Доклад «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии, как способ развития речи».
ГОКУ «СКШИ г. Черемхово».
Учитель географии: Сергеева Анжелика Геннадьевна.
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии, как способ развития речи».
Цель работы над данной методической темой:
активизировать деятельность учащихся на уроках, способствуя развитию речи учащихся.
Задачи:
Изучить методическую литературу по данной теме.
Выявить речевые способности, возможности учащихся, и используя игровые и занимательные ситуации активизировать познавательную и речевую деятельность учащихся деятельность учащихся.
Анализировать итоги применяемых методик игровых ситуаций при изучении географии.
География в современном образовании является общеобразовательным предметом, который синтезирует знания из области естественных и общественных наук, выполняет важную роль в развитии у школьников знаний о великом разнообразии и единстве мира. География способна объяснить связи и взаимодействие предметов и явлений природного мира, сформировать рачительное отношение к природе, устранить неясности и неопределенности в понимании обычаев, традиций, ценностей различных народов. Это особенно важно в настоящее время, когда негативные последствия деятельности человека и общества в окружающей среде очевидны всем.
Для того, чтобы дать прочные географические знания слабослышащим и глухим детям, и получить грамотные и понятные ответы от детей с ограниченными возможностями здоровья учитель сталкивается со многими вопросами, которые необходимо решать:
• как учить географии, чтобы обеспечить развитие, воспитание школьников и сформировать средствами географии систему ценностей личности;
• как поддерживать высокую мотивацию учения;
Как добиться того, чтобы деятельность учащихся сопровождалась речью.
• как развивать умение работать с картой и запоминать большой объем картографической информации, не только показывая географические объекты, но и четко проговаривая их названия.
Активизация речевой деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна, а с развитием познавательного интереса легче развивать речь глухих и слабослышащих учащихся. Вот поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Меня, как и каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности уроков, о том, как интереснее их провести. Эти вопросы я решала, через использование разных форм
Наглядность.
Наглядность на уроке играет большое значение. География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Действительно, сложно изучать какой-либо объект, не увидев его своими глазами.
Одним из важных компонентов, направленных на формирование познавательного интереса является выбор средств и форм обучения.
Сложные научные понятия, географические явления осваиваются детьми гораздо более эффективно в случаях, когда они, помимо словесной формы, преподносятся и в графическом виде, тогда им легче назвать и охарактеризовать увиденный объект или явление.
В учебном процессе я использую рисунки, иллюстрации учебника и схемы, которые кратко и точно позволяют раскрыть различные географические явления и процессы.
Иллюстрация
Использование иллюстрации является мощным фактором формирования познавательного интереса и связной речи детей поскольку, являясь актуальной деятельностью детства, активизирует самостоятельность, делает работу интересной и увлекательной. Кроме того, создание учебного рисунка предполагает обращение к дополнительным источникам знаний, привлечение сведений, полученных на других уроках и мотивирует речь учащихся при ответе на вопрос или описании явления, или предмета т.д., что, в конечном итоге, так же способствует формированию познавательного интереса.
Использование ИКТ
Применение компьютерных технологий на уроках географии в школе-интернате для глухих детей дает большие возможности для развития мыслительных процессов и как факт речевых. На данном этапе компьютер не может и не должен быть только развлечением, игрушкой. Он должен быть еще и инструментом решения самых трудных для ученика учебных и житейских задач.
При это можно говорить о педагогическом результате, связанном с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной). Именно применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих школьников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.
Введение элементов компьютерных технологий позволяет мне значительно разнообразить учебный процесс, выводит его на качественно новый уровень, формирует её познавательную активность, творческий потенциал. Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, способствует развитию речи учащихся.
Наглядность с мультимедийного оборудования - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Для этого на своих уроках использую презентации.
Обучение с применением ИКТ развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.
Технология опорных схем.
