Программа кружка Мой милый тихий городок (5-9)


righttop2015
Людмила Русак
ДОУ «Журавушка»
5.10.2015
01000002015
Людмила Русак
ДОУ «Журавушка»
5.10.2015

left2585444397561937284Программа кружка «Мой милый тихий городок»
900007300Программа кружка «Мой милый тихий городок»

1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
Краеведение в изучении географии – действенный путь развития у обучающихся творческого мышления и практических навыков, сознательного отношения к окружающей действительности, чувства патриотизма. Для осуществления социальной роли: я-житель, я-гражданин необходимы развёрнутые знания о природных условиях своей жизни.
Программа относится к художественной направленности.
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Предметом изучения краеведения является местность. Краеведение решает актуальную социально-педагогическую задачу нашего времени – формирование у обучающихся готовности жить и трудиться в своём крае, участвовать в его развитии.
Педагогическая целесообразность заключается в создании оптимальных условий для творческого развития личности обучающегося через использование практико-ориентированных, иновационных технологий обучения. Программа соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся.
1.3.Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы.
Цели: Познакомить обучающихся с особенностью природы и богатейшим  историко - культурным наследием Гатчины и ЛО;
сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи:
Обучающие:
Углубленное изучение элементов климата родного края
Практическое накопление опыта
Привитие навыков исследовательской работы и обработка данных
Развивающие:
Обучение приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля
Организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению
Активизация поисковой деятельности и исследовательской работы 
Воспитательные:
Способствовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы, эстетическому восприятию природы
1.4. Отличительные особенности программы «Мой милый тихий городок».
Данная образовательная программа даёт возможность организовать эффективное взаимодействие обучающихся разных возрастных групп. Программа предоставляет школьникам шанс продемонстрировать свои знания, способствует развитию познавательного интереса, расширяя представления об окружающей среде, даёт возможность высказать научно обоснованные предположения, увидеть реальное практическое значение собственных знаний и умений
1.5. Возраст обучающихся.
Возраст обучающихся, на который рассчитана программа «Мой милый тихий городок» – 11-15 лет.
В творческое объединение принимаются все желающие, приветствуются обучающиеся с низкой познавательной активностью на уроках
1.6. Сроки реализации программы «Мой милый тихий городок»
Содержание программы реализуется за 1 учебный год – 144 часа.
1.7. Формы и режим занятий.
Форма обучения: очная.
Форма проведения занятий: аудиторная, внеаудиторная
Формы аудиторных занятий: учебное занятие, практикум
Форма организации деятельности: индивидуально-групповая.
Режим занятиай:
Обучение проводится 2 раза в неделю по 2 занятия в день.
Продолжительность одного учебного занятия – 45 минут.
Между занятиями перемена – 10 минут.
Итого: 4 занятия в неделю,
4 академических часа в неделю.
1.8.Планируемые результаты и формы их оценки.
Личностные результаты:
- понимать смысл своей деятельности;
- определять роль результатов исследований;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и её восстановлению
- понимать роль и место своего края в жизни страны и всего мира в целом
Метапредметные результаты:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнение проекта);
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предметные результаты:
- объяснять роль различных источников географической информации;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- умение работать с разными источниками географической информации;
-  умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;- картографическая грамотность;
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
текущий контроль (в течение всего учебного года, после каждого раздела учебного предмета);
промежуточная аттестация (декабрь, май).
Уровень усвоения детьми учебного материала отслеживается с помощью:
- наблюдения на занятиях;
- анализа продуктов деятельности;
- проведения итоговых занятий по каждому разделу;
- анализа выполнения индивидуальных заданий;
1.9. Формы подведения итогов реализации программы «Мой милый тихий городок»
Подведение итогов реализации программы проходит в форме:
итоговых занятий;
диагностики;
участия в мероприятиях ДДТ, выставках, конкурсах, в олимпиадах по географии
2. Учебно-тематический план
Учебный предмет Количество часов Формы проведения промежуточной аттестации
«Мой тихий мирный городок» 144 ч. Участие в выставках, конкурсах, олимпиадах
Всего: 144 ч. 3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Введение – 2 часа
Теория: Что такое краеведение, «малая география» или «малое страноведение»; положение на карте России и карте Ленинградской области. Год литературы. Игорь Северянин.
