Урок на тему «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс


Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс 22.04.2014г.
Учитель начальных классов: Васильева Е. Н. .
Цель урока:
- познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Развивающие:
1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.
2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
3.Совершенствовать орфографические навыки.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к родному языку
2.Воспитывать внимание, усидчивость.
3.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.
Планируемые результаты:
предметные:
- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени
личностные:
проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу
понимать причины успеха в учебной деятельности
Метапредметные УУД:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
познавательные
использует знако-символические средства при выделении суффикса;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
1.ОРГ. МОМЕНТ
Психологическая подготовка. (Слайд 1, 2)
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения.
2. Мотивация.
- Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?
- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
- Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. А какие, вы узнаете сами, но только чуть позже.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
а) Чистописание. Слайд 3
 ть чь тиешь ишь- Что напоминают эти буквосочетания? (суффиксы и окончания глаголов)
- Что могут рассказать нам эти окончания и суффиксы? Приведите примеры. (1 стр. – суффиксы глаголов начальной формы,ешь – глаголы 2 лица ед.ч..
- Запишите узоры красиво в тетрадь.
б) Словарная работа Слайд 4
- Что можете сказать о записи?
-Назовите лишнее слово. (Обед – 4 буквы, черный – прилагательное, 1 слог ударный)
. бед, ч . рный, б . седа, п . беда. св . бода.
- Превратите эти слова в неопределенную форму глагола. 
-Докажите, что это глаголы начальной формы. (вопрос, суффикс -ТЬ)
- Назовите лишнее слово (победить – совершенный вида- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
в) Блиц –опрос: (Слайд 5)
Глагол – это……..
Глаголы отвечают на вопросы…….
Глаголы обозначают……..
Глаголы изменяются по…….
В настоящем времени обозначает действие которое …
В прошедшем времени обозначает действие которое …
В будущем времени обозначает действие которое …
4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
- Тему сегодняшнего урока нам подскажет стихотворение:
(Слайд 6) рабочий лист
Зима недаром злится,
Прошла её пора
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
-Прочитай выразительно. Назови глаголы. Какой глагол лишний? Подчеркни.
(- Все глаголы в форме настоящего времени, а глагол прошла в форме прошедшего времени.)
- Значит, о глаголах какого времени будем говорить, сегодня на уроке?
(- о глаголах прошедшего времени.)
- Да, мы будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.
- А чем, еще? Посмотрите на доску.
На доске сочетания слов: (Слайд 7)
Ветер прилетел
Метель прилетел
Облако прилетел
Птицы прилетел.
Проблемный диалог.
-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?
-Чего не хватает? (-Окончаний.)
- Расскажите правило.
5. СОВМЕСТНОЕ ОТКРЫТИЕ «НОВЫХ ЗНАНИЙ».
1) Образование временных форм от глаголов начальной формы
- Мы с вами много раз убеждались в могуществе русского языка. В нем много крылатых выражений, которые называют… (фразеологизмами). Слайд 8
- Попробуем их вспомнить и записать, заменив глаголом начальной формы. (Работа в парах)
Проверка
Прикусить язык - замолчать.
Чесать языком - болтать.
Зарубить на носу - запомнить.
Как зеницу ока - беречь.
- Что скажем о глаголах? (Неопределенная форма)
- Образуйте от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени и выделите суффиксы. (Проверка). 
Замолчал
Болтал
Запомнил
Берёг
- Какой вывод мы можем сделать? (  У глаголов прошедшего времени есть суффикс Л . У глаголов, оканчивающих на -чь, происходит чередование конечного согласного корня и суффикс л отсутствует).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 12)
Остров «ДЕНЬ-НОЧЬ»
Условие игры:
Я читаю глаголы. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - хлопаете в ладоши, а остальные топаем.
Читает, веселится, рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает, едет, подпрыгивает, пишет, думал, лёг.- Как узнавали глаголы прошедшего времени? (Вопросы, суффикс -л)
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1. Работа с текстом. Слайд 9
- Прочитайте запись. Что это?
- Нравится текст? Что не так?
(Пробежать) и ( пискнуть) мышь. (Стукнуться) о берёзу и (упасть) жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба (заворковать) дикие голуби. На закате солнца заухает в лесу филин. (По И.Соколову - Микитову)
- Запишите текст, поставив глаголы в прошедшее время.
- (Самопроверка Слайд 10) Прочитайте текст. Какие замечания?
- Найдите грамматическую основу в 4 предложении, сделайте его разбор.
- Разберите по составу слова: пробежала, заворковала.
- Сделайте звуко- буквенный разбор слова ели
7. РЕФЛЕКСИЯ.
- Подошло к концу наше путешествие.
- Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Что мы делали на уроке?
- Говорите только глаголы! (Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили).
- В каком времени использовали глаголы?
- Что узнали о прошедшем времени?
-Какое у вас сейчас настроение?
8. Д/З с. 122повторить правило с. 122, упр. 220
(Слайд 19)
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело!