Классный час Городок мой Каляхзин — отчизна
«Городок мой, Калязин – отчизна»
(по страницам истории родного города)
Классный час
В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки.
Т. Г. Шевченко
Цель:
привлечь внимание учащихся к истории малой родины; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за свою родину; развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся; направить детей на исследовательскую деятельность.
Оборудование:
мультимедийная презентация, выставка рисунков учащихся; фонограмма музыкальных фрагментов из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского .
Предварительная подготовка:
разучивание стихотворений, подготовка учеников-экскурсоводов, организация выставки рисунков.
Ход классного часа.
Звучит фрагмент из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой», ученик читает стихотворение калязинской поэтессы В.Якимовой. (Слайд 1)
Над водою туман заклубился,
Городок светлой дымкой объят,
Паутинкой сплела кружевница
Мать – природа свой дивный наряд.
Солнца луч засверкал, отражаясь
В шелке ленты великой реки,
Колокольня стоит, возвышаясь,
Словно символ безгрешной любви.
Чайки криком своим охраняют
Этот символ и волжский простор,
Будто сердцем в себя принимают
Человечеству давний укор.
Но прекрасны мгновения жизни,
Как прекрасны полеты души.
Городок мой, Калязин – отчизна,
Песню спеть для тебя разреши!
Вступительное слово учителя.
- О чем это стихотворение?
- Как относится поэт к своему городу?
- Что объединяет слова Т.Г.Шевченко (обращение к эпиграфу) и стихотворение В.Якимовой?
- Сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном городе, заглянем в прошлое Калязина, который является частью великой России. Чем же богат наш город? Чем знаменит? (Слайд 2)
Звенящая тишина, буйство зелени, сладкий, чистый воздух, сосновый бор и острова, прекрасные волжские просторы, величие и ширь русской души – это все наш родной Калязин! И конечно же, колокольня! «Прямо из широкой глади воды возникает светлый воздушный образ. Приближаясь, видишь город на холмах, сбегающие в реку улицы и – высокую, стройную колокольню Николаевского собора», - так описывает свое первое знакомство с нашим городом один из путешественников.
Колокольня среди воды – это красиво и грустно. Грустно потому, что она – память о старом городе, навсегда скрывшемся под волжскими водами, как сказочный Китеж-град.
Экскурсия в прошлое.
Давайте же вспомним, как все начиналось, перенесемся в прошлое, окажемся там, где только зарождалась жизнь нашего города.
Ученик-экскурсовод. (Слайд 3)
А началось все с того, что на правом берегу Волги при впадении в нее реки Жабни поселились первые угро-финские племена, и было это в IV-V веках нашей эры. А первое письменное упоминание в русских летописях о нашем крае относится к 1238 году. В них рассказывалось о поселении под названием «Никола на Жабне», которое появилось в пору хозяйственного и политического подъема Новгородской земли. Купцы Великого Новгорода, торгуясь с русскими и другими землями по Волге, в устьях небольших рек устраивали свои опорные пункты, строили небольшие церквушки и называли их в честь покровителя мореходов Николая Мирликийского. Таким опорным пунктом для новгородских купцов стал монастырь «Никола на Жабне», сожженный монголо-татарами во времена нашествия в 1238 году.
Истории также известно, что на нашей калязинской земле в 1134 году Юрием Долгоруким был основан городок-крепость в устье р. Нерль – (Коснятин, Скнятин), разоренный во время княжеских междуусобиц. И только в XIV-XVвв появилось яркое поселение на месте нынешней колокольни бывшего Николаевского собора – родоначальника Калязина.
Учитель.
А знаете ли вы происхождение названия нашего города? (Учащиеся называют известные им версии.)
Но самая интересная официальная версия связана с возникновением Троицкого мужского монастыря на землях местного боярина Ивана Коляги. Говоря о Калязинском Троицком монастыре, невозможно не вспомнить о его основателе. Послушаем рассказ о житии преподобного Макария Калязинского.
Ученики-экскурсоводы. (Слайд 4)
Родился преподобный Макарий в 1402 году, в селе Гридцине, ныне Кожино, вблизи Кашина, в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье. Родители, боярин Василий Кожа, прославившийся своими подвигами при великом князе Василии Темном, и супруга его Ирина с детства воспитывали Матфея (так в миру звали будущего Макария) в вере и богопочтении. Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное западало глубоко в его сердце. Когда же Матфей пришел в совершенный возраст, начал он помышлять об удалении от суетной мирской жизни; однако родители его не желали, чтобы он принял монашество. Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь их воле, женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два – скончалась Елена, и 25-летний Матфей, сдержав слово, поступил в находившийся неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.
