Авторская программа по краеведению Мой любимый край для детей 7-10

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по краеведению “Мой любимый край”
(для учащихся 7-10 лет)

Котова Татьяна Вениаминовна- заместитель директора по учебной работе, учитель начальных классов

Улькенская средняя школа с ДМЦ Жамбылский район Алматинская область поселок Улькен
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящем курсе по краеведению “Мой любимый край” предусмотрено реализовать региональный компонент содержания образования по предмету “Познание мира”.
Данный курс по краеведению “Мой любимый край” рассчитан на преподавание во 2 – 4 классах начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана и содержит три раздела: “Мы живем в Казахстане”, “Край, в котором мы живем”, “Поселок, в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Представленный курс по “Краеведению” углубляет изучение истории края на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.
В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по родным местам поселка, парки, озера, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас Казахстана , Алматинской области и контурные карты Казахстана.
Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего поселка, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Алматинской области, познакомить с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край.
Изучение курса по краеведению “Мой любимый край” способствует
формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего поселка;
формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Южного края страны, Казахстана в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с докладами и сообщениями;
работать в семейных архивах;
умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
сравнивать и обобщать факты;
работать с атласом и контурной картой;
воспитывать бережное отношение к своему поселку, к школе, к родному краю
воспитывать чувство гордости за свой поселок, за успехи своих земляков
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
по краеведению “Мой любимый край”
2 КЛАСС
1. Введение (1ч)
Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.
2. Мы живем в Казахстане (4ч)
Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения Казахстана. Астана – столица нашей Республики.
Тема: Поверхность Казахстана. Физическая карта Казахстана: реки, моря, озера, горы, равнины .
Тема: Символика Республики Казахстан./герб, флаг, гимн/
Практические работы.
1.Работа с картой Казахстана найти и показать на карте территорию Казахстана, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.
2.Край, в котором мы живем (20ч)
Тема: Наш край на карте Казахстана. Города и села Алматинской области на карте области. Сформировать представление о территории области, городах , поселках и аулах, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области.
Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.
Тема: История нашего края. Балхашская земля в древности. История создания и исследования.
Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.
Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое полупустыня, холмы и сопки. Растения края. Охрана растений.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира
Тема: Водоемы Алматинской области. Реки, озера области. Растительный и животный мир водоемов
Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства .Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.
Тема: Промышленность края. Крупные предприятия области. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.
Тема: Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.
Тема: Экология области. Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека :вода, воздух, пища. Меры, направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том, как человек влияет на природу.
Практические работы.
Алматинская область на карте Казахстана, обучение умению находить и показывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки, озера, обозначить их на контурной карте.
Обучение работы с картой Алматинской области: Города и села края, обозначить их на контурной карте.
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
Рассматривание образцов полезных ископаемых.
Обучение умению находить и показывать на физической карте Алматинской области месторождения полезных ископаемых.
Экскурсии:
Природа вокруг нас,
Краеведческий музей,
Ботанический сад.
На водоем-берег озера Балхаш.
В поле, сад, на ферму.
3. Поселок, в котором я живу (8ч)
Тема: История родного поселка. Улькен на карте Казахстана и Алматинской области.
Тема: Символика поселка.
Тема: Районы поселка. Знакомство с районами поселка. Район, в котором я живу.
Тема: Улицы поселка. Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. Дать представления об истории названий улиц, площадей поселка.
Тема: Предприятия поселка. Заводы , фабрики, предприятия поселка. Труд людей нашего поселка. Место работы родителей, их профессии. Познакомить с предприятиями поселка, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.
Экскурсии:
На предприятия, где работают родители.
По улицам и районам города.
В школьный музей.
Тема: Итоговое занятие

