Урок русского языка в 4-м классе. Тема Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам


Урок русского языка в 4-м классе. Тема "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам" 26.01.15г.
Цели: на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Задачи:
Учить детей изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.
Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
Воспитывать любовь к предмету, умение прийти на помощь в трудную минуту.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вы настроились на работу? Удачи вам!
II. Актуализация опорных знаний.
– Вот одно из заданий. Посмотрите на доску. Что скажите?
е ж т е л ь т
– Какие задания можно предложить?
(Разделить на 2 группы по фонеме, по графике, записать в алфавитном порядке, составить слова.)
– Что такое алфавит? Подберите синоним к слову алфавит.– Для чего нам нужен алфавит?– Какое слово можно составить из всех букв?
желтеть
– назовите орфограммы. Скажите, а можно проверить безударную гласную?
(Нет, это непроверяемая гласная и ее нужно запомнить.)
– Подберите однокоренные слова.
(Вывешиваю табличку: желтый, желтенький, желтизна, пожелтеть.)
– А что это за слово? Докажите. (Вывешиваю табличку: (Глагол)).– Что еще знаете о глаголе? (Вывешиваю таблички: Что делать? Что сделать?Единственное и множественное число, Настоящее и будущее время)– Употребите глаголы желтеть и пожелтеть в настоящем и будущем времени.
желтеют пожелтеют желтеет пожелтеет
– Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?– Что показывает настоящее время глаголов? А будущее время?– Определите лицо и число глаголов.– А теперь составьте предложения с этими глаголами.
III. Постановка учебной задачи.
– В каком еще времени могут употребляться глаголы? (В прошедшем времени.)– Так какая тема урока? (Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.)– На какие же вопросы нам предстоит сегодня ответить?
* На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? * Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в настоящем и будущем времени? *Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
IV. Работа по теме.
1. Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.
Учитель читает предложения. Учащиеся выписывают основы предложений с вопросами к глаголам.
Осенью грустно шуршала на ветру высохшая трава. В берлоге заснул медведь. Скудно светило солнце.
На доске:
Трава (что делала?) шуршала.Медведь (что сделал?) заснул.Солнце (что делало?) светило.
– Что показывает прошедшее время глагола?– На какие вопросы отвечают глаголы?
* Сделайте вывод.
Вывод. Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делала? Что делал? и т. д.
2. Наблюдения за родовыми окончаниями глаголов.
Выполнение упражнения №381(устно).
3. Выполнение упражнения № 386.
– Прочитайте.– Что прочитали? (Предложения.)– Что вы можете сказать об этих предложениях? Проверка.
– Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?– Какие окончания в среднем роде?– Есть ли особое окончание в мужском роде?– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам).– Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний в настоящем и будущем времени?
Сделайте вывод об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.
Вывод. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском – а, в среднем роде имеют окончание – о.
– Какую особенность глаголов прошедшего времени вы заметили? (Наличие суффикса – л.)– Распространите предложения . (Устно.)– А теперь обратимся к правилу на стр. 122.123.– Правильный ли вывод сделали мы?– А как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление.
1. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделите окончания, укажите род.
(Наступить) ясное утро. Солнце ярко (сиять) в голубом небе. Алмазами (сверкать) роса на траве, на листьях деревьев. Кругом (стоять) тишина. Ветерок теплой струйкой (пробежать) по моему лицу.
Взаимопроверка.Проверка. (у учащихся сигналы и карточки с окончаниями –о, -а, нулевое окончание). – Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?– как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)
2. Работа в паре.Указать время и род глаголов, подобрать и записать к ним синонимы в том же времени и такого же рода.Караулила – ................................Мастерил – ..................................Берегли – ......................................
Указать род и время глаголов, подобрать к ним антонимы в том же времени и такого же рода.Наказало – .....................................Хвалил – .....................................Строили – .................................Болтала – ..................................
Проверка. (У учащихся сигналы.)
VII. Тестирование.
Тест по теме “Глагол”
1. Выбери и верное утверждение.
А) глагол – это часть слова.Б) Глагол – это часть речи.
2. Выбери верное утверждение.
А) Глагол обозначает предмет.Б) Глагол обозначает действие предмета.В) Глагол обозначает признак предмета.
3. Какое слово в каждой группе является “лишним”?
* говорил, пишите, вязала, висело;* воркует, борется, сотрет, хохочет;* буду шить, срисует, занесла, обласкает.4. Укажите предложения, в которых глагол употребляется в форме прошедшего времени.
А) По реке плывет баржа.Б) В лесу ребята свернули с тропинки.В) Летом Даша отдыхала в деревне.Г) Мы идем по лесу.Д) Петя читал интересную книгу.
Проверка. Самоконтроль. На доске табличка с ответами. (У учащихся сигналы.)
Б
Б
Гладит – наст. вр.Сотрет – буд. вр.Занесла – прош. вр.
Б – мн. числоВ – жен. РодД – муж. Род
VIII. Итог урока.
– Давайте сделаем общий вывод.
* Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.
Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском роде – а, в среднем – е.
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и.
Во множественном числе род глагола не определяется.
У глаголов в прошедшем времени есть суффикс – л.
– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)
Домашнее задание.
– Подберите пословицы, в которых глагол в прошедшем времени.
№ 387 , № 388 по выбору, правила на стр. 122 и стр. 123.
– Кого бы вы похвалили за хорошую работу на уроке?– Что понравилось на уроке?– Урок окончен.