Как бы красочно и ярко ни рассказывал учитель о незнакомом детям объекте или явлении, если учащиеся не воспримут его в натуре, или изображении, правильное представление не сформируется. Поэтому не случаен интерес к нетрадиционным педагогическим технологиям, которые строятся с учетом интересов, потребностей, возможностей ученика, гарантируют определенный уровень обучения, обеспечивают повторяемость, воспроизводимость результатов.
Чтобы повысить эффективность усвоения географического материала, я решила в системе использовать одну из технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных схем.
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление, правильно и последовательно строить фразу, предложение. Составление логических схем я практикую на уроках 6–9-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.
Дидактические игры.
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний, а эмоциональная ситуация побуждает к речевому выражению мысли. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.
“Самый ……..”, “Составь слово”, “Справочное бюро”.
Работа с картой. Одним из основных средств обучения на уроках географии является карта. Карта – второй язык географии. Понимая карту, лучше запоминаешь ее и, следовательно, чувствуешь себя более комфортно в глобальном информационном пространстве. Урок понимания карты обязательны. Не все учащиеся вначале с желанием работают с географической картой, так как географические названия трудны для запоминания и произношения. Такие учащиеся чаще стесняются работать с картой у доски, тогда в этом случае я применяю индивидуальную работу с учащимся по атласу, и когда ребёнок увереннее ориентируется по карте и называть объекты, начинают работать у доски.
С помощью разнообразных заданий по карте, можно создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.
Репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: «Покажи на карте какой-либо географический объект», «Определи географическое положение объекта» и т.д.
Частично-поисковый уровень отличается от репродуктивного тем, что при выполнении заданий, ученик должен уметь анализировать и читать карту. А также, сочетать приобретенные географические знания с умениями работать по карте.
Используемые мною задания выглядят следующим образом: «Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте» и т.д.
Исследовательский уровень состоит из заданий типа: «На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе».
Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей, применяя её, я добиваюсь решения многих учебных задач. Если для моих учеников урок географии становится интересным, и они с удовольствием готовятся к нему,
Значит, я достигла главной цели - приобретенные знания учащимися по моему предмету будут на высоком уровне.
При выполнении опережающих заданий для уроков с игровыми ситуациями ребята развивают и закрепляют навыки в работе с научно-популярной литературой, интернетом и другими средствами массовой информации. При этом они учатся отбирать главное, интересное из огромного потока информации. Формируется логическое мышление, активный поиск необходимого материала заставляет детей думать и видеть плоды своего труда.
Кроссворд.
Использование кроссвордов в школе активизирует познавательную деятельность учащихся, поддерживает интерес к изучаемому предмету, учит лаконично задавать вопросы, способствует развитию грамотной речи. Отвечая на вопросы кроссворда или составляя их, учащиеся лучше усваивают научные термины и запоминают географические названия. Решение кроссворда, в основном, использую при проверке или закреплении знаний учащихся на различных этапах урока, и удачно заменяет рутинный опрос.
Используя данные формы работы и технологии, можно добиться высоких результатов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Баринова И.И. Современный урок географии [Текст]: методические разработки уроков / И.И. Баринова. – М.: Школьная пресса, 2002. – 128 с.
2. Бахчиева О.А. Начальный курс географии. 6 класс [Текст]: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюевой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А. Бахчиева. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М., 1995. – 187 с.
4. Дубанов И.С. Игры на уроках географии [Текст] / И.С. Дубанов. – Чебоксары: Клио, 1999. – 89 с.
5. Зотова А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащихся [Текст] / А.М. Зотова // География в школе. – 2004. - № 3. – С. 46-49.
6. Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 кл. [Текст]: справочное пособие / авт.-сост. О.А. Климанова. – 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006. – С. 3-10.
7. Косолапова Л.В., Косолапов А.Б. Занимательная география [Текст] / Л.В. Косолапова, А.Б. Косолапов // География в школе. – 2004. - № 3. – С. 55-56.
8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I [Текст]: научно-практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д.: Учитель, 2004. – 288 с.
9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II [Текст]: научно-практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д.: Учитель, 2005. – 288 с.
10. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс [Текст] / Н.А. Никитина. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
11. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов обучения