План урока ОБЖ в 10 классе. Основные средства защиты органов дыхания

План
урока ОБЖ в 10 классе.

Тема: Основные средства защиты органов дыхания и
правила их использования.

Цели: Изучить основные средства защиты органов дыхания и
правила их использования в условиях ЧС мирного и
военного времени
Приобретение навыков и умений пользования средствами
индивидуальной защиты,. (слайд 3 )


Оборудование: противогазы ГП-5, ПДФ, респираторы, ВМП, КЗД, плакаты, презентация

Ход урока.

Вводная часть
А)Повторение изученного материала (слайд 1)
-Какие вы знаете средства ОМП? (ЯО, ХО, БО)
-Какие поражающие факторы ядерного взрыва поражают органы дыхания? (РЗ)
-Какие поражающие факторы ХО поражают органы дыхания? (ОВ)
-Какие поражающие факторы БО поражают органы дыхания? (бактерии, вирусы)
-Какие ЧС мирного времени могут привести к поражению органов дыхания? (Аварии на ХОО, РОО, пожары)
-Какие вы знаете средства защиты органов дыхания?

Б)Сообщение темы и цели урока (слайд 2,3)



Изучение нового материала (слайд 4)
СИЗ – это предмет или группа предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По своему назначению они делятся на:
-СИЗ органов дыхания (фильтрующие, изолирующие)
- средства защиты кожи





1.Противогазы ГП-5, ГП-7

Первый противогаз изобрел русский ученый Николай Дмитриевич Зелинский в 1915г. Зелинский не стал патентовать изобретенный им противогаз, считая, что нельзя наживаться на человеческих несчастьях, и Россия передала союзникам право его производства.

А) Принцип действия основан на очистке вдыхаемого воздуха от различных вредных примесей за счёт фильтрации и поглощения специальными веществами.

Б) Рассказать учащимся об устройстве противогаза ГП-5 и ГП-7

ГП-5
Рассказать об устройстве и принципе действия противогаза
(Учащиеся достают противогазы, рассматривают узлы и детали)
Собрать противогаз, уложить в сумку

ГП-7 (слайд 6 )
Отличие ГП-7 от ГП-5
Самостоятельная работа: Учащиеся рассматривают рисунок противогаза ГП-7 и выделяют его отличие от ГП-5

В) Способы ношения противогаза

«Походное» - противогаз носят на левом боку. Верх сумки должен быть на уровне талии, клапан застегнут.
«Противогаз готовь»
«Наготове» - сумку передвинуть вперед, клапан расстегнуть, закрепить противогаз поясной тесьмой.
«Газы»
«Боевое» - задержать дыхание, закрыть глаза, снять головной убор, вынуть шлем-маску. Взять её обеими руками за края так, чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри. Приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть её на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз. Сделать полный выдох , открыть глаза и возобновить дыхание.

Г) Практическая работа: Тренировка надевания противогаза


Д) Другие виды противогазов
Изолирующие – ИП-4М, ИП-5, КИП-8 (плакат, слайд 10 )

Отличие изолирующих противогазов от фильтрующих

2. Противогазы детские (ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш)

Рассказать об устройстве противогаза (плакат, слайд 11 )
ПДФ-2Д - от1,5 до7 лет
ПДФ-2Ш - от 7 до17 лет
ДП-6М

3. Камера защитная детская

Применяется для защиты детей до 1,5 лет. (плакат, слайд 12 )

4. Респираторы

РПГ-67 защищает органы дыхания от воздействия парогазообразных веществ присутствующих в воздухе. (слайд 13)
У-2ПГ защищает от вредных примесей в виде газов, паров и пыли.(слайд 14)
(Плакаты)

5. ВМП
Рекомендуется использовать при отсутствии противогазов и респираторов
ВМП – можно применять для защиты органов дыхания от радиоактивной пыли, бактериальных средств и отравляющих веществ.
(Аммиак- смоченную 5% раствором лимонной кислоты Хлор- 2% раствором питьевой соды или водой)


Закрепление изученного материала. (тест)
Ответы

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7


Ответ

г

а

а

б

б

б

а


Какие средства защиты органов дыхания вы знаете?
В чём преимущества противогазов по сравнению с респираторами?
В чём отличие изолирующих противогазов от фильтрующих?



Домашнее задание: Параграф 34, ответить на вопросы на странице182, задание 2 стр. 182
(используя «Дополнительные материалы» к параграфу 34, специальную литературу и интернет, подготовьте сообщение на тему «Применение аптечки индивидуальной (АИ-2) после радиоактивного заражения местности»

15