7
Манилов и Ноздрев.
Комбинированный
Видеофрагменты
8
Образы Коробочки, Собакевича, Плюшкина.
Комбинированный
Видеофрагменты
9
Образ Чичикова. Души живые и мертвые на страницах поэмы.
Комбинированный
Видеофрагменты
10
Составление рассуждения на литературную тему.
Урок развития речи
11
А.Н. Островский. Театр островского. История пьес «Гроза» и «Бесприданница»
Комбинированный
Портрет
12-13
Драма «Гроза». Обитатели города Калинова. Система образов,приемы характеристики героев
Комбинированный
Видеофрагменты
14-15
Драма «Бесприданница». Искушение –лейтмотив пьесы.
Комбинированный
16
Обобщение по творчеству А.Н. Островского. Тестирование.
Урок контроля
Тесты
17
И.А. Гончаров. Основные этапы жизненного и творческого пути. История романа «Обломов»
Комбинированный
Портрет
18
Проблематика,композиция романа «Обломов». Анализ главы «Сон Обломова»
Урок анализа текста
19
Обломов и Штольц- антиподы?
Урок анализа текста
20
Любовь в жизни Обломова.Женские образы в романе.
Комбинированный
21
«Обломовщина». Проблема национального характера в романе Гончарова.
Комбинированный
22
Обобщение по роману «Обломов». Роман в русской критике.
Комбинированный
23-24
Сочинение по роману И.А Гончарова «Обломов»
Урок развития речи
25
И.С. Тургенев. Личность и судьба. художественный мир писателя. Цикл рассказов «Записки охотника»
Комбинированный
Альбом «И.С. Тургенев»
36
Роман «Отцы и дети». История создания,смысл заглавия, идейно-художественное своеобразие, проблематика, композиция.
Комбинированный
27
Взаимооотношения Евгения Базарова с Кирсановыми.
Урок анализа текста
Видеофрагменты
28
Базаров и Одинцова. Любовь в жизни Базарова.
Урок анализа текста
Видеофрагменты
29
Базаров и его родители
Урок анализа текста
Видеофрагменты
30
Второй круг странствий Базарова
Урок анализа текста
Видеофрагменты
31
Смерть Базарова. Обобщение по роману
Урок анализа текста
Аудиозапись
32
«Анализ эпизода». Зачетная работа по роману «Отцы и дети»
Урок контроля
33
«Стихотворения в прозе», их идейно-художественное своеобразие, философский смысл.
Комбинированный
34
РР. Анализ стихотворения в прозе(по выбору)
Урок развития речи
35
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Художественный мир Лескова. Тема праведничества в творчестве писателя.
Комбинированный
Портрет
36-37
«Очарованный странник». Особенности сказа. Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.
Комбинированный
38
Обобщение по сказу.
Урок контроля
Тест
39
Н.А. Некрасов. Личность и судьба. художественный мир поэта. Основные темы лирики.
Комбинированный
Альбом «Н.А. Некрасов»
40
Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова. «Поэт и гражданин», «Муза»
Комбинированный
41
Тема Родины в лирике Некрасова
Комбинированный
42-43
Обзор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: типы крестьян, женские образы, образы народных заступников. Образ Гриши Добросклонова.
Комбинированный
44
Обобщение по разделу «Н.А. Некрасов»
Комбинированный
45
Ф.М. Достоевский. Личность, судьба. Художественный мир писателя-философа и психолога. История романа «Преступление и наказание». Главный конфликт романа.
Комбинированный
Альбом «Ф.М. Достоевский»
46
Петербург Достоевского как действующее лицо романа. Система образов в романе .
Комбинированный
Видеофрагмент
47
Преступление Раскольникова,его бунт, учение, подготовка к преступлению.
Урок анализа текста
Видеофрагмент
48
«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой. Столкновение «правды» Раскольникова и Сонечки. Идея страдания и очищения.
Комбинированный
Видеофрагмент
49
Тема совести и веры. Двойники Раскольникова – Лужин и Свидригайлов.
Комбинированный
Видеофрагмент
50
Психологизм романа. «Поединки» Раскольникова и Порфирия Петровича.
Комбинированный
Видеофрагмент
51
Наказание Раскольникова. Смысл эпилога романа. Воскрешение человека в Раскольникове.
Комбинированный
Видеофрагмент
52-53
Обобщение по роману. Сочинение-рассуждение по роману «Преступление и наказание»
Комбинированный
54
Итоговый урок.
Урок контроля
Календарно-тематический план уроков по литературе в 11 классе
№ занятий
Наименование разделов, тем
Календарные
сроки
Вид занятия, тип урока
Учебно-наглядные пособия и ТСО, используемые при изучении темы
Примечание
1
Введение. Обзор литературы 50-60 годов 20века.
лекция
2
Ф.И. Тютчев. Своеобразие художественного мира.
