ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС по русскому языку на тему Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки (11 класс)
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.
Разработала: учитель русского языка и литературы
высшей категории Глушкова Т.В.
МБОУ СОШ №25 г. Шахты Ростовской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели элективного курса:
-гуманитарное развитие учащихся;
-развитие творческих способностей личности;
-овладение учащимися свободной письменной речью;
-подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык.
Задачи элективного курса:
-помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ;
-совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
-формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
-совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
-совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
-формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса по элективному курсу
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С на ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
-работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
-самостоятельная работа;
-работа в группах, парах;
-индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности
Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
-понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
-формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
-определять позицию автора;
-высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
-уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
-анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки:
-текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
-промежуточный (проводится в форме творческих работ);
-итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»)
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 200
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 200
Дополнительная литература
Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002
Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997
Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987
Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991
Приложение:
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ:
Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I Содержание сочинения
К 1 Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0
К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текст
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0
К 3 Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0
К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблем
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 2
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 1
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе . 0
II Речевое оформление сочинения
К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена
- в работе нет нарушений абзацного членения текста 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текст. 0
К 6 Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм. 2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. 1
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 0
III Грамотность
К 7 Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2
допущена 1 ошибка 1
допущено более 1 ошибки 0
К 8 Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2
допущены 1 – 2 ошибки 1
допущено более 2 ошибок 0
К 9 Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет 2
допущены 1 – 2 ошибки 1
допущено более 2 ошибок 0
К 10 Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки 2
допущены 2 – 3 ошибки 1
допущено более 3 ошибок 0
К 11 Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют 1
допущены этические ошибки (1 и более) 0
К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)
Тематическое планирование элективного курса
№
Темы уроков
Вид урока
план
факт
1.
Введение. Задачи курса. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Новые требования к части 3 (блок С).
Лекция.
2.
Что такое текст. Основные средства связи между предложениями в тексте.
Лекция с элементами практической деятельности.
3.
Стили текста: публицистический стиль.
Лекция.
4.
Стили текста: художественный стиль.
Лекция.
5.
Стили текста: научно-популярный стиль.
Лекция.
6.
Общие и специальные средства выразительности.
Лекция с элементами практической деятельности.
7.
Зачетная работа №1.
Зачет.
8.
Тема и основная мысль текста.
Лекция с элементами практической деятельности.
9.
Тема и микротемы (деление текста на абзацы).
Лекция с элементами практической деятельности.
10.
Зачетная работа №2.
Зачет.
11.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. План написания сочинения.
Лекция с элементами практической деятельности.
12.
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении.
Лекция.
13.
Виды и формы вступления.
Лекция.
14.
Практическая работа.
Урок-практикум.
15.
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста.
Лекция.
16.
Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.
Лекция.
17.
Практическая работа.
Урок-практикум.
18.
Комментарий к основной проблеме текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Лекция.
19.
Введение цитат в текст сочинения.
Лекция с элементами практической деятельности.
20.
Практическая работа.
Урок-практикум.
21.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
Лекция.
22.
Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.
Лекция.
23.
Практическая работа.
Урок-практикум.
24.
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Лекция.
25.
Аргументы, оцениваемые 2 баллами. Аргументы, оцениваемые 1 баллом. Структура аргумента.
Лекция.
26.
Практическая работа.
Урок-практикум.
27.
Заключительная часть сочинения. Виды заключения.
Лекция.
28.
Типовые конструкции, используемые в заключении.
Лекция.
29.
Практическая работа.
Урок-практикум.
30.
Речевое оформление сочинения (фактические, логические, грамматические, речевые ошибки).
Лекция.
31.
Творческая работа. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Творческая работа.
32.
Творческая работа. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Творческая работа.
33.
Творческая работа. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
Творческая работа.
34.
Рекомендации к написанию сочинения на ЕГЭ.
Лекция.
15