Обобщение опыта по теме Формирование регулятивных УУД на уроках в начальной школе
Обобщение опыта по теме:
«Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Село Плешаново, 2016г.
Тема: Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.
Цель образования обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно – воспитательного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения, как преподнесения системы знаний, к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в этом сотрудничестве.
Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов). Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы.
Перед учителем встает задача выбора материалов и процедуры диагностики, оценки и мониторинга личностных и метапредметных результатов. Их достижение обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов и внеурочной деятельности. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Цель данной работы: организовать целенаправленную работу по формированию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, с целью развития у них учебной самостоятельности.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
1. Личностные УУД, включающие профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, действие смысла образования, действие нравственно-этического оценивания.
2. Познавательные УУД, включающие следующие действия: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.
3. Коммуникативные УУД, включающие планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управления поведения партнера, умение выражать свои мысли.
4. Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности.
Мы подробнее остановимся на регулятивных универсальных учебных действиях, т.к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в начальной школе.
В современном мире одной из самых популярных специальностей является менеджер: по продажам, по туризму, в автосалоне, по рекламе, топ-менеждер и т.д. А что должен уметь каждый менеджер?
Итак, менеджер должен управлять процессом, а именно:
- Ставить цель.
- Составлять план действий.
- Делать прогнозы для своей деятельности.
- Контролировать результат своей деятельности.
- Корректировать план действий (в случае необходимости).
- Оценивать свою деятельность.
- Преодолевать препятствия.
Но только ли менеджерам нужны эти навыки?
Конечно, такие навыки являются универсальными, и одной из задач образования и является формирование этих навыков, которые носят название регулятивных универсальных учебных действий.
Несомненно, овладение этими действиями является огромным преимуществом для школьника, поскольку он:
1. Может поставить учебную задачу.
2. Может составить план и последовательность действий.
3. Составить прогноз деятельности.
4. Контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности .
5. Вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия.
6. Способен преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников мы учим решать сложные математические выражения и задачи, но не помогаем в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Конечно, формирование регулятивных УУД, как и другая деятельность в начальной школе, проходит под руководством учителя.
К регулятивным УУД относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
У ребёнка должен возникнуть интерес, мотив для решения проблемы. Он должен «прокрутить в голове», что он уже знает и что хочет узнать. Да, именно захотеть! А в конце урока (под руководством учителя) – что же удалось узнать по этому проблемному материалу? Итак, надо обозначить проблему. Как? Например, можно предложить учащимся наряду с изученными частями речи обозначить незнакомые, чтобы возник вопрос о том, что не хватает имеющихся знаний, данное слово отвечает совсем на другой, непривычный вопрос. Или разыграть диалог на тему «Буквы поссорились», как им помочь? Или «Прочти текст, что в нём не так?» (Нет прилагательных, перепутаны предложения….) Поможет и игровой момент: «У Лисёнка не получается, поможем?», «Незнайка написал письмо, а никто ничего не понял, почему?» (Пропущены буквы) «Научим?»
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Это очень важный этап, от него зависит успешность выполняемого задания. Поэтому в этом учащихся надо тренировать как можно чаще. Планирование заставляет учащихся не импульсивно принимать решение (напишу окончание глагола - ешь, мне так кажется правильно), а обдумывая (по алгоритму, проверяя). Они должны научиться анализировать (искать похожее и разное), систематизировать, перерабатывать информацию. Чаще должны звучать вопросы: «Как вы думаете? Что бы вы предложили сделать? А кто по-другому? Что заметили?»