комбинированный
3
Тема Родины и природы в лирике Тютчева
Урок работы с текстом
презентация
4
А.А. Фет. Особенности художественного мира Фета.
Комбинированный
Презентация
5
Философия природы в лирике Фета
Урок работы с текстом
6
Анализ стихотворения Тютчева или Фета
Развитие речи
7
М.Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество. Художественный мир писателя
комбинированный
Альбом «М. Салтыков-Щедрин»
8
Сказки. Анализ сказки «Премудрый пискарь»
Урок анализа текста
9-10
Роман «Господа Головлевы». Смысл названия. Система персонажей. Знакомство с содержанием
Комбинированный
11-12
Семья Головлевых. Образ Иудушки и Арины Петровны.
Урок анализа текста
иллюстрации
13
Философское осмысление событий. Причины вырождения головлевского рода
комбинированный
14
Обзор романа «История одного города»
лекция
15
Подготовка к сочинению по творчеству Салтыкова-Щедрина
Развитие речи
Раздаточный материал
16
Литература 60-70 годов 19 века
Лекция
17
Л.Н. Толстой жизнь и творчество
комбинированный
презентация
18
«Война и мир» - роман-эпопея. История создания. Особенности жанра. Система персонажей,композиция
Лекция
19
Светское общество Москвы и Петербурга
Урок анализа текста
видеофильм
20-21
Война 1805-1807 годов. Смотр войск под Браунау. Шенграбенское и аустерлицкое сражения. Кутузов и император Александр.
Урок работы с текстом
видеофрагменты
22
Нравственные искания князя Андрея
комбинированный
23
Нравственные искания Пьера Безухова
Комбинированный
24-25
«Мысль семейная» в романе
Урок работы с текстом
видеофрагменты
26
Образы Наташи ростовой и Марии Болконской
Комбинированный
27-28
Изображение войны 1812 года.
комбинированный
видеофрагменты
29
Пересказ-анализ эпизодов «Князь Андрей на Бородинском поле», «Пьер Безухов на Бородинском поле»
Развитие речи
30
История в романе. Кутузов и Наполеон
комбинированный
31
«Мысль народная» в романе. Партизанское движение. Платон Каратаев
семинар
видеофрагменты
32
Эпилог романа. Обобщение по роману
Обобщающий урок
33
Подготовка к сочинению по роману «Война и мир»
Развитие речи
Раздаточный материал
34
А.П. Чехов. Художественный мир, основные черты прозы и драматургии Чехова
комбинированный
35
Духовная деградация человека в рассказе «Ионыч»
Урок анализа текста
36
Анализ рассказа «Человек в футляре»
Урок анализа текста
37
Проблема истинных и ложных ценностей в рассказе «Палата №6»
Урок анализа текста
38
«Вишневый сад». История создания. Сюжет пьесы. Своеобразие конфликта
комбинированный
39-40
Работа с текстом пьесы «Вишневый сад»
Урок работы с текстом
видеофрагменты
41
Обобщение по творчеству Чехова
Урок обобщения
42
Сочинение по творчеству Чехова
Развитие речи
43
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Философичность лирики Бунина
Комбинированный
44
Тема памяти в рассказе «Антоновские яблоки»
Урок работы с текстом
Иллюстрации
45
«Вечное и вещное» в рассказе «Господин из Сан-Франциско»
Урок работы с текстом
46-47
А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Тема любви в рассказе
Урок анализа текста
видеофрагменты
48
Поэзия Серебряного века. Основные течения. Ведущие авторы
Лекция
Презентация
49
Символизм. Поэзия Брюсова и Бальмонта.
Обзорная лекция,работа с текстом
50
Акмеизм. Поэзия Н.Гумилева
комбинированный
51
Футуризм . Поэзия И.Северянина
комбинированный
52
Стихи Б.Пастернака и М. Цветаевой
Урок работы с текстом
53
Итоговая контрольная работа
Урок контроля
Раздаточный материал
54
Заключительный урок. Подведение итогов года
Календарно-тематический план уроков по литературе в 12 классе
№ занятий
Наименование разделов, тем
Календарные
сроки
Вид занятия, тип урока
Учебно-наглядные пособия и ТСО, используемые при изучении темы
Примечание
1
Вводный урок. Общая характеристика литературы 20 века
Урок-лекция
2
М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм в творчестве Горького
Комбинированный
Альбом «М.Горький»
3
Романтические рассказы Горького («Старуха Изергиль», «Макар Чудра»)
Урок работы с текстом
Видеофрагменты
4
Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»
Урок-лекция
5
Роль Луки в драме «На дне»
Урок работы с текстом
Видеофрагменты
6
Спор о правде и человеке в драме «На дне»
Урок анализа текста
Видеофрагменты
7-8
Публицистика Горького. «Несвоевременные мысли», портретные очерки
Урок-семинар
9-10
Сочинение по творчеству Горького
Урок развития речи
11
А.А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока
Комбинированный
Иллюстративный материал
12
Стихотворение «Незнакомка» как пример символистического произведения Блока
Урок анализа текста
13
Тема Родины в творчестве Блока
Комбинирован.
