Правописание личных местоимений с предлогами.


Тема урока: Правописание личных местоимений с предлогами.
Личное местоимение и имя существительное.
Цели урока: совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи.
Задачи
Образовательные:
- закрепить навык правописания местоимений с предлогами;
- создать условия для формирования у детей графического навыка в записи словарных слов;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивающие:
-развивать орфографическую зоркость у учащихся;
- устную и письменную речь;
- познавательный интерес, внимание, самостоятельность.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
- желание учиться и делать открытия;
- воспитывать умение слушать других.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Учитель:
-ребята, над чем мы работали на прошлом уроке?
Дети:
- на прошлом уроке мы изучали тему: « Правописание личных местоимений с предлогами. Личное местоимение и имя существительное.
Учитель:
- правильно, мы сегодня будем продолжать работать над темой: «Правописание личных местоимений с предлогами. Личное местоимение и имя существительное. Целью нашего урока будет, совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи.
Учитель: К нам в гости пришел Хрюша, и он для вас принес загадки.
Послушайте, я вам их загадаю.
1.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?
Дети: Они - вы- мы -ты.
2.Какое местоимение нужно добавить к другому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи?
Дети: ты – к – вы.
3.Какое местоимение состоит из двух предлогов?
Дети: о – на .Учитель: молодцы, ребята, Хрюше, понравилось как вы отгадываете загадки.
Учитель:
- Скажите, какая часть речи встретилась в словах-отгадках?
Дети: местоимение.
Учитель: Правильно, ребята. А что такое местоимение?
Дети:
- это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает.
Учитель: А какие личные местоимения вы знаете?
Дети: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Введение в тему:
- Ребята, откройте тетради, возьмите ручки. Помните о правилах посадки при письме. Запишем сегодняшнее число.
3.Минутка чистописания
Учитель:
- Сегодня мы с вами будем писать букву Я в овале.
Это упражнение для развития скорописи и внимания. Пишем целую строчку (учитель показывает на доске).
Какой частью речи является буква я?
Дети: местоимением.
Учитель: Ребята, Хрюша нам принес еще одно задание.
Это словарные слова. Словарный диктант у нас будет необычный, а графический. Я вам напомню: нужно записать только те буквы, которые запоминаем. (теперь, костер, черный, инженер, рябина, завод, беседа, билет, вокзал, победа, веялка, восток).
Взаимопроверка в парах.
Учитель:
А теперь, поменяйтесь с соседом тетрадями. Будем проверять, как вы написали. Я диктую только буквы, которые вставили. (е, о, е, , е, я, а, е, и, о, о, я, о. ) А теперь карандашиком на полях поставьте оценки, а когда я соберу тетради, то посмотрю, как вы умеете оценивать, правильно оценили или нет.
Итог: Поднимите руки, у кого нет ошибок. Молодцы!
Среди гласных, которые мы вставляли есть ли буква, которая будет являться той частью речи, над которой мы работаем
Дети: это буква я.
Учитель: какого лица и числа это местоимение?
Дети: 1-го лица, единственного числа.
Работа по теме.
Учитель: давайте сначала вспомним, как пишутся предлоги с существительными?
Дети: Раздельно.
Учитель: а как же будут писаться предлоги с местоимениями?
Дети: раздельно.
Учитель: ребята к нам на урок пришел Незнайка и принес с собой предлоги для местоимений.
На доске запись: пришел (к кому?) к ему (к нему) встретился (с кем) с ей ( с ней)
ушел (от кого?) от его (от него)
Вам нравится то, что сделал Незнайка?
Дети: нет.
Учитель: Почему? Как вы предлагаете поступить?
Выходит ученик к доске и исправляет текст.
Учитель: а теперь давайте проверим, правильно сделали или нет, для этого обратимся к правилу в учебнике на с. 48.
Один ученик читает правило.
Запишите исправленный текст в тетрадь.
ФизминуткаРаз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим,
Девять, десять – ноги вместе.
Работа по учебнику.
Учитель: а сейчас работа по учебнику над упражнением тридцать шестым на странице 46.
Дети читают задание.
Учитель: давайте прочитаем 1 предложение
Дети читают.
Учитель: из какой это сказки?
Дети: сказка о рыбаке и рыбке.
Учитель: ребята, посмотрите какие местоимения вы видите в этой фразе.
Дети перечисляют.
Учитель: какое из этих местоимений стоит в начальной форме?
Дети: местоимение я.
Учитель: а остальные местоимения не стоят в начальной форме. Тогда определим какого они лица, числа, падежа.
Дети: 1 лица, ед. ч., И. п.
Учитель: сегодня акцентируйте внимание, у нас появилась буква эн.
А почему она здесь появилась? Чем отличается местоимение с нее и ее.
6.Работа по правилу.
Дети: когда личное местоимение он, она, оно, они употребляется с предлогом, то при произношении оно начинается со звука [ н], при письме – с буквы эн.
Учитель: молодец!
Теперь разберем второе предложение. Ребята, еще раз внимание обратите на предлог.
Учитель: выслушивает высказывание детей.
В третьем предложении нет предлога, и эти местоимения ничем не отличаются – ей, ей. А в 4 предложении дети говорят сами. ( здесь есть предлог).
Учитель: С кого старик не посмел взять выкуп?
Дети: с рыбки
Учитель: существительное рыбки заменили местоимение с нее.
После разбора предложений, записываем в тетради, по заданию.
Работа у доски.
Один ребенок работает у доски, над первым словосочетанием. Записывает из первого предложения словосочетания. Взять с нее (3 л, ед.ч, Р.п) и т. Каждое предложение один ученик. ( 3, 4 предложение самостоятельно пишут в тетрадях).
Физминутка.
7.Самостоятельная работа.
Учитель: далее приступаем к выполнению упражнения 38
(в это время два ученика работают у доски по карточкам)
Самостоятельно записываем это упражнение.
Давайте теперь подведем итог. Проверяем как записали.
Поднимите руку у кого так. Молодцы!
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Ребята, вспомните, какую цель мы поставили перед собой на уроке? Научиться правильно писать предлоги с местоимением. Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели.
А сейчас на полях нарисуйте смайлики.
Если вам понравилась ваша работа на уроке вот такой смайлик (показываю улыбающегося смайлика).
Если не понравилась такой. (показываю какой).
Если нужно постараться поработать еще, то такой (показываю грустный смайлик).
Выставление оценок за работу на уроке.
А сейчас я вам выставлю оценки.
д/з упр 39.объясняю как сделать.