Статья «Нравственно-духовное развитие дошкольников через культурное наследие казахского народа»
Лисаков қаласы әкімдігі білім бөлімінің «Ивушка» мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие «Ивушка» отдела образования, акимата города Лисаковска
«Нравственно-духовное развитие дошкольников через культурное наследие казахского народа»
Подготовила: Янчук А.В.
Лисаковск
«Важнейшее из человеческих усилий – это стремление к духовной нравственности, от него зависит наша внутренняя устойчивость, само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни.» Энштейн.
Обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной Республики Казахстан, направленной на возрождение духовной культурно-созидающей роли системы образования в обществе.
Ни для кого не секрет, что сегодня, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Человек, общество, государство нуждаются в духовно – нравственном образовании. У каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности. В своей работе я беру на вооружение замечательные традиции народа и широко использую их. Основными средствами пропаганды выступает язык, народное творчество, символика, искусство, традиции, обычаи, обряды, народные игры, пословицы, поговорки и загадки.В подборе этого материала учитываются следующие требования:
Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются «малые фольклорные формы» (потешки, считалки, небольшие песни);
В старших и подготовительных группах наряду с этим также используются народные сказки, крылатые выражения, обычаи.
В ходе проведения национальных праздников внедряются элементы театрализации (диалог Луны и Солнца в празднике Наурыз, диалог бая и его жены), драматизации казахских народных сказок. Таким образом, национальные обычаи, традиции, праздники дают огромную возможность для воспитания у детей гордости за страну, в которой он живет. Заучивая и исполняя стихотворения и песни на казахском языке, обогащается словарный запас, формируются звуко - произносительные навыки. С целью упорядочения, закрепления элементов этнопедагогики в организованной учебной деятельности спланирована неделя «Қазақтың дәстүрлері», где вместе с детьми мы говорим о национальных инструментах, орнаменте, блюдах, посуде, одежде. Обязательно использование художественного слова.
Немаловажное значение имеет и работа с родителями. Консультации «Қазақстан ғажайыптары» - «Чудеса Казахстана», «Қазақстанның аңыз жерлері», «Қазақстанның шежірелі жерлері» («Легендарные места Казахстана») позволяют не только повысить образовательный уровень родителей, но и показать им значимость сохранения и передачи нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных предками.
Быть гражданином Казахстана – значит непременно быть интернационалистом. Развивать у детей чувство симпатии и положительного отношения ко всем народам, населяющим нашу страну – одна из важнейших задач. Реализовать ее помогает музей «Барлық халық бізге қонаққа» ( все народы в гости к нам). Формирование этического воспитания, которое сориентировано на межнациональное общении, нужно начинать с самого раннего возраста. Дети в этом возрасте эмоционально отзывчивы, открыты, у них отсутствуют этические стереотипы. Все это позволяет нам, взрослым, формировать личностные качества на основе общечеловеческих ценностей, идей казахстанского патриотизма, учить строить толерантные и доброжелательные отношения с народами, проживающими на территории Республики Казахстан, а также помочь детям освоить культурные и духовные ценности своего народа, развивать чувство уважения к культурным ценностям разных народов.
Какими мы хотим видеть наших детей, формируя у них духовно – нравственную культуру?
В первую очередь, с потребностью и готовностью проявлять сострадание, с чувством патриотизма, ответственными за свои дела и поступки. Надеюсь,что они придут к пониманию и убеждению, что этнокультурное многообразие его страны – это достояние его страны и оно зависит от усилий каждого человека. Оно зависит от дружелюбия, эмпатии, толерантности, уважения человека одной национальности к представителю другой национальности, от положительного взаимодействия с другими людьми независимо от его принадлежности к тому или иному народу.
Необходимо, чтобы в сердцах наших детей расцвел цветок духовности. Так как все вышеперечисленное является основой для того, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в жизни и найти в социуме свое достойное место.