14-15
Поэма «Двенадцать», композиция,художественные особенности,значение
Комбинированный
Аудиозапись
16
Сергей Есенин как национальный поэт
Семинар
Презентация
17
Любовная лирика Есенина
Урок анализа текста
Аудиозапись
18
Философская лирика Есенина
Урок анализа текста
19
Поэма «Анна Снегина»
Комбинированный
20
Самостоятельный анализ стихотворения Блока или Есенина
Урок развития речи
21
В. Маяковский. Личность и творчество(обзор). Новаторство Маяковского
Лекция
Альбом «В.Маяковский»
22
Сатирическая лирика Маяковского
Анализ текста
23
Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского
Урок работы с текстом
24
Маяковский и революция
Комбинирован.
25-26
А.А. Ахматова. Тематика и особенности лирики
Комбинирован.
27-28
Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием»
Комбинирован.
29-30
Поэтический мир Марины Цветаевой
Комбиниров.
Аудиозапись
31
Тема Родины в лирике Цветаевой
Урок анализа текста
32
Сравнительный анализ стихов А.Ахматовой и М.Цветаевой ( по выбору учащихся)
Урок развития речи
33
Общий обзор русской литературы 20-30-х годов 20 века
Лекция
34
И. Бабель «Одесские рассказы»
Работа с текстом
35
М. Булгаков. Жизнь и творчество(обзор). Ис тория романа «Мастер и Маргарита»
Лекция
Альбом «М.Булгаков»
36
Три мира в романе «Мастер и Маргарита»
Комбиниров.
37-38
«Библейские главы» в романе. Образ Иешуа и Понтия Пилата
Урок анализа текста
Видеофильм
39-40
Сатирические главы в романе
Урок анализа текста
Видеофильм
41-42
Тема любви в романе. Судьба творческого человека. Образ Мастера
Комбинирован.
43
А. Платонов. Личность, творчество. Особенности прозы.
Комбинирован.
44-45
Рассказы А. Платонова ( «Песчаная учительница», «Сокровенный человек»)
Урок работы с текстом
46
М.А. Шолохов. Личность, творчество
Лекция
Альбом «М.Шолохов»
47
Трагизм Гражданской войны в «Донских рассказах»
Комбинирован.
48
«Тихий Дон» -роман-эпопея. Композиция, основные образы, проблематика
Комбинированный
49
Картины жизни донских казаков в романе
Комбинирован.
Видеофильм
50
«Чудовищная нелепица войны» на страницах романа
Комбинированный
Видеофильм
51
«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в романе.
Комбинированный
Видеофильм
52
Семья Мелеховых
Комбинирован.
Видеофильм
53
Тема любви в романе. Женские образы
Комбинирован.
54
Судьба Григория Мелехова
Комбинирован.
55-56
Семинар по роману «Тихий Дон»
Семинар
57-58
Сочинение по творчеству М.А.Шолохова
Урок развития речи
59
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе 20 века. Обзор
Лекция
60-61
Гуманизм «военной» прозы. В. Кондратьев. «Сашка»
Комбинированный
62-63
Тема тоталитаризма в русской литературе 20 века. В. Шаламов. «Колымские рассказы»
Комбинированный
64
«Деревенская проза» Обзорная лекция.
Комбинирован.
65-66
Нравственные проблемы в произведениях В. Астафьева. ( « Последний поклон», «Затеси»)
Комбинированный
67-68
Литература 80-х годов 20 века - начала 21 века. Общий обзор.
Комбинированный
69
Итоговая контрольная работа
70
Анализ контрольной работы. подведение итогов года
Перечень литературы
Основная литература:
Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях под ред.В.П. Журавлева
Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по литературе. 10-11 класс. М. «Вако» 2009
Дополнительная литература:
-для учащихся:
1Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях под ред. В. Лебедева.
-для учителя:
Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по литературе. 10-11 класс. М. «Вако» 2009
В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 класс. М. «Литера» 2010
А.Н.Семенов. Русская литература в вопросах и заданиях. М. «Владос».2010
4. Журнал «Литература в школе»
Наглядный и дидактический материал:
Иллюстративный материал по тематическим разделам.
Комплекты тестовых заданий по темам курса.
Комплект «Уроки литературы с применением ИКТ»
Перечень учебно-методического обеспечения:
Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях под ред. В.П. Журавлева.
Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях под ред. В. Лебедева
Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по литературе. 10-11 класс. М. «Вако» 2009
>@^l¬®фц
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·аві&4–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15