Открытый урок по окружающему миру «Почему мы часто слышим слово «Экология?» (1 класс)
Окружающий мир.
Тема : «Почему мы часто слышим слово «Экология?»
Цель: 1) сформировать первоначальные представления об экологии и её роли
в жизни людей
2) объяснить смысл названия «Зелёный дом», повторить и обобщить
экологический материал курса
3) познакомить с профессией – эколог
План.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Работа над темой урока.
(трое детей рассказывают стихотворение).
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно с умом,
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я ! 3.Беседа учителя.
Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали так, но, к сожалению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек и ломают деревья, а мы всё чаще и чаще слышим слово «экология».
4.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня тема нашего урока так и называется «Почему мы часто слышим слово «экология». (на доске появляется карточка «Экология»)
Ребята, а кто из вас слышал такое слово «экология»? (руки поднимают)
Давайте попробуем разобраться, что это слово означает. Как вы думаете, что такое экология? (ответы)
5. Работа по учебнику.
Откройте учебники на на с.120. Прочитайте определение про себя и проверьте, правильно ли вы ответили. Вадим, прочитай вслух.
- Что же такое экология? (ответы детей)
- Почему нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле? (ответы детей)
6. Рассказ учителя.
Экология в переводе с греческого языка означает «наука о доме». От слова экология произошло слово «эколог». (табличка на доске).
- Как вы думаете, кто такой эколог? Чем он занимается? (ответы детей)
Экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Это учёные, которые оберегают всё, что растёт, и всех кто живёт в природе от исчезновения. Учёные – экологи учат нас бережно относиться к миру природы: к воде, к земле, воздуху, к растениям и грибам, к насекомым, рыбам, птицам и зверям. Экологи говорят : «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать» (показ книги Экология).
7. Работа по учебнику.
А теперь дочитаем текст до конца на с. 120.(чтение вслух детьми текста)
- Как экологи называют Землю? (Зелёный дом). (на доске табличка).
Презентация.
- Посмотрите, как прекрасна наша Земля, как чудесен наш Зелёный дом! (двое детей рассказывают стихотворение)
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Физминутка.
- От чего нужно защищать наш Зелёный дом? (ответы детей)
- Посмотрите на рисунок (с.120), обратите внимание на левую часть рисунка.
- На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Я получила некоторые из них. Работаем по вариантам.
1 вариант. Погибает рыба! Помогите! (1-я телеграмма).
- Откройте учебники на с.44 – 45. Вспомните, почему может погибнуть рыба. Как её спасти?
2 вариант. Кругом мусор! Помогите! (2-я телеграмма).
- Откройте учебники на с.62 – 63. Вспомните. Почему появляется мусор? Как с ним бороться?
3 вариант.Трудно дышать в городе! Помогите! (3-я телеграмма).
- Откройте учебники на с.64 – 65. Вспомните, почему в городе бывает трудно дышать. Как сохранить чистый воздух?
4 вариант. На лугу исчезли бабочки! Помогите! (4-я телеграмма). (Стих.)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты-
Если мы сорвём цветок,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
- Откройте учебники на с.100 -101. Вспомните, почему могут исчезнуть бабочки. Как их защитить?
5 вариант.В лесу пропали птицы и звери! Помогите! (5-я телеграмма).
- Откройте учебники на с.102 – 103. Вспомните, почему в лесу могут пропасть птицы и звери? Как их сберечь?
(выступления детей и подведение итога).
8. Игра «Правильно», «Неправильно». (работа по картинкам, показываю картинки).
- Вы. ребята, сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зелёный дом. Каждый из вас в будущем может стать экологом, а сейчас вы только юные помощники экологов, от которых тоже зависит порядок в нашем Зелёном доме.
- Ребята, а кто виноват во всех этих проблемах? (Человек.)
- Давайте прочитаем текст на с. 121 до слов «Экологи придумали…»
- Конечно, очень бы хотелось, чтобы все люди любили и берегли природу, охраняли наш Зелёный дом! Учёные – экологи придумали свой праздник, давайте узнаем какой. (чтение текста до конца).
- Какой праздник придумали экологи?( День Земли).(табличка)
- Когда его отмечают? (22 апреля).(табличка)
- Кто его отмечает? (Люди всех стран) (табличка)
- Что делают в этот день? (Каждый думает, как я прожил в этот год, сделал ли что – то хорошее для Земли?)
- Ребята, а что хорошее для Земли уже сделали вы? (ответы детей).
9. Работа по рисункам.
- Посмотрите и скажите, чего нельзя делать? (ответы детей).
10. Работа на интерактивной доске. Показ слайдов по охране окружающей среды.
11. Итог урока.
- Что такое экология?
- Почему мы часто слышим это слово? (Потому что экология учит нас беречь свою землю, свой Зелёный дом).
Урок мне хочется закончить замечательными строчками стихотворения И.Мазниной.
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас одна?..