С ревностью проходил он все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех, и подвиг молодого инока возбуждал удивление монастырской братии. Спустя некоторое время, тяготясь многолюдием, преподобный по благословлению игумена удалился в пустынь. Он избрал место в лесу, лежавшее в 18 верстах от Кашина, неподалеку от Волги, между двух небольших озер. Здесь он срубил себе келию, и никто не мешал его подвигу уединенной молитвы, лишь дикие звери ласкались к нему, и он делил с ними пищу. Познав об отшельнике, стали стекаться иноки к преподобному Макарию. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Так уединенная лесная чаща обратилась в монастырь, где игуменом был избран преподобный Макарий.
Земля, на которой жила братия, граничила с землями боярина Ивана Коляги. Он с неприязнью смотрел на инока. Когда же была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга испугался, что к обители может отойти часть его земли, и так это его угнетало, что он замыслил страшное - убить преподобного. Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, боярин раскаялся в своем грехе, явился к Макарию, исповедался и был прощен. А позже он постригся в монахи и подарил все свои земли монастырю. С тех пор сам Макарий именовал обитель Калязинскою.
Преподобный Макарий обладал даром исцеления страждущих и болящих, а также даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры прямо у монастырских ворот были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, снова оказались у ворот обители. Преподобный Макарий в это время осматривал хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись. Преподобный отпустил им грехи и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое.
Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода призвал братию, благословил, поцеловал каждого и простился. Преставился игумен Калязинский 17 (30) марта 1483 года глубоким старцем, на 82-м году жизни, и был погребен близ построенной им деревянной церкви.
Память преподобного Макария, Калязинского чудотворца, совершается 17(30) марта, в день его кончины, и 26 мая (8 июня) – в день обретения святых мощей. Мы гордимся, что у нас есть свой небесный покровитель.
Летом 2008 года в нашем городе на площади Карла Маркса был открыт памятник святому преподобному Макарию Калязинскому.
Учитель.
Троицкий мужской монастырь, основанный преподобным Макарием в 1434 году, стал жемчужиной Тверской земли. Прощаясь с монастырской братией, Макарий перед смертью произнес такие слова: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло на зло. Если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится». Слова преподобного Макария оказались пророческими.
Ученик-экскурсовод. (Слайд 5)
Калязинский Троицкий монастырь со временем превратился в один из самых богатых и влиятельных монастырей в округе. Он пользовался благоволением местных и московских князей. Цари Российские Иван Грозный, Борис Годунов, Екатерина II, юный Петр I и другие царственные особы, посещая монастырь, вносили богатые вклады. Троицкий Калязинский монастырь стал украшением города, центром его экономической и духовной жизни. В 1764 году он был отнесен к первоклассным монастырям и вошел в число 10 крупнейших монастырей России.
Учитель.
А как в это время выглядел наш город?
Ученики-экскурсоводы. (Слайд 6)
До конца XVII века наш город делился на три части. I –я часть – Подмонастырская слобода - находилась вокруг монастыря. II –я часть – Николаевская слобода - включала в себя территорию Николаевского собора (рядом с колокольней) и часть современного города. III –я часть – село Пирогово, иногда его называли Свистушенской слободой, а сейчас называют Заречье. (Легенда о названии «Свистуха»)
В конце XVII века все три поселения объединились в одну Калязинскую слободу.
А в 1775 году 7 ноября по указу Екатерины II Калязин получил статус города. (Слайд 7). Тогда же городу был пожалован герб. На верхней части герба – герб Тверского княжества – лежащая на троне княжеская корона. На нижней части герба – деревянные монастырские ворота. Так Троицкий (Макарьевский) монастырь навсегда стал символом нашего города.
В городе в XVIII – XIX веках сформировались многие улицы, был разбит городской парк. (Слайд 8).
Во второй половине XIX века Калязин имел весьма колоритный своеобразный архитектурный облик. Пологое монастырское левобережье контрастировало с правобережьем, где на крутой набережной горделиво выстраивались купеческие особняки с торговыми рядами. Но самое высокое и величественное строение – классическая колокольня Николаевского собора, именно она вносила целостность и гармоничность в городской пейзаж. (Слайд 9).