Практика: найти в интернет ресурсах (компьютер, телефон) стихи о Гатчине, о явлениях погоды («белые ночи») поэта И. Северянина. Оформить подборку (презентацию) «Ах, Гатчина, какая ты теперь?» (стихотворение и фотография места, о котором повествуется)
Раздел I. Историческое краеведение («Мысль с природой гармонична») -24 часа
Тема 1. Многоликая Гатчина – 8ч
Теория. Гатчинская мыза, Хотчино – первое упоминание в 15 веке, Павловский период, Троцк, Краснознаменск. Вторжение польско-литовских, щведских и ливонских зах-ков.
Практика. Работа с интернет ресурсами, посещение детской библиотеки, экскурсия в ГМЗ, в краеведческий музей. Выпуск газеты «Многоликая Гатчина»
Тема 2. История гатчинской почты – 4ч
Теория. Гатчина – первый город России , в котором была организована телефонная связь с Петербургом, фотоателье на ныне Соборной улице.
Практика. Сбор материала (почтовые карточки, фотографии), оформление и участие в районном cмотре-конкурсе «Наше прошлое и настоящее» 12декабря 2015 года.
Тема 3. Первый военный аэродром России – 6ч
Теория. История образования, легендарные авиаторы и авиатриса Зверева, самолёты «Фарман», лёгкий самолёт из США «Райт» 1903 год.
Практика. Разработка маршрута экскурсии «Первый военный аэродром», проведение экскурсии, эссе на тему «Мои впечатления от экскурсии»
Тема 4. Профессия «фотокорреспондент» - 4ч
Теория. Значение профессии фотокорреспондента в создании образа территории
Практика. Фотосессия «Памятные места Гатчины», оформление выставки
Итоговое занятие – 2ч
Практика: игра по станциям «И вновь я посетил…»
Раздел II. Географическое краеведение – 112 часов
Часть 1. Карта показывает – 38 часов
Тема 1. Карта – второй язык географии – 22ч
Теория. Метод сравнения – элемент познания в географии, сравнивать - значит изучать. Перевод цифры в графики, диаграммы. Географические координаты, градусная сетка карты; измерение расстояний в градусах и км. Закономерности изменения климата при движении от экватора к полюсам; зависимость растительного и животного мира от климата. Что такое «кругосветка».
Практика. 1.Построить столбиковую диаграмму: выбрать страны мира, меньшие по площади ЛО (17 стран); страны, совпадающие (или намного меньше) с площадью районов ЛО (17). 2. Определить географический адрес ЛО, её расстояние от полюсов в градусах и км. 3. Определить геокоординаты г. Гатчина, найти антиподы в южном и западном п/ш. 4. Совершить путешествие по 60 с.ш. на восток по физической карте мира; с севера на юг по 30 в.д. по политической карте мира. 5. Путешествие сидя на месте, определить, с какой скоростью мы путешествуем сидя на месте.
Обобщение. Практикум. Игра-мозаика.
Тема 2. Ориентирование – 16ч
Теория. Топографические приборы и памятка работы с ними (компас, рулетка), зюйдвестка, азимут, полярная съёмка местности.
Практика. 1. Пишем с помощью направлений слово «Гатчина». 2. Выполнение полярной съёмки Амфитеатра ГМЗ.3. Пишем письмо другу топографическими знаками. Работа с планом местности. 4. Итоговое занятие по теме «Ориентирование» на геодезической станции в Гатчине.
Часть 2. Карта рассказывает – 16 ч
Тема1. Топонимика – 6ч
Теория. География + история = топонимика; от греческого «топос»- место, «онома»- имя; топонимика – народное национальное творчество. Возраст геоназваний ЛО. Классификация топонимов (ландшафтные, мемориальные, иноязычные, переходные).
Практика. 1. Исследование топонимов Гатчины и района (распределение по типам). 2. Работа с путеводителями, справочниками, интернетом: финские, шведские, немецкие названия поселений. 3. Создание проекта «Имена в истории. Гатчина». 4. Экскурсия в музей-усадьбу в Кобрино.5. Презентация «Образы Гатчины». 6.Экскурсия в музей истории авиационного м/с и авиаремонта.
