Экскурсия по родному городу.

Экскурсия по родному городу.
Тайшет – наш город родной.
Цель:
Патриотическое воспитание обучающихся;
Формирование у подрастающего поколения интереса к историко – краеведческому наследию Тайшетского района.
Задачи:
Использование краеведческого материала через проведение внеклассных мероприятий;
Воспитание ответственности у обучающихся за сохранение и обогащение наследия истории и культуры родного края.
Оборудование (наглядные средства обучения):
План города с фотографиями;
Выставка рисунков детей «Мой родной город»;
Герб города;
Флаг России;
Кукла Тайшетка;
Музыкальные фрагменты («С чего начинается Родина», слова М. Матусовского, музыка Баснера и другая спокойная музыка)
Видеофильм про Тайшет.
Ход занятия.

Организационный момент.

Прослушивание песни

«С чего начинается Родина», слова М. Матусовского, музыка Баснера.

Актуализация знаний.
Учитель: - а что представляете вы, когда слышите слово Родина?
Ответы детей.

Основная познавательная часть занятия.
Слышится шум и показывается кукла Тайшетка:
Кукла: - Ой – ой, помогите! Спасите! Куда это я попала?
Дети: - Мы ученики 1 класса. Сегодняшнее занятие будет посвящено нашему родному городу Тайшет.
- А ты кто такая?

Кукла: - Есть в далекой сибирской глубинке
Славный город с названьем Тайшет.
В палисадниках зреют рябинки,
Воробьишки встречают рассвет.
И живут в нем девчонки, мальчишки,
Для которых земли лучше нет.
Там живу и я – Тайшетка. Я пошла немного погулять, а вокруг было так много интересного, столько ручейков и речек, в которых играли мои братья и сестры. Я стала за ними бегать и потерялась. Долго бежала по одной из металлических дорожек, а потом кто – то открыл кран, и я выпала с водичкой сюда к вам. И вот я здесь!

Учитель: - А кто же твоя мама?
Кукла: - Она большая, добрая, милая, ласковая такая(оглядывается по сторонам и видит плакат с фотографией реки Тайшетки). Да вот же она!
Учитель: - Так твоя мама Тайшетка?
- Ребята, а вы догадались, кто это?
Дети: - Это река и ее вода.
Учитель: - Верно. А вы знаете, где она живет в наших квартирах?
Беседа об экономии воды и бережном ее использовании.

Кукла Тайшетка: - Так я попала в город? Здорово! Тайшет - такое красивое название, а почему его так назвали?
Учитель: - Ребята, как вы думаете?

Ответы детей и обобщение учителя: имена городов не рождаются случайно. Тайшет возник в 1897 году как небольшое село. Свое название получил потому, что был расположен на реке Тайшетка (правый приток реки Бирюса). В названии нашего города встретились два слова. Гидроним от кетского «ТА» - «холодный» и «ШЕТ» - река. Статус города Тайшет получил 20 марта 1938 года. Наш город вырос в Сибири. Это вечное стремление человека к близости с природой, с ее чистой красотой.
Кукла: - Как интересно! Наверное, ваш город прекрасен.

Ученики читают стихи.
Утонувший в зелени мой город,
Никаких особенных примет
Только почему – то очень дорог
С улочками тихими Тайшет.
Не сравнить его с Москвой, конечно,
Даже через много, много лет.
Только в сердце ты моем навечно
С улочками тихими Тайшет.
Оттого, что небо синее,
Оттого, что солнца яркий свет
Кажется, милее и красивее
С улочками тихими Тайшет.

Кукла: - Какие молодцы, что знают стихи о своем городе.
Учитель: - Наши ребята с любовью нарисовали свой город. Посмотри, какую чудесную выставку рисунков они подготовили. А еще ребята вместе с родителями начали работу над созданием книги «Мой город».
Выставка рисунков детей о городе.

Кукла: - Молодцы ребята. Мне так хочется увидеть ваш город.
Учитель: - Ребята, давайте вместе с Тайшеткой совершим экскурсию по нашему городу. Узнаем о ее прошлом и настоящем. Это будет необычная экскурсия. Бродить по городу мы будем не выходя из класса с помощью плана.
- Как вы думаете, ребята, наш город молодой или старинный? Почему вы так решили?

Ответы детей обобщает учитель:
А начиналось все более 100 лет назад. В устье речушки Тайшетки прораб Манучаров образовал строительную контору для строительства Великой Сибирской железной дороги. Сюда шли пахари из Бирюсы, Байроновки и люди со всех концов России.
Весной 1897 года на станцию Тайшет прибыл первый поезд. И станция вступила в строй. А название ей дала речка Тайшетка – твоя матушка, кукла Тайшетка.
1904 год – построено паровозное депо.
1906 год – зазвонили колокола церкви (где был кинотеатр «Победа»).
Прилегающую площадь называли «Базарная площадь»
В дореволюционном Тайшете было две маленьких больницы, и в каждой по одному врачу.
Три школы – две начальные и одна двухклассная.
Мастерское училище.
Небольшая библиотека.
О детских садах здесь не имели понятия.
Тайшет рос и расширялся, и современный город не сравнится с тем, что было раньше.
Учитель: - Начнем мы экскурсию с ворот города.