Тогда у ребят накапливается опыт действий, который помогает развиваться умению учиться, самостоятельно планировать пути решения и в жизненных ситуациях. (Напишу-ка письмо без ошибок, проверяя). Регулятивные умения планировать проявляются не только в составлении плана сразу на весь урок (для сочинений, изложений, пересказов.) Планирование может быть и к небольшому заданию из урока. «В каком порядке будем разбирать предложение? Как будем выполнять упражнение?» Например, письмо на уроках мини сочинений из 4 – 5 предложений. (Мне очень нравится эта работа.) Учащимся без предварительного разбора даётся тема : «Клад». («Разноцветный дождь», «Ветер – враг», «Ветер – друг», «Настоящая дружба» и т. д.) Даётся минут пять на то, чтобы они письменно раскрыли тему. Далее выходят по желанию те, кто хотят поделиться написанным. Зачитывают. Коллективно обсуждаем. Во-первых, построение текста (вступление, основная часть – доказательство, итог-вывод, - это - то ребята и должны были планировать в своём сообщении сами), а во-вторых, раскрыта ли тема. Вот здесь и идёт полный разбор, проявляется навык планирования. Ребята уже чётко знают, так как не в первый раз, как надо строить текст, поэтому сразу замечают отсутствие вступления или заключения друг у друга сами. К тому же дети находят очень много разных вариантов. У меня в классе лишь у троих клад – это был сундук с деньгами. У остальных – это были и красота природы, и озёра, реки, запас пресной воды, и любовь и дружба близких людей, и полученные знания в школе, и многое другое. Здесь проявляются и метапредметные умения – связь с другими областями знаний. Ценно, что тот, кто не вышел к доске, у кого пока не получается – мог прослушать других и записать текст с их помощью, исправить свои речевые ошибки на примере других. Кроме того, ребята должны чувствовать, что научиться планировать свою деятельность им очень пригождается в жизненных ситуациях. Для этого полезно давать такие задания: «Опиши подробно, как ты приготовишь подарок для мамы. Объясни Ване, как ему дойти от школы до твоего дома, если бы ты его позвал в гости. Что ты должен делать, если загорелся телевизор?» Умение планировать – это уже наполовину решённая проблема.
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Это забегание вперёд, умение увидеть то, что будет, с целью вынесения коррективов в выполнение. Здесь уместны вопросы : «На что вы обратите внимание? Где надо не попасть в ловушку? Сколько частей у вас получится? Какие орфограммы встретятся?»
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Формы такого контроля тоже можно организовать по-разному. Это и работа с буквенными веерами (показ нужной буквы по команде), и задание найти на отмеченной строке (на полях стоит галочка) самому ошибку, которую допустил. Задание проверить тетрадь соседа учит более внимательному анализу, так как требует особой ответственности. Важно, чтобы ученику захотелось найти доказательства, отвечающие на вопросы : «Как же так, а почему у меня неправильно? В чём ошибка? Я же был уверен…» Тогда анализ расхождения он пропустит через себя и в следующий раз, возможно, уже не допустит ошибку в аналогичном варианте. Приведу пример игры, которая очень эффективно приводит детей к правильному усвоению результата. Игра может быть использована при изучении тем: род существительных, определение частей речи, склонений существительных, спряжений глаголов, и т. д .- тех тем, где несколько вариантов ответов. Перед игрой единственная установка делается на то, что если кто – то из команды ошибся, остальным членам команды надо не ругать его, так как он и так расстроился, а наоборот, поддержать, сказать, что в следующий раз получится. Класс делится на команды по колонкам. Задание: каждому из команды найти среди карточек на учительском столе существительное среднего, (другой команде - мужского, женского рода). Сначала выходят ученики с первых парт, потом вторых и так перед учителем проходит весь класс. Сразу видно, кому трудно, с кем надо доработать. Сев на место с выбранной карточкой, менять её уже нельзя. Эта игра хороша тем, что как только ребёнок с карточкой сел за парту, остальным из команды хочется посмотреть, правильно ли он её выбрал. Поэтому, если ошибка, то уже до проверки с учителем ребята сами объясняют друг – другу причины неуспеха. При проверке выходит команда с существительными женского рода, все остальные ставят руки на локти для хлопка. Зачитываются карточки, если ошибка – проверяющие хлопают, а допустивший ошибку – объясняет, в чём она. Аналогично проверяются остальные команды. Цель: меньше пропустить голы – ошибки. Эта игра проводится в несколько туров (в разные дни), чтобы каждый проиграл с разным родом существительного . К тому же с каждым туром усложняется задание: сначала надо было определить род существительных в единственном числе, в именительном падеже, затем во множественном числе, в косвенных падежах. Наконец, в последнем туре ко второй степени сложности прибавляются карточки с другими частями речи, чтобы запутать и проверить прочные ли знания. Детям игра очень нравится, а мне нравится то, что у них повышается познавательная активность – они хотят научиться правильно определить род существительных, чтобы не подвести команду и не боятся играть, так как в команде никто никого не осуждает, а только помогает (это была главная установка). Контроль должен проходить всегда во взаимодействии с коррекцией. Коррекция – это внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Одно из самых трудных регулятивных действий, так как дети либо завышают себе её, либо занижают, не веря в себя. И то, и другое может в будущем помешать стать успешными. Важно научить детей выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (находится в зоне ближайшего развития), осознавать качество и уровень усвоения. Тогда у них будут правильные критерии оценивания результатов своей деятельности. Для этого на уроках обязательно несколько раз, в нескольких этапах урока должна проводиться рефлексия. Ребята должны давать развёрнутые объяснения того, что они делали, как и для чего. Должны комментировать ответы (выступления, проекты…) друг – друга так, чтобы находить в них что – то очень удачное и что можно порекомендовать сделать ( рассказать…) лучше. Кроме того учитель должен постоянно комментировать свою выставляемую оценку, заканчивая словами: «Ты согласен?» Сегодня ученик может получить два, а завтра он же получит пять, главное, чтобы он понимал, что он действительно так работал, и что дальнейшая судьба его оценок в его собственных руках. Помогают в выработке справедливо оценивать себя и разноуровневые задания, по выбору учащегося.
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Мы ожидаем от своих учеников, чтобы они мобилизовали свои силы, энергию и стремились к изучению новых знаний и умений. Во – первых, они должны уметь справляться и с эмоциональными трудностями – волнением, страхами. Для некоторых контрольные работы, выход к доске, получение двойки – это нервный стресс. Здесь играет большую роль поведение учителя. Именно ему надо чаще поддерживать детей, заставить их поверить в свои силы: «Не получилось – получится, не боги горшки обжигают. Терпение и труд всё перетрут». Возможна работа с психологами, диалоги с родителями, которые в погоне за идеальными результатами калечат психику своих детей. Главное, чтобы ребёнок не плакал и не «опускал руки» из–за неудач. Во–вторых, надо научить его преодолевать и лень: компьютер заменяет книги, смс – развёрнутые глубокие письма, да и вообще кругом много разнообразных развлечений, где не надо прикладывать волевых, да и любых усилий. Важно показать ребёнку, что от получения знаний – интерес, удовольствия в жизни, достижения целей намного интереснее и именно они делают человека счастливее.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе урока необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Учитель на уроках должен научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить, каких результатов они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования.
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.
«Тема урока математики «Задача. Условие и требование». О чём будем говорить на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»
Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Примером использования занимательного игрового материала на этапе организации принятия цели может служить фрагмент урока технологии во 2 классе по теме: « Объёмная аппликация. Изделие «Букет роз» .- Отгадайте загадки, назовите отгаданные предметы одним словом. (цветы).
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчик).
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш).
Вертится Антошка на одной ножке
Где солнышко встает, туда он и взглянет. (Подсолнух).
- Кажется, что природа создала цветы, чтобы украсить нашу жизнь, поднимать настроение. Люди дарят цветы, как символ любви, преданности, уважения. Был даже создан язык цветов. В древние времена (Викторианская эпоха) язык цветов использовался для тайного выражения чувств и называется этот язык – флюрографика.
Колокольчик – я думаю о тебе.
Подснежник – надежда.
Ландыш – надежность.
- А что за цветок у нас сегодня в гостях? Угадайте!