Часть3. Земля любит Солнце – 36ч
Тема1. Погода и климат – 12ч
Теория. Времена года, метеостанция – совокупность различных приборов для наблюдения за погодой; почему говорят «календарь», календарь-хранитель памяти человечества.
Практика. 1. Рассказы о временах года «Моё любимое время года». 2. Создаём именной календарь «Что в имени тебе моём». 3.Экскурсия на метеостанцию в дер. Белогорка.
Тема 2. Воды – 12ч
Теория. Реки-основные источники пресных вод, другие виды вод суши: озёра, болота, подземные воды. Использование воды человеком. Народные приметы- ненаучное объяснение закономерности между двумя явлениями.
Практика. 1. Наблюдение и исследование на реке Тёплая (Гатчинка) и Колпанская (Пильчая). 2. Сбор различных краеведческих материалов по Ладожскому озеру и Мшинскому болоту, их обработка и хранение. 3. Экскурсия в музей воды (СПб); эссе «Почему надо беречь воду». 4. Сбор народных примет о воде и водоёмах.
Тема 3. Растения и животные ЛО – 12ч
Теория. «Красная книга растений ЛО» - сборник исчезающих видов. Животные ЛО. «Слово о полку Игореве» (перевод Н. Заболоцкого)
Практика. 1.Анализ материалов Красной книги природы ЛО, том II. Растения и грибы; сбор информации о растениях ГМЗ по книгам и в интернете. 2. Презентация «Растения Гатчинского парка, занесённые в Красную книгу». 3. Делаем коллекцию своими руками: фотографии животных дополнить содержательными выдержками из «Слова о полку Игореве».
Часть 4. Экологическое краеведение – 4ч
Теория. Экологическая катастрофа и экологическая ситуация – различия; экологические проблемы и пути решения.
Теория. 1. Работа с текстом «Климат и экология Гатчины», «Решение экологических проблем». 2. Практикум «Сбор мусора в микрорайоне Аэродром».
Часть 5. Легенды Гатчины – 16ч
Теория. Легенда-письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях. Тайна мальтийского креста, гатчинский метеорит, подводная лодка С.К. Джевецкого, перелёт Рим-Гатчина-Северный полюс. Френц Р.Ф., Щербов П.Е.; И.Северянин, И. Шварц; К.Д. Ушинский.
Практика. 1. Сбор материалов о легендах Гатчины, их оформление и представление. 2.Работа с путеводителями, справочниками и в интернете по Гатчине и району. 3. Подобрать материал для литературно-музыкальной композиции «Легенды Гатчины».
Раздел III. Туризм – 6ч
Теория. Чем полезны туристические походы, русские и советские географы на Гатчинской земле. Организация и проведение турпохода. Туристическая песня. Барды.
Практика. 1. Работа с памяткой «Нормативы Всероссийского физкультурного комплекса ГТО», заповеди туриста. 2.Виды костров и их раскладка.
4.1. Методическое обеспечение программы
Разделы и темы программы Форма занятий Методы и технологии Дидактический материал и ТСО Формы подведения итогов
Введение Вводное занятие
Репродуктивный, коррекционная технология Фотографии Гатчины и ЛО, карта России и ЛО Работа в к/к – нанести границу ЛО и пограничные страны
Раздел I. Историческое краеведение 1. Многоликая Гатчина
2. История Гатчинской почты
3.Первый военный аэродром
4.Профессия «фотокорреспондент»
5.Итоговое занятие
Учебное занятие
Объясни-тельно-иллюстра-тивные, репродук-тивные.
Технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие,
личностно-ориентированные, корректирующие (музыка, стихи, художественная литература) Атлас ЛО, интернет, справочники Работа с картами атласа, экскурсия, игра, презентация, участие в районном конкурсе
Раздел II. Географическое краеведение. Часть 1. Карта показывает
1.Карта – второй язык географии
2.Ориентирование
Часть 2. Карта рассказывает
1.Топонимика
Часть 3. Земля любит Солнце
1.Погода и климат
2. Воды
3.Растения и животные
Часть 4. Экологическое краеведение
Часть 5. Легенды Гатчины Учебное занятие, практикум Объясни-тельно-иллюстра-тивные, репродук-тивные.
Технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, корректирующие (музыка, стихи, художественная литература) План местности, физическая карта ЛО, ПЗ ЛО, справочники, Дневники погоды за пять лет; Красная книга растений и животных ЛО, экологические карты Гатчинского р-на; интернет Построение плана Амфитеатра (ГМЗ), проект «Имена в истории Гатчины», описание реки Гатчинка; эссе, игра, литературно-музыкальная композиция
Раздел III. Туризм Учебное занятие, практикум Объясни-тельно-иллюстра-тивные, репродук-тивные.
Технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, корректирующие Рулетка, компас, памятка туриста, дрова Игра на местности
Дидактический материал
Карты атласа ЛО, план местности, фотографии, контурные карты
Раздаточный материал: Справочники
Инструменты и приспособления:
Ножницы, линейка, карандаш, рулетка, компасы
4.3. Техническое оснащение занятий.
Оборудование класса: парты, стулья, доска
Видео и аудио техника: компьютер
5. Список литературы
Для педагога:
БуруковскаяТ.Г.Занимательное краеведение.-Калининград, 1989.-Калининградское кн. ИздДаринскийА.В.География Ленобласти. Учеб.пособ.для ср.общеоб.шк.-СПб.:Свет,1996
Экологическое образование в Ленобласти.-ЛОИРО,2010
Журнал «Исследователь природы Балтики» -№8,2007
Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.-4-е изд.- М.: Вита-Пресс,2002
Софер М.Г. У природы нет плохой погоды. – СПб, Гидрометеоиздат,1994.
Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница; http://tvecoclub.narod.ru/zapovedniki.htm; http://bio.1september.ru/; http://viborg.bezformata.ru/listnews/toponimi-leningradskoj-oblasti/25805586/
Для обучающихся:
Рекшан В.О. Занимательные страницы истории Петербурга.-СПб.:-Издательский Дом «Литера»,2003.
Учебный географический атлас Ленобласти и СПб. - СПб.: карт. фаб. «Всегеи»,1997.
Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. - 3-е изд.-Л.: Гидрометиздат, 1987.
Томанова З.А. Природа родного края: учеб.пособ. для 6 кл/З.А. Томанова, А.Н. Любарский.- СПб.: Специальная литература,2008.
Контурные карты Ленобласти
http://history-gatchina.ru/; http://www.e-reading.by/; http://fb.ru/article/161417/igor-severyanin-biografiya-i-tvorchestvo http://geographyofrussia.com/; http://www.votpusk.ru/country/;
Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы.
1.Текущий контроль
Раздел Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
чел. % чел. % чел. %
Историческое краеведение Географическое краеведение. Туризм Высокий уровень – ребёнок справляется с заданиями самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок справляется с заданиями при помощи педагога.
Низкий уровень – ребёнок не справляется с заданиями.
2.Промежуточная аттестация (декабрь, май)
№ Фамилия Имя Знание правил тех
ники безопасности на занятиях Историческое краеведение Географическое краеведение Туризм
XII V XII V XII V XII V
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Высокий уровень – ребёнок справляется с заданиями самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок справляется с заданиями при помощи педагога.
Низкий уровень – ребёнок не справляется с заданиями.
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Календарный учебный график
на 2015 – 2016 учебный год
Программа: Мой милый тихий городок
Педагог: Русак Людмила Ивановна
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия в день. Продолжительность одного учебного занятия – 45 минут, перемена – 10 минут.