Физкультурная зарядка для похода на экскурсию.
А сегодня у зимы - новоселье, мы с тобой приглашены на веселье.
Чтобы сильным стать и ловким, приступаем к тренировке.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины? Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины? Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем. Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем, справа - хлоп, слева - хлоп.
- Здравствуй, зима.
Ты хозяйке поклонись-ка:
- Здравствуй, зима!

Кукла: - Ворота города? Разве такое бывает? Это же сказка.
Учитель: - Давным – давно города встречали странников крепко запертыми воротами, высокими стенами. Современные города распахивают гостям свои улицы и площади. С вокзальной площади начинается и наш город для всех, кто приезжает к нам в гости на поезде.

Итак, в путь.
Кто живет на этой улице? Почему ее так назвали?
Тайшет – крупный транспортный узел и промышленный центр области. Через город проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, связывающая западные районы страны с восточными.
Он является началом дороги Тайшет – Лена и дороги Тайшет – Абакан.
Через город проходит Московский тракт.

Ученики читают стихи из поэмы А.Твардовского «За далью – даль»
– Сибирь! И лег, и встал – и снова
Вдоль полотна пути – Сибирь.
Какой дремучестью суровой
Объята даль и ширь
Сибирь! Леса и горы скопом
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей

Учитель: - В нашем городе много красивых улиц. Летом они утопают в нежной зелени деревьев, осенью пылают багрянцем рябин. Благодаря заботам строителей, на наших улицах сохранились уголки нетронутой природы.
- Ребята, назовите свою улицу. Расскажите, почему она так называется.

Дети выходят по одному к доске и рассказывают о своей улице. Учитель с куклой показывают улицы на плане города. Можно обозначать объекты фишками – флажками.
Улица Валентины Терешковой – в честь первой женщины – космонавта.
Улица Юрия Гагарина – в честь первого космонавта.
Улица – микрорайон Мясникова – в честь героя Великой Отечественной войны.
Улица – микрорайон Пахотищева - в честь героя Великой Отечественной войны.
Улица Транспортная - вдоль железной дороги.

Микрорайон Новый – построен недавно на новом месте, а в нем:
Со мной ты познакомился
Лишь в нынешнем году.
В сентябрьский ласковый денек
Переступил ты мой порог.

Дети: - Да это наша школа.
Учитель: - Верно, это наша школа. Школы и детские сады – главные в вашей жизни. Здесь вы растете и получаете знания для будущей жизни. Можно дополнительно учиться в музыкальной и художественной школе. И тогда вы будете также выступать, как выступит сейчас перед нами Багаутдинова Дарья.
Танец Даши.

Кукла: - Как много знают ребята о родном городе!
А я им принес в подарок видеофильм о любимом городе Тайшете. Давайте вместе посмотрим.

Просмотр видеофильма о Тайшете. (Можно перенести на следующее занятие).
Беседа после просмотра, что нового узнали о городе.

Учитель: - Ребята, а на какой улице находится здание городской администрации, районной администрации?
Какой отличительный знак можно увидеть на здании?
Показ герба и флага, беседа о цвете и содержании.

Рефлексия.
Учитель: - Ребята, много нужных для нашей жизни зданий есть в нашем городе.
Мы заглянули только в некоторые из них.
А чтобы вы хорошо ориентировались в нашем городе, поиграем в игру «Найди вывеску».
Я буду называть разные места нашего города, а вы ищите соответствующую вывеску.
Здесь продается хлеб. (МАГАЗИН, ПРОДУКТЫ, ХЛЕБ)
Здесь чинят ботинки. (РЕМОНТ ОБУВИ)
Здесь делают прививки. (ПОЛИКЛИНИКА)
Здесь отправляют письма. (ПОЧТА)
Здесь следят за порядком. (МИЛИЦИЯ)
Это мамин любимый магазин. (ЦВЕТЫ)
Папы часто останавливаются у этого киоска. (ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ)
Отсюда уезжают с папой и мамой путешествовать. (ВОКЗАЛ)

Итог занятия.
Вот и подошла к концу наша экскурсия.
Кукла: - Мне очень понравился ваш город. Можно я останусь у вас жить? Тогда я пойду устраиваться у вас в раковине. До встречи, друзья. Да не шалите со мной, я бываю сердитой.
Учитель: - наше сегодняшнее путешествие закончилось. Но мы продолжим знакомство с нашим городом, пройдем по его памятным местам, побываем в краеведческом музее.
А вы дома отметьте ваши самые любимые места.
До новых встреч.









Список используемой литературы.


Бакулина Г. А. – Уроки литературного чтения. - Киров: Изд-во ВГПУ, 1999г.

Гобова Е. С. Понимать детей – дело интересное. – М. «Просвещение» - 1983г.

Журналы «Начальная школа» - 2000 – 2009г.

Видеофильм «Тайшет».







15