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
по краеведению “Мой любимый край”
3 КЛАСС
1. Введение.
Что мы будем изучать в этом году.
2. Мы живем в Казахстане
Тема: Географическое положение Казахстана. Крупные города Республики
Дать школьникам основные знания об истории своей страны.
Развивать умения ориентироваться по политической карте мира и физической карте Казахстана.
Тема: Символика Республики Казахстан/флаг, гимн, герб/. Повторить и углубить знания учащихся о символике Республики Казахстан,
Тема: Кем и чем гордится наша страна. Чем удивительна наша страна, какие люди прославили Казахстан
3. Край, в котором мы живем
Тема: Географическое положение области. Наши соседи, (области, которые нас окружают). Сформировать представление о территории области, городах ,поселках и аулах, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области. Крупные города, села, поселки области. Заповедники области. Места туризма и отдыха
Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн. (повторить)
Тема: История края. Повторить и углубить знания учащихся об истории своего края, символике области. Алматинская область в древности до наших дней. Открытие и освоение земли Алматинской области. Памятники древности
Тема: Погода и климат Алматинской области. Познакомить с сезонными изменениями в природе. Растения и животные в разное время года. Труд людей в разное время года.
Тема: Растительность края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Лечебные растения, как собирать, виды. Виды растений нуждающихся в особой охране.
Познакомить учащихся с Красной книгой области, заповедниками области. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Изменение природы в результате трудовой деятельности человека.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Охраняемые животные. Красная книга животных . Отрицательное влияние людей на животных. Заповедники области.
Тема: Водоемы края. Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах. Познакомить с природными ресурсами области.
Тема: Полезные ископаемые. Дать первичные сведения о полезных ископаемых края, о местах и способах их добычи, о практическом значении и об их роли в экономики страны. Места и способы добычи полезных ископаемых. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны.
Тема: Предприятия края. Крупные предприятия области. Что выпускают. Профессии. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с крупными предприятиями области., дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Профориентация учащихся.
Тема: Экологические проблемы области. Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Показать зависимость экологических проблем области с наличием промышленных предприятий. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.
Население Алматинской области. Народности, населяющие край. Познакомить с национальным составом населения Казахстана. Дать первичные сведения о коренных жителях области. Чем занимаются люди в городе и на селе. Дать первичные сведения о занятиях людей Алматинской области. Познакомить с народными и художественными промыслами края.
Тема: Люди края .Сформировать понятия о населении Алматинской области, национальном составе , коренных жителях края, особенностях их быта.
Дать представление о занятиях людей в городе и на селе. Познакомить с народными и художественными промыслами края. Искусство в жизни людей.
Познакомить со знаменитыми людьми Казахстана.
Практические работы.
Алматинкая область на карте Казахстана, наши соседи. Работа с контурной картой Казахстана.
Работа с контурной картой Алматинской области:
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
Составление правил поведения на природе.
Составление правил поведения на водоемах.
Составление Красной книги Алматинской области.
Экскурсии:
В краеведческий музей.
Наблюдение за сезонными изменениями.
В библиотеку.
К местному водоему- озеру Балхаш для знакомства учащихся с его особенностями, использованием и охраной.
5.Наблюдение обнажения горных пород ( об овраге, береговом обрыве озера).
4. Поселок , в котором я живу
Тема: История поселка. Познакомить и углубить знания учащихся об истории поселка, в котором живут, символикой поселка.
Тема: Районы поселка. Социальный паспорт районов. Показать индивидуальность каждого района поселка.
Тема: Микрорайоны поселка. Улицы, площади поселка. Дать представления об истории названий микрорайонов, площадей поселка. . Памятные места нашего поселка...
Тема: Предприятия поселка. Что выпускают, значение для области и страны.
Тема: Итоговый урок
Экскурсии:
Природа вокруг нас.
По поселку: по улицам и микрорайонам.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
по краеведению “Мой любимый край”