Хороша я в свадебном букете
И в саду, где свищут соловьи.
Круглый год во многих странах мира
Я служу признанием в любви. (Роза).
- Роза – королева цветов.
Красная роза – любовь.
Белая роза – добродетель, невинность.
Желтая роза – дружба, счастье.
- Первое упоминание выращивания роз в России – начало 16 века. У древних римлян роза – символ тайны. Сложена пословица: «Под розой сказано» - т.е. должно сохраняться в секрете.
- Это растение используется в парфюмерии – розовое масло, в косметике – увлажняет, тонизирует кожу, в медицине – снимает головную боль, лечит глазные инфекции, в кулинарии – ароматизатор (в варенье добавляют лепестки роз), а во флористике – роза является самым популярным цветком для создания букетов.
- Природа предлагает нам стать творцами прекрасного – научиться создавать это чудо – цветы.
Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи. План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:
-обсуждение готового плана решения учебной задачи;
-работа с деформированным планом решения учебной задачи;
- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
- составление своего плана решения учебной задачи.
Так, примером работы с деформированным планом решения учебной задачи может служить урок технологии в 1 классе по теме: « Аппликация из геометрических фигур. Изделие «Бабочка», где детям предлагается в группах составить алгоритм выполнения аппликации по данным шагам-действиям:
1.Обвести шаблоны кругов.
2.Вырезать, разделить на части.
3.Распределить на тельце бабочки.
4.Приклеить.
5.Обвести шаблон для узора.
6.Вырезать, разделить на части.
7.Из частей собрать узор.
8.Приклеить.
Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.
На уроках технологии планирование последовательности выполнения действия удобно проводить по технологической карте, данной в учебнике или составленной учителем.
Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
На уроке технологии во 2 классе по теме: «Объёмная аппликация. Изделие «Букет роз» дети работают по технологической карте и в процессе пошагового выполнения действия вносят коррективы.
- Определим, какой вид бумаги подойдет для выполнения работы (фон – картон, ваза – цв.бум., розы и листья – салфетка).
- Почему используем салфетку? (мягкая, легко изменяет форму).
- Что подскажет нам, как выполнить розу из салфетки? (технологическая карта - ТК).
- С помощью ТК определите из какой части салфетки выполнена роза? (четверть).
- Какие действия нужно выполнить? (скатать трубочкой, свернуть трубочку жгутиком).
- Как лучше приклеивать? ( намазать одну сторону жгутика и прикладывать )
При выполнении действия внесена корректива - удобнее сначала намазать клеем, а затем выкладывать жгутик по спирали.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать:
1.что нужно оценивать
2. зачем оценивать
3. какие формы оценок существуют.
Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны. Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания, как важнейшей составляющей самообучения.
Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:
1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения.
2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.
3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.
4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием.
5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.
6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.
Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении)
Дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные знаково-символические средства.
Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:
Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.
Светофор – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:
Красный – нужна помощь!
Зелёный – я умею сам.
Жёлтый – умею, но не уверен ещё.
Смайлики – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).
Портфолио
Основной смысл портфолио – показать всё, на что ты способен. Есть специальный раздел, где ребёнок оценивает свои ЗУН на начало изучаемой темы и на конец.Портфель достижений может помочь ученику:
-оценить его успехи;
- спланировать дальнейшее обучение;
- показать свои достижения окружающим.
Работу с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами ,можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.
Пример урока русского языка по теме «Заглавная буква Б».
После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащимся дается задание: «Пропишите заглавную букву Б, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.
Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв.
После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).
Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.
Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.
Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения.
В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами:
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.
Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.
Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.
Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?
Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка.
Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.
После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Продуктивное чтение:
До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.
Продуктивное чтение осваивается обучающимися уже на первых уроках обучения грамоте. По сути, Букварь – это уже мини-учебник литературного чтения. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (регулятивные – оранжевым,).
Задания, направленные на формирование регулятивных УУД
1. Букварь стр. 118.
