Элективный курс по литературе для 9 класса «Духовная жизнь деревенских людей в произведениях русской литературы 20 века»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кемлянская СОШ» Ичалковского муниципального района
Республики Мордовия





Элективный курс
по литературе
для 9 класса

Составлен на основе «Программы литературного образования» под редакцией
В.Я.Коровиной


«Духовная жизнь деревенских людей в произведениях русской литературы 20 века»





Составила учитель русского
языка и литературы
МОУ «Кемлянская СОШ»
Борисова И.В.





2013 год




Пояснительная записка
Художественная литература имеет важное значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами. Одно из ведущих направлений в нравственно-философских исканиях современной литературе составляет проза о деревне.
Данный курс познакомит учащихся с произведениями современных писателей, которые сделали тему деревни, земледельческого труда, духовной жизни деревенских людей одной из главенствующих в своем творчестве. Для чтения и изучения предлагаются произведения Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Шукшина.

Основные задачи курса – расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия художественного текста.

Основные цели курса:
1. Вызвать интерес к «деревенской» прозе.
2. Привить навыки исследовательской работы, подготовить сообщения по «деревенской» прозе, раскрыв в них тему курса.
3. Расширить кругозор учащихся.

Курс рассчитан на 17 часов.

Ожидаемые результаты
1.Научить писать отзыв по художественным произведениям.
2.Подготовить с учащимися сообщения по «деревенской» прозе.
3.Заинтересовать учащихся творчеством современных писателей .
















Тематическое содержание курса


Тема
Содержание урока
Коли-
чество
Виды деятель-
ности

1
«Деревенская» проза в
современной литерату-
ре.
Судьба русского села и исторический путь России как объединяющее начало деревенской прозы. Основные этапы развития: от
очерковой прозы В.Овечкина – к лирической прозе В.Солоухина - и к эпическим произведениям В. Белова, В.Астафьева, Е.Носова, Ф.Абрамова, В. Шукшина. Социальная и нравственная проблематика «деревенской прозы». Поиск корней современной сельской жизни в социально-политических процессах недавнего прошлого.

1
Обзорная лекция с элементами беседы.

2
Ф.А.Абрамов: судьба и творчество.
Основные моменты биографии и творчества. Социальная, исследовательская и остро конфликтная проза Ф.Абрамова. Глубокое уважение и любовь к миру крестьянской жизни. Противоречивость крестьянской натуры.
1
Сообщения учащихся

3
Ф.А.Абрамов. Повесть «Пелагея. «Драма крестьянской души.
Мелкособственническая психология, её живучесть и способность к приспособлению как исток и причина многих драм и трагедий. Крупный, противоречивый характер Пелагеи. Этапы жизни героини: жизнь «на особицу», крик из сердца: «На что ушла её жизнь?» ,Паладьина межа. Повесть о великой труженице. Нравственный смысл труда, облагораживающего душу, радость труда.

2
Коллективный анализ повести

4
Ф.А.Абрамов. Повесть «Алька». Душевная неприкаянность героини.
Отъединенность от подлинного, большого мира народной трудовой жизни - причина душевной неприкаянности героини. Метания, поиски своего места в жизни. Вера писателя в то. что Алька найдет себя.

2
Коллективный анализ повести.

5
Сравнительная характеристика героинь Ф.Абрамова.
Истинные и ложные ценности героев. Составление сравнительной характеристики матери и дочери. Отношение автора к героиням.

1
Беседа, практикум

6
В.П.Астафьев: судьба и творчество.
Факты биографии, особенности творчества. В.Астафьев – представитель русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой. Краткое содержание произведений «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба» . Разнообразие тем и проблем, затронутых в них.
1
Сообщения учащихся

7
В.П.Астафьев. Рассказы «Ангел хранитель», «Бабушкин праздник».
Картины жизни и быта русской деревни в довоенные годы. Самобытность героев. Счастливые и печальные моменты потылицинской семьи. Особенности сюжета, языка

2
Коллективный анализ текста.

8
Отзыв на один из рассказов В.Астафьева.
Особенности написания отзыва. Знакомство с особенностями жанра, целью написания, построением. Творческая работа учащихся.
2
Практикум: написание отзыва, чтение и обсуждение.

9
В.М.Шукшин- представитель «деревенской» прозы.
Жизнь и творчество писателя. Шукшин как продолжатель традиций А.П.Чехова в развитии короткого рассказа. Особенности сюжета, героев, проблематики.

1
Лекция.

10
«Чудики» В.Шукшина.
Особенности изображения русской деревни и её героев. Рассказы «Чудик», «Алеша Бесконвойный»,«Микроскоп». Неудовлетворенность своей жизнью, попытка выразить собственную индивидуальность. Стремление жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости.
2
Лекция, аналитическая беседа, сопоставление текстов.

11
Итоговое занятие.
Представление творческих работ на тему «Духовная жизнь деревенских людей в произведениях русской литературы 20 века».
2
Защита сообщений

















































Литература:

1. В.П.Астафьев. Повести. Рассказы.- М.: Дрофа. 2003
2. В.М.Шукшин. Повести. Рассказы.- М.: Дрофа. 2003
3. Ф.А.Абрамов. Последний поклон. Пелагея. Алька.- Л.: Лениздат. 1982
4. Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990 годы. М.: Первое сентября. 2001
5. Н.Л.Карнаух, И.В.Щербина.- Письменные работы по литературе. 9-11 классы.-М.: Дрофа. 2003




































15