· 4 КЛАСС
1. Введение
2. Мы живем в Казахстане
Тема: Географическое положение Казахстана. Углубить основные знания учащихся о своей стране, символах Республики Казахстан. Познакомить учащихся с государствами ,которые граничит с Казахстаном. Развивать умения ориентироваться по политической и физической карте мира и Казахстана.
Тема: Народы Республики Казахстан. Дать углубленные сведения о национальном составе нашей страны.
Практические работы.
Казахстан на карте мира , обучение умению находить и показывать на политической карте мира Казахстан, страны с которыми граничит, ,обозначить их на контурной карте.
3. Край, в котором мы живем
Тема: Географическое положение области. Углубить знания учащихся об истории своего края, символах области. Сформировать представление о территории области, географических объектах. Учить детей ориентироваться по физической карте области. Поверхность Алматинской области: реки, озера, Заилийский Алатау, Талгар, Тянь-Шань и другие.
Тема: История нашего края. Главные исторические события области.
Тема: Погода и климат Алматинской области. Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе по всей области.
Тема: Растительность нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира области.
Формировать представления об особенностях природных комплексов области. Степь. Горные леса, полупустыня.
Познакомить с ролью заповедников и ботанических садов в решении экологических проблем области. Охрана и восстановление лесов и растительности.
Тема: Животный мир области. Горные животные. Степные и лесостепные животные. Пресмыкающиеся . Охрана и восстановление животного мира края
Тема: Водоемы области. Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов.
Тема: Природные ресурсы области. Полезные ископаемые, в каких отраслях используются Охрана недр. Как рационально использовать. природные ресурсы.
Тема: Промышленность и сельское хозяйство края. Вклад области в хозяйство страны. Химическая, металлургическая ,пищевая ,легкая промышленность. Дать первичные сведения об особенностях отраслевой структуры хозяйства родного края: совокупности отраслевой промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы.
Дать первичные сведения об химической, металлургической, пищевой, легкой промышленности Алматинской области , об их роли в хозяйстве страны и мире. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
Тема: Экология области. Сформировать первичные представления об экологических проблемах области, о причинах их возникновения, способах их предотвращения. Систематизировать знания о взаимодействии человека и природы. Понятие “экологическая катастрофа”, источники ее возникновения. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
Тема: Люди нашего края. Познакомить с знаменитыми людьми области. Поэты, писатели, артисты, герои Великой Отечественной войны и труда.
Тема: Казахстан во время Великой Отечественной Войны. Дать первичные представление о том, как Казахстан, и в частности Алматинская область, помогали фронту в годы Великой Отечественной Войны.
Практические работы.
Обучение работы с картой Алматинской области, умению находить и показывать на физической карте Алматинской области реки, озера, Заилийский Алатау, Горные хребты Тянь-Шань, Талгар и др., реки и озера, обозначить их на контурной карте.
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни.
Рассматривание образцов полезных ископаемых.
Обучение умению находить и показывать на физической карте Алматинской области месторождения полезных ископаемых.
Решение задач по экологии.
Экскурсии:
В музей Боевой славы.
В школьный музей.
В библиотеку.
4. Поселок, в котором я живу
Тема: История поселка. Историческая справка поселка. Символика поселка. Углубить знания учащихся об истории поселка в котором живут, символах поселка.
Тема: Карта нашего поселка. Создать целостное представление о расположении микрорайонов поселка, улиц и площадей. Архитектура поселка. Познакомить с архитектурой поселка, историей появления тех или иных архитектурных объектов.
Тема: Предприятия поселка. Экологические проблемы поселка
Тема: Знаменитые земляки (наши современники)
Тема: Итоговый урок по теме: Поселок, в котором я живу
Тема: Обобщающее повторение

УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса по краеведению “Мой любимый край”
2 КЛАСС
Наименование разделов и тем
Количество часов

Введение Программа курса “Краеведение”
1

Раздел1. Мы живем в Казахстане
4

1.1. Наша Родина на карте мира. Астана- столица Казахстана.
1

1.2 Символика Республики Казахстан /флаг, гимн, герб/
2

1.3 Поверхность Казахстана. Моря, реки, озера, горы, равнины.
1

Раздел2. Край в котором мы живем
20

2.1 Географическое положение Алматинской обл.
Наш край на карте Казахстана. Города и села Алматинской области
2

2.2 Символика области
2

2.3  История нашего края.
Казахстанская Земля в древности. История создания и исследования. Экскурсия в краеведческие музей
2

2.4 Времена года.
Сезонные изменения в природе
2

2.5 Растительность нашего края
Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое горы, степи. Растения гор, степей и полупустыни. Охрана растений.
2

2.6 Животный мир Алматинской области
Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира
3

2.7 Водоемы нашего края.
Реки, озера области. Растительный и животный мир водоемов
1

2.8 Полезные ископаемые
Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Как добывают, где используют. Значение для области и страны.
2

2.9 Промышленность области
Крупные предприятия области. Что выпускают, где находятся.
1

2.10 Сельское хозяйство нашего края
Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства для развития региона.
1

2.11 Экология области
Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека.
1

Итоговое занятие по разделу Край, в котором я живу
1

Раздел3. Поселок, в котором я живу
8

3.1 История нашего поселка
Улькен на карте Казахстана
1

3.2 Символика поселка
2

3.3 Знакомство с районами поселка.
Район, в котором я живу.
2

3.4 Улица, на которой находится школа.
Улицы, по которым я хожу. Транспорт города
2