№ п/п/
по теме Темы занятий Дата Кол-во часов
1/1 Введение 1.09 2
Раздел I.Историческое краеведение – 22ч
2/1 Гатчинская мыза 4.09 2
3/2 Гатчина при Павле. Экскурсия 8.09 2
4/3 Гатчина революционная 11.09 2
5/4 Гатчина в огне 15.09 2
6/5 Из истории Гатчинской почты 18.09 2
7/6 Оформление материала для конкурса 22.09 2
8/7 Первый военный аэродром 25.09 2
9/8 Подготовка сообщений на тему экскурсии 29.09 2
10/9 Фотосессия «Архитектура Гатчины» 2.10 2
11/10 Фотосессия «Памятные места в Гатчине» (ГМЗ) 6.10 2
12/11 Игра по станциям «И вновь я посетил» 9.10 2
Раздел II. Географическое краеведение -114ч
13/1 Создаем гео «мозаику» на территории ЛО 13.10 2
14/2 Всё познаётся в сравнении 16.10 2
15/3 Наш географический адрес 20.10 2
16/4 Практикум 23.10 2
17/5 Путешествие по 60 с.ш. (по физической карте мира) 27.10 2
18/6 Путешествие по 30 в.д. (по политической карте мира) 30.10 2
19/7 Что такое «кругосветка» 3.11 2
20/8 Практикум «Скорость путешествия, сидя на месте» 6.11 2
21/9 Выпуск газеты «Кругосветка, сидя на месте» 10.11 2
22/10 Антиподы Гатчины в южном п/ш 13.11 2
23/11 Игра географическая «мозаика» 17.11 2
24/12 Топографические приборы и работа с ними 20.11 2
25/13 Практикум «Пишем с помощью зюйдвестки» 24.11 2
26/14 Топографические знаки, работа с планом местности 27.11 2
27/15 Движение по азимуту 1.12 2
28/16 Практикум «Полярная съёмка Амфитеатра» в ГМЗ 4.12 2
29/17 Оформление работы 8.12 2
30/18 Что такое «геодезия» 11.12 2
31/19 Экскурсия на геодезическую станцию в Гатчине 15.12 2
32/20 Топонимика= география + история 18.12 2
33/21 Исследуем топонимы Гатчины и района 22.12 2
34/22 Мемориальные топонимы 25.12 2
35/23 Ландшафтные топонимы 29.12 2
36/24 Иноязычные топонимы 12.01 2
37/25 Переходные топонимы 15.01 2
38/26 Идеологические топонимы 19.01 2
39/27 Создание обобщенной таблицы «Классификация топонимов Гатчины и района» 22.01 2
40/28 Презентация «Образы Гатчины» 26.01 2
41/29 Экскурсия в музей истории авиационного м/с и авиационного ремонта 29.01 2
42/30 Времена года «В природе изменения на диво» 2.02 2
43/31 Что такое «Метеостанция» 5.02 2
44/32 Экскурсия на метеостанцию в Белогорке (Сиверская) 9.02 2
45/33 Родословная нашего календаря 12.02 2
46/34 Создание календаря «Что в имени тебе моём». Практикум 16.02 2
47/35 Экскурсия в планетарий 19.02 2
48/36 Что такое «река». Характеристики рек Гатчины и ЛО 26.02 2
49/37 Описание реки Гатчинка по плану 1.03 2
50/38 Экскурсия в музей воды 4.03 2
51/39 Ладожское озеро 11.03 2
52/40 Мшинское болото 15.03 2
53/41 Народные приметы о воде. Практикум 18.03 2
54/42 Красная книга растений ЛО 22.03 2
55/43 Источники информации. Практикум 25.03 2
56/44 Презентация «Растения ГМЗ, занесённые в Красную книгу» 29.03 2
57/45 Животные и птицы Ло и Гатчинского р-на 1.04 2
58/46 Поэзия «населённая» живностью 5.04 2
59/47 Коллекция «Братья наши меньшие» 8.04 2
60/48 Экологические проблемы Гатчинского р-на 12.04 2
61/49 Решение экологических проблем. Практикум 15.04 2
62/50 Тайна мальтийского креста 19.04 2
63/51 Гатчинский метеорит 22.04 2
64/52 Подводная лодка Джевецкого С.К. 26.04 2
65/53 Перелёт Рим-Гатчина-Северный полюс 29.04 2
66/54 Художники Гатчинского р-на. Практикум 6.05 2
67/55 Композиторы. Практикум 10.05 2
68/56 Поэты и педагоги. Практикум 13.05 2
69/57 Литературно-музыкальная композиция 17.05 2
Раздел III. Туризм – 6ч
70/1 Чем полезны и интересны туристические походы 20.05 2
71/2 Работа с памяткой «Заповеди туриста». Песни у костра 24.05 2
72/3 Практикум «Виды костров» 27.05 2