Методические рекомендации по написанию реферата
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТНОВ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Методические рекомендации
по написанию реферата
Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности. В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение: «реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением». В нашем понимании реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.
Студенты чаще всего испытывают трудности при формулировании цели и задач работы, составлении плана реферата, что приводит к нарушению его структуры.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
вводный – выбор темы, работа над планом и введением;
основной – работа над содержанием и заключением реферата;
заключительный – оформление реферата;
защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и т.д.)
Введение единых требований к форме, структуре рефератов, составленных с учетом пожеланий коллег, должно создать у учащихся четкое представление о реферате как письменном аттестационном испытании и о способах работы над ним.
Выбор темы реферата
Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно.
При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.
Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по определенному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указателями. С согласия библиотеки нужные книги и журналы можно выписать по специальному межбиблиотечному абонементу из любой другой библиотеки. Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы.
Структура реферата включает в себя следующие элементы:
титульный лист;
содержание;
введение;
содержание (главы и параграфы);
заключение;
приложение;
список литературы и источников.
Формулирование цели и задач реферата
Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата.
Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.
Можно предложить два варианта формулирования цели:
1. Формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д.
Обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении,
придать общее значение чему-нибудь.
Изучить –
Постичь учением, усвоить в процессе обучения
Научно исследовать, познать
Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять
Изложить –
Описать, передать устно или письменно
Кратко пересказать содержание чего-нибудь
Систематизировать- привести в систему.
Система – определенный порядок в расположении и
связи действий.
2. Формулирование цели с помощью вопросов.
Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Поставить задачу.
Работа над планом
Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы. Но как построить грамотно план реферата? Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, как предполагается расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы. При описании, например, исторического события можно остановиться на стандартной схеме: причины события, этапы и ход события, итоги и значения исторического события.
При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равняться целому).
Работа над введением
Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.
Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения.
Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.
Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.
История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны. Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.
Требования к содержанию реферата
Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:
не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
каждая глава (параграф) начинается с новой строки;
при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.
Правила оформления ссылок
В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы.
Примеры: (1,145); (4,II,38).
Работа над заключением
Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:
основные выводы в сжатой форме;
оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.
Объем 1-2 машинописных или компьютерных листа формата А4.
Оформление приложения
Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.
Примеры оформления:
Приложение 1. Терминологический словарь.
Приложение 2. Структура деятельности. Схема.
Приложение 3. Реестр должностей
В тексте реферата необходимо делать примечания. Пример: (см. приложение 1, С.21).
Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.
Правила оформления библиографических списков
Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.
Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:
автор (фамилия, инициалы);
название, подзаголовок;
выходные данные (место издания, издательство и год издания).
Пример: Басаков М.И., Замыцкова О.И. Делопроизводство: Учебное пособие. 2-е издание. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:
название сборника, журнала, газеты;
место издания и год издания (если сборник);
год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.
Пример: Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации // Обществознание в школе. – 1999. - №1. – С.10-16.
В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.
Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через точку с запятой.
Требования к оформлению реферата
Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.
Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):
набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 14 шрифтом;
заголовки следует набирать 16 шрифтом ( выделять полужирным) ;
межстрочный интервал полуторный;
разрешается интервал между абзацами;
отступ в абзацах 1,5 см.;
поле левое 3 см., правое 1 см., остальные 2 см.;
нумерация страницы снизу или сверху посередине листа, без дефиса и кавычек; титульный лист не нумеруется
объем реферата 20-24 страницы.
Подготовка к защите и порядок защиты реферата
Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).
Порядок защиты реферата:
Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.
Ответы студента на вопросы преподавателя.
Отзыв руководителя-консультанта о ходе выполнения работы.
Советы студенту:
На весь ответ отводится чаще всего около 15-20 минут. При ответе преподавателю постарайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации.
Готовясь к ответу, Вы должны вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение с схеме Вашего ответа. Но тут же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе Вы сможете проговорить все 15-20 минут и не раскрыть существа вопроса. Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации.
Вступление должно быть очень кратким – 1-2 фразы (если Вы хотите подчеркнуть при этом важность и сложность данного вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность).
Полезно вначале показать свою схему раскрытия вопроса, а уж потом ее детализировать.
Рассказывать будет легче, если Вы представите себе, что объясняете материал очень способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, и что при этом Вам обязательно нужно доказать важность данного раздела и заинтересовать в его освоении.
Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.
Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.
Не демонстрируйте излишнего волнения и не напрашивайтесь на сочувствие.
Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, к малейшим его замечаниям. Он поможет Вам припомнить новый, дополнительный материал. Воспользуйтесь его поддержкой. И уж ни в коем случае его не перебивайте!
Не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время. Если Вас прервали, а при оценке ставят в вину пропуск важной части материала, не возмущайтесь, а покажите план своего ответа, где эта часть стоит несколько позже того, на чем Вы были прерваны.
Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.
Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу Вы не готовы (это вина не преподавателя, а Ваша, и пересдавать Вы будете тому же преподавателю).
Образец оформления содержания
Содержание
Введение ..3
Глава 1.
1.1. ..5
1.2. ..7
1.3. ..9
Глава 2.
2.1. ..11
2.2. .13
Глава 3.
3.1. .15
3.2. .18
3.3. ..21
Заключение .22
Приложение .23
Список используемой литературы ...24
План-график работы над рефератом
Этапы работы
Содержание работы студента
Форма отчетности студента
Срок исполнения
Содержание работы преподавателя
1. Вводный
Выбор темы реферата,
поиск и ознакомление с литературой, формулирование цели и задач работы, составление плана
Вариант плана,
цель и задачи работы,
список литературы
Консультация,
коррекция деятельности,
проверка плана реферата и списка литературы
2.Основной
Работа над основным содержанием и заключением реферата
Краткие тезисы, подробный план работы, черновые записи
Устное собеседование,
индивидуальная консультация,
коррекция
3. Заключительный
Оформление реферата
Завершенный реферат
Проверка, рецензирование работы,
возврат реферата
4. Защита реферата
Подготовка к защите
Защита реферата
Принятие защиты реферата
Образец оформления титульного листа к реферату
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Бурятский республиканский индустриальный техникум
Реферат
по дисциплине:
на тему: «»
Выполнил (а): Ф.И.О. студента (ки),номер группы,Проверил:
должность, Ф.И.О.
г.Улан –Удэ
20____год
15