3.5 Предприятия поселка.
Заводы , предприятия поселка. Где работают родители.
1

Итоговое занятие “Мой край -Улькен”
1


34


УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса по краеведению “Мой любимый край”
3 КЛАСС
Наименование разделов и тем
Количество часов

Введение Что мы будем изучать в этом году
1

Раздел1. Мы живем в Казахстане
5

1.1 Географическое положение Казахстана
Крупные города Республики Казахстан
1

1.2 Алматинская область на карте Казахстана
Наши соседи.
1

1.3 Символика Республики Казахстан и Алматинской области (флаг, гимн, герб)
1

1.4. Кем и чем гордится Казахстан
2

Раздел 2. Край, в котором мы живем
19

2.1 История нашего края
Казахская Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Казахстана. Памятники древности. Экскурсия в музей .
2

2.2 Погода и климат Алматинской области.
Экскурсия на природу
1

2.3 Растительность нашего края
Лечебные растения, их виды - как собирать. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Виды растений нуждающихся в особой охране. Красная книга растений области .
3

2.4 Животный мир Алматинской области.
Разнообразие животного мира. Отрицательное влияние людей на животных. Охрана животного мира. Заповедники области. Охраняемые животные. Красная книга животных области.
2

2.5 Водоемы нашего края.
Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах.
1

2.6 Полезные ископаемые
Места и способы добычи. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны
2

2.7 Промышленность области
Крупные предприятия области. Что выпускают, где находятся. Практическое значение для области и страны. Профессии людей.
2

2.8 Экология области
Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Почему природа в опасности. Экологические проблемы области. Забота о чистом воздухе, воде, почве
3

2.9 Люди нашего края.
Население Алматинской области. Народности края. Чем занимаются люди в городе и на селе. Народные и художественные промыслы края. Люди, прославившие край.
3

Раздел3. Поселок, в котором я живу
8

3.1 История нашего поселка.
Историческая справка поселка. Символика поселка
1

3.2 Районы поселка.
Социальный паспорт районов.
2

3.3 Улицы, микрорайоны, площади поселка.
2

3.4 Предприятия поселка.
Что выпускают, значение для области и страны.
2

3.5 Викторина “Поселок, в котором я живу”
1

Итоговое занятие “Я живу в Улькене”
1


34


УЧЕБНО -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса по краеведению “Мой любимый край”
4 КЛАСС
Наименование разделов и тем
Количество часов

Введение Что мы будем изучать в этом году
1

Раздел1. Мы живем в Казахстане
3

1.1 Географическое положение Казахстана
Наши соседи. С какими государствами граничит Республика Казахстан
1

1.2 Народы Республики Казахстан
2

Раздел2. Край, в котором мы живем
21

2.1 Географическое положение области.
Географическая справка области. Поверхность Алматинской области:. реки, озера, Заилийский Алатау, ГорыТянь- Шань,Талгар и другие.
2

2.2 История нашего края
Историческая справка области. Главные исторические события области
1

2.3 Растительность нашего края
Степь. Лесостепь. Горы. Горные леса и луга. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов.
2

2.4 Животный мир Алматинской области.
Животные гор. Горные, степные и лесостепные животные. Пресмыкающиеся края. Охрана и восстановление животного мира родного края
3

2.5 Водоемы нашего края.
Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов.
2

2.6 Природные ресурсы области.
Полезные ископаемые В каких отраслях используются. Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы
2

2.7 Промышленность области
Вклад области в хозяйство страны. Химическая, металлургическая пищевая ,легкая, тяжелая промышленность. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
2

2.8 Экология области
Понятие “экологическая катастрофа”. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии.
3

2.9 Люди нашего края.
Люди прославившие Казахстан.
1

2.10 Казахстан во время Великой Отечественной войны
2

2.11 Итоговое занятие по теме: Край, в котором мы живем.
1

Раздел3. Поселок, в котором я живу
7

3.1 Историческая справка поселка. Символика поселка
1

3.2 Предприятия поселка.
Экологические проблемы поселка. Как загрязнение окружающей среды влияет на наше здоровье
3

3.3 Знаменитые земляки (наши современники)
2

3.4 Сочинение “Поселок, в котором я живу”
1

Итоговое занятие Урок-диспут “Что бы я сделал для поселка и области , если бы был акимом”
1

Обобщающее повторение
1


34


15