Рассмотрите страницу и спланируйте свою сегодняшнюю деятельность на уроке. Будем открывать новые знания или повторять изученное?
- познакомимся с новыми звуками <з>, <з*>, буквой З.
- будем читать слоги, слова, предложения, тексты с изученной буквой.
- научимся писать строчную букву з.
- сделаем звукобуквенный анализ.
- Что мы сейчас делали? (умение прогнозировать предстоящую деятельность)
2. Работа с текстом. Прочитайте заголовок, подумайте о ком или о чем будем читать? Это сказка, рассказ, стихотворение? Проверим свои предположения, прочитаем текст (умение высказывать предложения на основе работы с учебником, умение работать с информацией).
3.Задание на редактирование текста (исправь ошибки, проконтролируй чтение товарища). Умение отличать верное выполненное задание от неверного.
4.Вопросы после чтения:
- нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы?
- о чем расскажешь родителям?
(умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию)
5.Вопросы на формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей:
- что тебе надо было сделать?
- удалось выполнить работу?
- ты сам справился или с чьей – то помощью?
Что мы сейчас сделали? (учились оценивать свою работу – оцените работу с помощью различных знаковых символов).
Методы формирования регулятивных УУД
1. Упражнения на постановку целей в учебной и внеурочной деятельности (Что должно получиться в результате?).
формирование культуры постановки целей.
2. Задания на освоение готовых алгоритмов, использование технологии «опорных сигналов», «опорных точек», выделение ключевых слов в вопросе задачи, с помощью которых можно отнести задачу к определённому типу, использование готовых ориентировочных основ действия (ООД), задания на построение плана действия.
3. Обобщение способа решения (выполнения) действий, самостоятельное осознанное построение алгоритма выполнения действий, вывод правил, формул для их последующего использования.
4. Анализ ошибок (в динамике, есть ли повторяющиеся ошибки).
5. Задачи с недостатком или избытком условий, задания на определение необходимых и достаточных условий и их обеспечение.
6. Задания на поиск необходимых и дополнительных источников информации, правил, закономерностей, формул, образцов, алгоритмов и т.п, необходимых для выполнения действия и деятельности в целом.
7. Создание мотивации, использование постановки целей, выбора средств и построения алгоритма действия как условий, необходимых для начала действия.
8. Задачи на упорядочивание приоритетов с точки зрения актуальности действия и степени готовности к его выполнению.
Среди основных условий формирования и развития регулятивных действий на уроках и внеурочной деятельности можно выделить:
1. Необходимость приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
3. Регулярно обсуждать с учащимися изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Использование цветных и графических форм представления оценок( обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.
6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:
-организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп;
-учебный конфликт;
-обсуждение участниками способов своего действия;
-заполнение рефлексивного портфолио.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;
- диспут;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
выбирать средства для организации своего поведения;
запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
начинать и заканчивать действие в нужный момент;
тормозить ненужные реакции.
Критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности становится вид помощи.
Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка.
Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше».
Действие выполняется ошибочно - вопрос «Разве так?».
Действие выполняется ошибочно повторно - вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия.
Неправильно выполняется все задание. Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
Результатами сформированности регулятивных УУД становится то, что:
Ученик умеет составлять план действий.
Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Ученик способен к волевому усилию.
Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
У ученика сформирован внутренний план действий.
Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Показатели успешности формирования регулятивных УУД будет ориентация школьника на выполнение действий выраженных в категориях:
знаю/могу
хочу
делаю
Карта самооценки
Даниил
тема Всё понял, могу помочь другим Испытываю затруднения Ничего не понял
Сложение и вычитание вида + - 4 * Сложение и вычитание вида
8 +0, 8- 0 * Решение текстовых задач * Знаки > <, сравнение чисел * Построение отрезков заданной длины * Единицы измерения массы, килограмм *
Одним из вариантов формирования и оценки регулятивных УУД может стать обращение к методу проектов. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Для оценки сформированности регулятивных умений в проектной деятельности мы используем карту достижений.
