Элективный курс «Практический курс географии» (10, 11 класс)
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 10, 11 классов, выбирающих профиль обучения в старшей школе, связанный с предметами естественнонаучного цикла. Является углубленным вариантом базового учебного предмета география. Программа рассчитана на 34 часа учебного времени.
Содержание элективного курса «Практический курс географии» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета. Курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся углубленными знаниями по физической, экономической, политической и социальной географии. Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс. В одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания школьного предмета географии, предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в форме ЕГЭ, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими, текстовыми, статистическими, профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя большое количество практических заданий, тестов, задач самостоятельную работу учащихся, создание мультимедийных проектов. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Цель курса – углубленное изучение учебного курса «География», предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в форме ЕГЭ.
Элективный курс по географии призван, восполнить пробелы в образовании учащихся и решить следующие задачи:
- развитие содержания базисного курса географии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
- создание условий для повышения информационности и коммуникативной компетентности учащихся в основных аспектах географии;
- обогащение активного словаря учащихся необходимым запасом специальных терминов и понятий, связанных с данным курсом;
- развитие умений собирать, обобщать, систематизировать географическую информацию, анализировать и сравнивать географические карты, статистический материал, сведения и факты;
- способствовать удовлетворению познавательных интересов в области географической деятельности человека;
- создание условий активной познавательной деятельности у школьников в географической области;
- способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;
- формирование познавательно-коммуникативной потребности учащихся;
- создание положительной мотивации обучения на данном курсе.
Учащиеся должны уметь:
- свободно ориентироваться по физическим, экономическим и политическим картам;
- анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;
- следить за изменениями, происходящими на политической карте мира в последние годы;
- решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;
- предлагать способы решения задач повышенной сложности и выбирать из них рациональный;
- решать комбинированные контрольные работы;
- представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм.
- подготовить устные сообщения с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.
Принципы отбора материала:
1. Доступность. Степень сложности заданий определяется уровнем овладения учащимися географических знаний и умений.
2. Преемственность. Материал логично вырастает из всех курсов географии, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы.
3. Аутентичность. Учащиеся работают с фактами, происходящими в настоящее время, и статистическим материалом.
4. Социальная значимость. Материал является необходимым:
- для формирования мировоззрения,
- реализации современного метода творческого и коммуникативно-ориентированного обучения в географии;
- использования знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности;
- социально – ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности.
Формы контроля и система оценивания
Система оценки достижений учащихся происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня различной сложности для текущего и промежуточного контроля.
В начале курса обучения контрольная работа с целью выявления уровня знаний учащихся и пробелов в знаниях. В конце каждого раздела предлагаются такие формы контроля, как составление и выполнение теста, составление и решение задач, вопросов; составление сравнительных таблиц, подготовка устных сообщений, учебная дискуссия.
Конечным результатом в изучении данного курса может быть контрольная работа в форме ЕГЭ или олимпиадная работа.
Предлагается следующая оценочная шкала: тест выполнен на 90% и выше – «отлично», 70% и выше – «хорошо», 50% и выше – «удовлетворительно», ниже 50% - «неудовлетворительно».
Для зачёта по элективному курсу учащимся необходимо успешно выполнить итоговый тест, подготовить доклад с использованием Интернет ресурсов или мультимедийную презентацию на изучаемую тему.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название раздела
Название темы
Всего часов
В том числе
Форма контроля
Лекц.
Сем.П/р
1
Познание мира по картам
1.Топографическая карта
2. Географическая карта как источник знаний
1
2
0,5
0,5
0,5
1,5
П/р
Решение задач
2
Земля – планета Солнечной системы
1. Солнечная система
2. Земля и Солнце
3. Мировой океан
4. Южные материки
5. Северные материки
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
Беседа
Беседа
П/р, тест
Решение задач
Решение задач
3
Россия – Великая держава
1. Многонациональная страна
2. Природные ресурсы России
3. Экономика страны
1
2
2
0,5
1
0,5
0,5
1
1,5
П/р
Тест, решение задач
Тест, решение задач
4
Политическая география
1. Территориально-политическая организация общества
2. Страны «Большой 8»
3. Зарубежная Европа
4. Зарубежная Азия
5. Япония, Китай, Индия – страны древней культуры
6. Северная Америка США, Канада
7. Латинская Америка
8. Африка
9. Австралия. Океания
2
1
2
2
2
1
2
2
1
1
0,5
0,5
1
0,5
1
1
1
0,5
1,5
1
1,5
1
1
1
1
П/р, тест
Участие в семинаре
Тест, задачи
Решение задач
П/р, решение задач
Участие в семинаре
Тест, задачи
Тест, задачи П/р, тест
5
Глобальные проблемы человечества
2
1
1
Решение задач
6
Итоговое занятие
2
2
Контроль в форме ЕГЭ
Итого
34
13,5
20,5
Содержание программы
Раздел 1. Познание мира по картам
Система условных знаков. Измерение расстояний, площадей на плане и карте. Чтение рельефа. Построение профиля по плану и карте. Определение направлений и координат. Азимут магнитный и истинный.
Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы
Солнечная система, планеты, из которых она состоит.
Солнце – основной источник энергии на Земле. Солнце – желтая звезда. Белые звезды. Солнечная атмосфера: фотосфера, хромосфера, корона. Солнечные затмения, радиация.
Гипотезы происхождения планет. Начальное состояние Земли. Земля в Солнечной системе. Движение Земли. Строение Земли. Главные особенности оболочек Земли.
Исследования океанов. Свойства океанической воды. Движения вод в океанах. Природные комплексы океанов. Природные ресурсы океанов и их хозяйственное использование.
Особенности природы материков.
Раздел 3. Россия – Великая держава
Формирование, освоение и изучение территории России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Численность населения страны и регионов и причины ее определяющие. Интенсивность урбанизации в России. Роль экономически активного населения в развитии и размещении хозяйства.
Огромные природные богатства России. Размещение природных ресурсов по территории страны. Ресурсообеспеченность России. Проблемы использования ресурсов.
Современные тенденции в экономике страны. Хозяйственная специализация экономических районов. Россия в международном разделении труда.
Раздел 4. Политическая география
Мозаика политической карты страны, регионов и всего земного шара. Территориальная расстановка и соотношение политических сил, как в планетарном масштабе, так и внутри стран и регионов. Сущность геополитики и современных геополитических процессов.
Развитие и размещение населения и хозяйства в отдельных регионах и странах.
Раздел 5. Глобальные проблемы человечества
Географические аспекты глобальных проблем и их проявление в различных регионах мира. Глобальные проблемы многоликого человечества и каждого из нас.
Содержание данного курса поможет учащимся:
- объединить полученные по всем курсам географии знания в единую систему;
- получить более глубокие географические знания;
- расширить кругозор и сформировать у учащихся поведенческий стереотип: «Планета Земля – это система, которая живёт по определенным законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и использовать их в своих интересах».
Список литературы для учащихся
1. Барабанов В.В. и др. ЕГЭ 2010. География: сборник экзаменационных заданий. М.: Эксмо, 2009. – 240с.
2. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2007.
3. Берлянт А.М. и др. Физическая география: Справ. материалы: Кн. для уч-ся сред. и ст. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 288 с.: ил.
4. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 кл. – М.: Дрофа, 2005.
5. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002.
6. Гладкий Ю.Н., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999.
7. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл. – М.: Дрофа, 2006.
8. Камерилова Г. С. «Экология города» 1011 класс. М. Просвещение. любое издание.
9. Коринская В.А. и др. География материков и океанов. 7 кл. – М.: Дрофа, 2003.
10. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география // География в школе. 1997. - №7.
11. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.: ил., карт.
12. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997, 2005. – 192 с.: ил.
13. Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2008, 2009.
14. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002.
15. Детские географические энциклопедии.
16. Географические атласы для средней школы.
Список литературы для учителя
1. Барабанов В.В. и др. ЕГЭ 2010. География: сборник экзаменационных заданий. М.: Эксмо, 2009. – 240с.
2. Берлянт А.М. и др. Физическая география: Справ. материалы: Кн. для уч-ся сред. и ст. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 288 с.: ил.
3. Болотникова Н.В. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Гаврилов В.П. Путешествие в прошлое Земли. – М., 1986.
5. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.
6. Гладкий Ю.Н., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999.
7. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. - М.: Просвещение, 1991.
8. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география // География в школе. 1997. - №7.
9. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 350 с.: ил., карт.
10. Ноэл Тил Прогнозы на новое тысячелетие – М. 1998 г.
11. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии, 6-10 классы: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997, 2005. – 192 с.: ил.
12. Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2008, 2009 гг.
13. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002 г.
14. Ушаков С.А. Дрейф материков и климат Земли, - М., 1984.
Заголовок 1Заголовок 2xђЗаголовок 515