Конспект урока по обучению грамоте Знакомство со звуком [ж] и буквой Ж

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе УМК Школа 2100

Конспект составила учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2053 г. Москвы Черкасова Маргарита Алексеевна

Тема: Согласный звук [ж], буква Ж.

Цели:

познакомить с согласным звуком [ж], буквой ж;
учить дифференцировать звук [ж]
формировать навык чтения;
обогащать словарный запас детей;
продолжить пропедевтическое ознакомление детей с морфемами слова
развивать интерес к чтению и желание читать;
создать условия для развития наблюдательности, фонематического слуха, орфографической зоркости;
продолжить воспитание доброты, отзывчивости, любви к родным и окружающим людям.
Оборудование: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Букварь», О.В. Пронина «Мои волшебные пальчики», ноутбук, проектор.






Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД


·. Актуализация знаний














1. Включение детей в деятельность.
Всем, всем доброе утро!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
- Сегодня к нам пришли Кузя и Корней Корнеевич. Слайд 1
- А почему они пришли и тему нашего урока, вы определите сами, если будете сейчас моими помощниками. Помогите мне закончить предложения.
1. * На компьютере появляется картинка. Слайд 2
Тут наш... (дом). *картинка дома
- Над домом жужжит жук. *картинка жука
- С ним пчела. *картинка пчелы
-У пчелы жало. *картинка жало
- Пчела жужжи. *картинка
- К дому ведет... (дорожка). *картинка дорожки
- У дорожки растёт жасмин. *картинка жасмина
- Это отдельные предложения или текст? Почему? (Предложения связаны по смыслу, можно дать название)
- Придумаем заглавие. Работа в группе
- Повторить весь текст с заглавием.
2. Постановка учебной проблемы

– Откройте учебники на с. 126–127.


– Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Слайд 3. Назовите её.
– Давайте составим план урока. Слайд 4
План
1. выделяем звук
2. знакомимся с новой буквой
3. чтение слогов
4. чтение слов
5. чтение текста
6. письмо
– Что нового мы узнаем сегодня?

Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в группе.



·
·. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Мы отправляемся в гости к тётушке Сове, с чем она нас хочет познакомить.
Слайд 5

Работа в «Букваре» (с. 126).
вспомните слова, которые мы добавляли в текст. Слайд 6
Произнесите их
(Жук, жало, жужжит, дорожка, жасмин)
– Какой звук слышится в начале слова?
– Произнесите его.
– Дайте ему характеристику. (Звук [ж] согласный, твёрдый.)
– Является ли парным по твёрдости-мягкости новый звук?
– Подберите слова, которые начинаются с нового звука.
– Что теперь мы должны узнать? (Как звук обозначается на письме.)

2) Знакомство с буквой Ж. слайд 7
– Рассмотрите в «Букваре», как выглядит буква Ж.
– Найдите её на ленте букв.
– На что похожа буква Ж?

Посмотри-ка, буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.

Слайд 8
– Какую схему-«человечка» нарисовал художник рядом с новой буквой?
– Почему?
Завершение схем-«человечков».
– Раскрасьте наших «человечков». Обратите внимание на синий цвет обоих башмачков у схемы Ж.
– Что нового мы сейчас узнали?
– Чему научились?
2. Работа в прописи (с. 18). Слайд 9
1) Знакомство с написанием строчной буквы Ж.
Сравнение печатной и письменной строчной букв Ж.
Сравнение со строчной буквой Х.
Графический анализ буквы Ж: по краям полуовалы, в центре наклонная черта. Эти элементы соединены штрихами.
Показ буквы учителем на доске с объяснением последовательности написания:
– Начинаем писать букву с левого полуовала, как и букву Х, затем вверх ведём соединительный штрих и сверху вниз пишем наклонную черту, снизу вверх соединительный штрих и, наконец, правый полуовал, как букву С.
«Написание» буквы в воздухе
Обведение буквы Ж в рамке по светлым линиям и на 1–2-й строчках.
Сравнение правильных и ошибочных написаний.
– Какие элементы должны быть написаны с одинаковым наклоном (параллельны)?
– Сколько таких элементов?
– Напишите букву, сохранив параллельность трёх элементов.
2) Самопроверка. «Конкурс красоты».



·
·
·. Применение нового знания
1. Работа в «Букваре» (с. 126).
Чтение слогов и слов с буквой Ж. слайд 10

1) Самостоятельное чтение 1-й строчки слогов.
2) – Произнесите слоги, заменив звонкий согласный [ж] на глухой [ш].
3) Чтение по вариантам: 1-й вариант читает слоги с [ж], 2-й вариант читает слоги с [ш].
4) Чтение слов слайды 11-23:
Вывод: звук [ж] постоянно твёрдый. Он имеет парный по глухости согласный звук – [ш].
– Подтверждается ли наш вывод, что [ж] – постоянно твёрдый звук?

2. Работа в тетради для печатания (с. 42).
Печатание слогов с буквой Ж. Дополнение слогов до целых слов.

3. Работа в прописи.
1) Написание слогов и слов с письменного образца.
Сначала дети читают слоги, слова, обозначают соответствующей точкой звуки, проговаривается способ соединения буквы Ж с другими буквами.
Запись слов и слогов. Подчёркивание слов. Выделение звуков. Работа у доски и в тетради
2) – Прочитайте два последних слова.
– Назовите звуки в этих словах.
– Какими буквами они обозначены?

– Какой звук не соответствует букве? (Слышим после [ж] звук [ы],
а пишем букву И.)
Выведем правило слайд 24
– Кто из вас слышал про такое правило? (Если дети испытывают затруднение: Сочетание жи надо запомнить. Подчёркивать его в словах будем так: букву безударного гласного звука – одной чертой, а согласного – двумя чертами.)
– Напишите это буквосочетание. Подчеркните буквы (жи).

3) Написание слов с печатного образца.
– Прочитайте слова.
– Напишите только те, в которых все согласные звуки твёрдые. Какие это слова? (Все.)
Самостоятельное списывание.
Самооценка.

Физкультминутка.

4. Чтение текстов
1) слайд 25
В какую игру играли дети?

2)Слайд 26
О каком времени года идет речь?
Что происходит зимой с природой?

5. Работа в прописи (с. 18).
Списывание текста с печатного образца.
Чтение, озаглавливание.
Чтение и анализ предложений, объяснение правописания «опасных» мест. Списывание. Самопроверка.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.




·V. Итог
– Что нового узнали? 4 4
– Чем необычна новая буква?
– Какие уже известные нам знания повторили?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?







V. Домашнее задание (по желанию)

Выучить стихотворение наизусть.













13PAGE 15


13PAGE 14915




Рисунок 6цђ Заголовок 315