Таблица1Карта достижений. Регулятивные УУД. 1 класс.
-666751841500 Учащиеся
УУД 1 2
Организовывать свое рабочее место Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя Проговаривать последовательность действий Работать по плану Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном Делать вывод о результате Регулятивные умения оцениваются по трем уровням: ниже базового (0б), базовый (1б), повышенный (2б). Критерии определения уровня взяты и адаптированы из «Системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО»
Таблица2Регулятивные УУД. 1 класс
Определять
цель
и план
действий б Принимать учебную задачу в готовом виде; определять цель деятельности с помощью учителя 1б
пСовместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему 2б
б Высказывать свое предположение 1б
пПредлагать способ проверки предположения 2б
б Проговаривать последовательность действий 1б
пПланировать деятельность 2б
Действовать
по плану б Работать по предложенному плану 1б
пРаботать по предложенному плану, используя необходимые средства 2б
Оценивать результат б Отличать верно выполненное задание от неверного 1б
пОпределять успешность выполнения задания 2б
б Признавать свою ошибку или неудачу 1б
пОсознавать причины своего успеха или неуспеха 2б
Методы и инструменты оценивания
Наблюдение,
КИМы,
Выбор ответа,
Письменный ответ,
Портфолио уч – ся,
Вопросы для самоанализа,
Эталон (образцы работ учащихся),
Памятки,
Практические работы,
Мониторинг,
Проекты (семейные, детские),
Линейка достижений.
Здесь же была показана школьникам и необходимость действия контроля, причем не только итогового, после выполнения задания, но и текущего, то есть контроль не только результата решения, но и самого процесса.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить его развитие.
Цель мониторинга – отслеживание динамики качественных показателей успешности учебного процесса в начальной школе, выявление причин несоответствия показателей прогнозируемым, принятие корректирующих решений.
В ходе работы над темой, я отслеживаю результаты сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.
С 1 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам:
Регулятивные УУД – методика «Тест простых поручений». Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия.
Результаты мониторинга, проведенного в 2014 году
Таблица 1.
№ ФИ учащегося Личностные Регуля-
тивныеПознава-
тельные КоммуникативныеМотивация Нравств. представл. 1 Даниил А. IIIуровсредний низкий низкий средний
2 Марат А. IIIуровсредний низкий низкий высокий
3 Саша Б. IIуроввысокий средний высокий средний
4 Лиза Г. Iуроввысокий высокий средний высокий
5 Полина И. Iуроввысокий средний средний высокий
6 Таня К. Iуроввысокий высокий высокий высокий
7 Милана К. IVуроввысокий средний средний средний
8 Настя К. IIIуровсредний высокий высокий высокий
9 Дима К. IIуровсредний средний средний высокий
10 % в среднем по классу I – 33,5%
II – 22%
III –33,5
IV – 11%
V – - В – 56%
С – 44%
Н – -В – 33%
С – 45%
Н – 22% В – 33%
С – 45%
Н – 22% В – 67%
С – 33%
Н – -Эта таблица дает понять, что у детей на начальном этапе, учитывая нормативные показатели возраста, хорошо сформированы коммуникативные УУД. У двух учеников на низком уровне сформированы регулятивные и познавательные УУД, а у одного – очень низкая мотивация. УУД у учащихся сформированы преимущественно на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учеников класса УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.
Результаты мониторинга, проведенного в 2015 году
Таблица 2.
№ ФИ учащегося Личностные Регуля-
тивныеПознава-
тельные КоммуникативныеМотивация Нравств. представ. 1 Даниил А. III уроввысокий средний средний средний
2 Марат А. III уровсредний низкий средний высокий
3 Саша Б. II уроввысокий средний высокий высокий
4 Лиза Г. I уроввысокий высокий средний высокий
5 Полина И. I уроввысокий высокий средний высокий
6 Таня К. I уроввысокий высокий высокий высокий
7 Милана К. III уроввысокий средний средний средний
8 Настя К. II уровсредний высокий высокий высокий
9 Дима К. I уроввысокий средний высокий высокий
% в среднем по классу I – 45%
II – 22%
III –33%
IV – -
V – - В – 78%
С – 22%
Н – -В – 44,5%
С – 44,5%
Н - 11% В – 44%
С – 56%
Н – -В – 78%
С – 22%
Н - - Из таблицы видны продвижения отдельных учеников, также она дает возможность построить индивидуальную работу с некоторыми детьми по развитию конкретных УУД.