Колокольня была построена в 1800 году по проекту французского архитектора Деламота (одна из версий) крепостными крестьянами помещика В.Ф.Ушакова ,владельца села Никитское. Крепостные умельцы Василий Степанов и Евдоким Иванов брали «всю работу на себя», а в случае, если здание покосится или даст трещину, мастера обещали за свой счет разобрать его и вновь построить. Но они возвели здание колокольни надежно, на века. Колокольня в 5 ярусов, высотою 35 сажен (74м) со звонницею, которую украшали 11 колоколов, самый большой из которых весил 501 пуд (8.016 кг), до сих пор украшает наш город. Чудом уцелевшая, она издалека видна на широкой водной равнине.
Ей посвящают стихи, о ней поют в песнях, ее снимают в кинофильмах, о ней пишут в заграничных журналах, а фотоснимки с нашей «плавающей красавицей» становятся украшением столичных квартир.
Учитель.
Одиноко стоящая среди воды колокольня – это красиво и грустно. Грустно потому, что она – память о старом городе, затопленном и разрушенном в 1936 – 40 годах в связи со строительством Углической ГЭС.
Ученик. (Под музыку М.Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой»)
О том, как вся она, белея,
Из тихих-тихих вод встает,
И облака идут над нею
И у подножия ее.
Стоит, отражена в зеркальной,
Бездонно-чистой высоте,
Как бы дивясь своей печальной
Старинной русской красоте;
Как будто говоря: «Глядите ж,
Я с вами – всей своей красой»
О город Китеж, город Китеж,
Бесстрашно вставший над водой!
О.Ф.Бергольц
Учитель.
- Каким чувством наполнено это стихотворение, написанное О.Бергольц в 1953 году, когда она на теплоходе «Георгий Седов» направлялась по Волге в Углич, город своего детства. ( Ответы учащихся)
- Многое уже пережито (расстрел мужа в 1938 г., ее собственный арест в 1939 г. и чудесное освобождение, блокадный Ленинград), казалось, что уже ничего не вернуть, все лучшее осталось в прошлом, и вдруг « в ясном и лунном свете, вся до маковки отраженная в воде, появилась колокольня полузатопленного города и была так прекрасна, что, как в детстве, хотелось протянуть к ней руку и воскликнуть: «Это мое!»
А закончить сегодня наше путешествие в прошлое мне хочется словами А.И.Солженицына, который посетил Калязин в 1996 г. после своего возвращения на Родину из 20-летнего изгнания. Для писателя колокольня и наш маленький город стали символом многострадальной судьбы всей России. Но свою крохотку «Колокольня» он заканчивает с надеждой и верой в великое будущее нашей страны: «ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить»
Подведение итогов (рефлексия)
Учитель.
- Понравился ли вам, ребята, наш классный час? Что нового вы узнали? Что удивило, поразило? Какое настроение, какие чувства возникли у вас от соприкосновения с прошлым нашего города?
Примерные ответы детей:
- Тема разговора не оставила равнодушным, о многом заставила задуматься.
- Интересно было узнать историю жизни Макария Калязинского, историю Троицкого монастыря, искать и готовить материал на эту тему.
- Поразила история строительства колокольни.
- Чувства возникли противоречивые: с одной стороны – гордость за прошлое нашего города; с другой стороны – горечь о потерянном, затопленном городе.
- Появилось желание узнать подробнее историю монастыря, раскрыть загадку чудесного спасения колокольни.
Учитель.
- Я очень рада, что классный час вам понравился. Но мы не заканчиваем нашу экскурсию в прошлое Калязина. Я предлагаю вам объединиться в творческие группы и создать проекты на темы:
«Литературные места земли Калязинской»
«Колокольня в произведениях русских писателей, поэтов, художников»
«Калязинские ремесла»
«История Калязинского Троицкого мужского монастыря»
«Славные герои земли Калязинской»
Может быть, вам захочется написать стихи о нашем крае.
Все это поможет нам приобщиться к великому прошлому нашего городка. Да, и у маленьких городков есть великое прошлое, из которого складывается история всей нашей России.
Гляжу с моста на устье Жабни:
Направо – пристань, дальше – бор,
Там колокольня в Волге зябнет,
А слева города узор.
Одноэтажный, двухэтажный –
Приземист город, невысок,
Но для России так же важный,
Как в хоре – каждый голосок.
А.Комлев, калязинский поэт.
15