Урок литературного чтения В гостях у Льва Николаевича Толстого
Урок литературного чтения
"В гостях у Л.Н. Толстого"
ЦЕЛИ:
познакомить с творчеством Л. Толстого;
формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.
воспитывать интерес к литературному наследию.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
2. Вступительная часть
“Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и во всём прекрасного…”
– С этим человеком мы знакомы по его произведениям. Имя его – Лев Николаевич Толстой.
3. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы побываем в гостях у Л.Н. Толстого, познакомимся с его произведениями, написанными для детей. – Мы побываем в его родовом имении, которое находилось в Ясной Поляне, пройдёмся по тихим улочкам, заглянем в сельскую школу, зайдём в дом писателя и попытаемся ответить на два главных вопроса, которые волновали писателя всю жизнь: «Что нужно для счастья?», «Как сохранить доброту и любовь?». Ведь вопросы не утратили своей актуальности и в наше время. А помогут нам в путешествии по страницам жизни и произведений книги этого удивительного человека.
4. Основная часть
– Начинаем наше путешествие.
Детство писателя.
Детство Л.Н. Толстого было наполнено живым общением с разными людьми: родителями, учителями, слугами, крестьянами. Писатель появился на свет и провел большую часть жизни в родовом имении Ясная Поляна в Тульской губернии. Он был наследником старинных и знатных дворянских родов: предок по отцовской линии был соратником Петра I; мама происходила из славного рода князей Волконских. По материнской линии Толстой состоял в родстве с Пушкиным.
Когда мальчику было всего полтора года, мама умерла, но трогательные воспоминания о нежном облике, ласке и теплоте матушки, сохранились в душе Льва Николаевича. Отец писателя также рано ушел из жизни.
С 1844 года Толстой – студент Казанского университета, сначала восточного факультета, потом юридического. Он много занимался самообразованием, учил иностранные языки, увлекался историей, с 18 лет и всю жизнь вел дневник. Не закончив обучения, Толстой отправился в Москву, и вскоре, по примеру старшего брата Николая, уехал на Кавказ в действующую армию.
После войны Лев Николаевич вернулся в своё родовое имение в Ясную Поляну.
Добро пожаловать в Ясную Поляну!
150 лет назад в стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
Сначала крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного, да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрёжкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.
В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.
В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.
На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.Заглянем в яснополянскую школу.
Чтение отрывка по ролям из произведения «Филиппок».
-Узнали произведение Льва Толстого?
Рассказ «Филиппок».
Какая основная мысль в этом произведении?
- Надо преодолевать робость. У человека должно быть огромное желание учиться.
Азбука
В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 году. В «Азбуке» Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Всего Львом Николаевичем написано для детей 629 произведений различных жанров. Первая книга «Азбуки» содержит «изображение букв», вторая – «упражнение в соединении складов», третья – книга для чтения: в неё входят басни, былины, поговорки, пословицы. Через три года появилось второе издание под названием «Новая азбука», которая учитывала возрастные особенности детей. «Новая азбука» обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы, толковала значение многих загадочных слов. Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения». Все учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения.
Загадки
- Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Отгадайте:
Маленький ЕрофейкаПодпоясан коротенько,По полу скокПо лавкам скок-скокИ се в уголок. (Веник)
На дворе горой,А в избе водой. (Снег)
Один льёт, Другой пьёт,Третий растёт. (Дождь, земля, трава)
– Произведения Толстого – это образец того, как нужно писать для детей.Лев Николаевич Толстой внёс значительный вклад в развитие детской литературы, рассказы Толстого выходят почти на всех языках мира.“Азбука” Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.
5. Физкультминутка.
6. Чтение и анализ (по вопросам , предложенным в учебнике) рассказа “Какая бывает роса на траве”. Стр. 130
Лев Толстой терпеливо перерабатывал свои произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: “Он в то время составлял “Азбуку” и на нас – своих детях – проверял её. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами”. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в быту и хозяйстве. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. – Таков, например, рассказ “Какая бывает роса на траве”.
7. Чтение рассказа « Орел»
Стр. 120 – 121
1. К какому типу относится этот текст? 2. .Почему орлята остались голодными? 3. . Как можно назвать поступок людей? 4. Как усталый орел успокаивал детей? I 5. Удалось ли орлу накормить детей? 6. Кому в этом рассказе вы сочувствуете?
8. Подведение итога
– Наше путешествие заканчивается. Попробуем ответить на вопросы, которые были озвучены в начале нашего урока «Что нужно для счастья?», «Как сохранить доброту и любовь?».
– «Чтобы верить в добро, надо начать делать его…» – говорил Л.Н. Толстой.
Смысл жизни Толстой видел в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать у людей и как можно больше давать. «Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.
– Последние годы Толстого были безрадостными: тяготясь бытом помещичьей жизни, изнемогая от непонимания самых близкий людей, писатель мучительно старался привести свой образ жизни в соответствие со своими убеждениями.– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.