Динамика развития УУД хорошо прослеживается на диаграммах:
Личностные УУД:
Мотивация Нравственные представления
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Отслеживая результаты мониторинга, я вижу положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом.
Таким образом, благодаря мониторингу, мы имеем оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса, что позволяет своевременно принимать решения. Педагогический мониторинг имеет большое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы учителя.
Заключение.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что реализация новых ФГОС НОО возможна при условии изменения характера учебной деятельности младших школьников, в частности при формировании у учащихся регулятивных универсальных учебных действий.Такая организация обучения характеризуется следующими особенностями:
Учебный материал, с которым работает ученик, должен входить в содержание цели его действия. Благодаря этому ученик сознательно ориентируется в предмете своей деятельности, постоянно регулирует её походу решения задач. Так ученик шаг за шагом в процессе индивидуального познания успешно овладевает и содержательно-предметной и процессуальной стороной деятельности. Главное условие такой ситуации обучения – осознание учеником обобщающей цели деятельности, которая выступает в качестве мотива и своеобразного «цементирующего» начала системы предпринимаемых действий.
Далее ученику необходимо наметить ход выполнения действий, для чего значимым является умение планировать свою работу.
Затем ученик выполняет самостоятельные действия, которые формируются путем превращения сознательных учебных действий в актуально сознаваемые действия, то есть способ их выполнения отвечает не столько мотиву и цели действия, сколько условиям, в которых дана эта цель. При этом необходим постоянный самоконтроль, как по ходу выполнения самих действий, так и по достижении определенного результата, оценка и самооценка своей работы.
А, следовательно, основная функция регулятивных УУД состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, отвечающую определенным требованиям:Содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям и задачам.
Должен формироваться у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, умений для решения определенного класса учебно-познавательных задач и, соответственно, продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.Должна вырабатываться у учащихся установка на систематическое самостоятельное пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации при решении новых познавательных задач.
Тип работы должен соответствовать уровню сформированности у учащихся умений организовывать свою деятельность, при этом постепенно усложняясь.
Таким образом, эта работа, рассматриваема как искусственная педагогическая конструкция, выступает в обучении, как специфическое педагогическое средство организации самостоятельной учебной деятельности учащихся, формирование которой должно быть предметом целенаправленной работы учителя.
Результаты работы над данной темой: 1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. Но этим умением не овладели ещё несколько человек. Им я даю подсказки: а) Сколько раз ты ответил правильно, где допустил ошибки, отметил ли на рабочем листе? б) При составлении плана работы, например, по теме «Склонение имени существительного»: что должны определить у имени существительного в первую очередь? Далее? Этих детей иногда определяю в отдельную группу и уделяю им большее внимание. А иногда они работают в группе постоянного состава и сами ребята помогают им и учат их. 2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 3.Развивается умение работать в парах и группах: - учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; - стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 4. Учимся использовать знаково-символические средства. Дети заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно. 5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности. Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.
Список литературы.
Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., Просвещение 1987г.
Вергелес Т.Н., Матвеева Л.А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. - СПб., 2000.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.
Образовательные технологии. Сборник. – М.: Баласс, 2008.
Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
Поварницына А.Г. Оценка как компонент учебной деятельности и ее роль в развитии личности школьника. Дисс. на соиск. уч.ст. канд.психол.н. Н.Новгород, 2001.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1: учебное издание – М. : Просвещение, 2010.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2: учебное издание – М. : Просвещение, 2010.
Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. –М.:МГППУ,2006.