Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Статья «Здоровьесберегающие технологии при обучении английскому языку» Здоровье подрастающего поколения - это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Единственным социальным институтом современного общества, охватывающим практически всех без исключения его граждан, причем как раз здоровых, является школа. Медицина не успевает заниматься здоровыми, поэтому не выработала сколько-нибудь эффективных способов воздействия на здоровых, т. е. профилактики. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватностьтребований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии свозрастными, половыми, индивидуальными особенностями игигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастнымвозможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованныйдвигательный режим. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: 1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии симеющимися данными. 2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработкаобразовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся даннойвозрастной группы. 3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климатав процессе реализации технологии. 4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающейдеятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервовздоровья, работоспособности (Петров О.В.) Функции здоровьесберегающих технологий: формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни; диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком; адаптивная: воспитание у учащихся здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к факторам природной и социальной среды. рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами. интегративная: объединяет народный опыт, различные научныеконцепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровьяподрастающего поколения. Классификация здоровьесберегающнх технологий. По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологииорганизации здорового и безопасного образа жизни; профилактики икоррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ. Приоритетным направлением деятельности учителей школы и учащихся является использование современных личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий: Технология уровневой дифференциации. Технология деятельностного метода (Л.Г. Петерсон). Технология интеграции в образовании. Технология современного проектного обучения. Технология развивающего обучения (Л.В. Занков). Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Технология воспитания экологической культуры. Информационно-коммуникативные технологии. Технологии, направленные на создание предпосылок успешности и психологической поддержки образовательного процесса . Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка - задача особой важности для преподавателей английского языка. Изучение английского языка по данным технологиям способствует приобретению учащимися качественных знаний и навыков для обучения на следующей после окончания школы образовательной ступени. Задача школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Учителя используют разные методики ведения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы дети с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо освоили материал. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе. Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу. В школе учебный процесс должен быть , по мнению многих учителей, построен таким образом, чтобы иностранный язык со второго класса вел тот учитель-предметник, который остаётся и при переходе в пятый класс, что позволяет постепенно привыкать к требованиям учителя и строить доверительные отношения. Учителям английского языка, работающим в начальных классах, целесообразно использовать смену учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. Так, практически на каждом уроке во 2-4 классах дети поют песни. Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть они не просто рассказывают диалоги, а показывают их. Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также познавательных и языковых способностей. Учителя английского языка широко используют на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года,Рождества 23 февраля, 8 Марта, окончания учебного года. Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы "Рабочий день", в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему "Продукты" дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д. Здоровьесберегающие технологии в средней и старшей школе. Как известно, умственная деятельность ведет к усталости и падению работоспособности. Однако увлеченный интересной работой человек не ощущает усталости. И наоборот, напряженная умственная работа приводит к такой степени утомления, при которой снижается не только качество усвоения изучаемого материала, но и вообще способность воспринимать любую информацию. Этим объясняется неблагоприятная тенденция к увеличению психических и соматических заболеваний учащихся, "школьных неврозов", вызванной чрезмерной умственной нагрузкой. Задача учителей ИЯ средней ступени образования заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании, используя: игровые технологии; технологию уровневой дифференциации; технологию проектного обучения. Уроки с использованием компьютерной техники Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество. Оборудование обычных учебных кабинетов включает в себя компьютеризированное рабочее место учителя, телевизор, выводящий изображение на экран, а также проектор, позволяющий вывести необходимую наглядность на широкоформатный экран. Для проведения урока требуется только один компьютер и соединенный с ним телевизор. Большой экран позволит демонстрировать все подготовленные учителем компьютерные аудио- и видеоматериалы. При этом не страдает и зрение, что обычно бывает, когда учащийся сидит перед экраном монитора. Разнообразные формы работы в ходе урока не вызывают зрительного утомления, а следовательно не приводят к функциональным нарушениям органа зрения. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и Multimedia материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы. Индивидуально-дифференцированная технология. Применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированной технологии дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным. При таком подходе часто используется распределение на уроке учебного материала, согласно уровням обученности детей в виде карточек с индивидуальными заданиями. При повторении, обобщении и контроле педагогами часто применяется методика свободного выбора учащимися разноуравневых заданий. Используется работа по группам, дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам). Отдельное внимание педагоги уделяют объему и сложности материала, задаваемого на дом. Основные его пункты разбираются на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить. Интересен опыт некоторых учителей, которые оценивают усвоение материала сразу после его объяснения и краткого обобщения. Тогда у ребят есть шанс исправить оценку во время опроса на следующем уроке. Игровая технология. Среди учителей на уроках иностранного языка часто применяется игровая технология, так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Очень популярными являются игра «Пантомима» и различные ролевые игры, а также драматизация диалогов и пение несложных песенок. В старших классах «разрядкой» служит создание своих проектов прямо на уроке и последующая их защита. Включение элементов игры в учебный процесс дает возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение языкового материала в новой ситуации, учитывая при этом, чтобы учебный материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Оптимизация двигательного режима ученика. Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Гимнастика на уроке ИЯ позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Не требующее материальных вложений действие позволяет повысить двигательную активность ученика на 100-110 минут, а значит стимулировать его мыследеятельность и сделать из обучения не тягостный процесс, а посильное и значит эффективное развитие ребенка. Физкультурные минуты на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Физкультурные минуты проводятся в классе под руководством педагога, ведущего урок. Проводят ее в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными. Физкультурные минуты обязательно проводятся в начальных и средних классах. Каждый комплекс физкультминуток состоит из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Упражнения охватывают большие группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы, сидения во время урока. В комплексах физкультурных минут применимы упражнения на потягивания, прогибания, наклоны и полунаклоны, полуприседания и приседания с различными движениями рук. Динамические паузы и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. Физкультурные минуты могут исключаться на отдельных уроках, в ходе контрольных, практических и других подобных работ. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения: Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать: 1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий; 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех; 5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут; 6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки); 7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; 8) позы учащихся, чередование поз; 9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения; 10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации; 11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.; 12) психологический климат на уроке; 13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока следует обратить внимание на следующее: 14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %; 15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока: - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; - спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; - задержка учащихся в классе после звонка (на перемене). Литература 1. Дронов А.А..Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55. 2. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72. 3. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91. 4. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75. 5. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78. 6. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86. 7. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98. 8. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53. 9. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68. 10. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56. 11. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105. 12. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90. 13. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89. 14. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»). 15. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92. 16. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26. 17. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98. 18. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117. 19. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122. 20. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.-214с. 21. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87. 22. Здоровьесберегающее образование: теорет. и приклад. аспекты: сб. ст./ Перм. гос. пед. ун-т [и др.]. - Пермь: Кн. мир; Звезда,2002.-205с. 23. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.-С.25-28. 24. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье»//Валеология.-2004.-№4.-С.6-10. 25. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55. 26. Лобанова Е.А. Здровьесберегающие технологии на уроке музыки//Образование в современной школе.-2005.-№9.-С.44-57. 27. Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея//Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84. 28. Лысых О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях сельского района// Валеология.-2004.-№4.-С.11-116. 29. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44. 30. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист.-2005.-№2.-С.45-49. 31. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45. 32. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187. 33. Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников: сб. статей и научно-методических разработок/ Под ред. Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,2005.-236с.- (Приложение к журналу «Учебный год», №8. Серия «Здоровьесбережение». Вып.2). 34. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22. 35. Поляков С. Не ходите, дети, в школу: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.-2004.-№1.-С.2-7. 36. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207. 37. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с. 38. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с. 39. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38. 40. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов//Директор школы.-2004.-№4.-С.87-91. 41. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33. 42. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44. 43. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с. 44. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65. 45. Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-C.42-46. 46. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с. 47. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70. 48. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-(Серия «Педагогические советы»).
Электронные ресурсы 1. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].-Саратов,2003 2. Биология: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 3. Биология, обучающая энциклопедия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 4. Здоровье и образование [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 5. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 6. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 7. Применение здоровьесберегающих технологий в школе №1317 г.Москвы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 8. Статья Эккерман Евгении Павловны [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]