Мастер класс: Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся.


Критериальный подход как один из факторов формирования положительной мотивации обучающихся Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.В.А.Сухомлинский Проблема:  •падение интереса детей к обучению, к школе; •стремление заработать как можно больше положительных отметок, чтобы угодить родителям; •всяческие ухищрения от наказания за невыполненное задание, обман; •обиды за несправедливую оценку, депрессии и неврозы, Недостатки пятибалльного оценивания: Ученик ограничен в возможности увидеть личную динамикуОтношения учитель – ученик определяются контролирующей функцией учителяОтношения учитель – ученик – родитель определяются субъективностью оцениванияУченик не учится контролировать себя сам КРИТЕРИЙ Значение слова Критерий по Ефремовой:Критерий - Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л.Значение слова Критерий по Ожегову:Критерий - Мерило оценки, суждения Критерий в Энциклопедическом словаре:Критерий - (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Значение слова Критерий по Бизнес словарю:Критерий - признак, на основании которого производятся оценка, классификация. Критерии оценивания Критерии оценивания являются неотъемлемой частью формативного оценивания. При формативном оценивании критерии оценивания сфокусированы на определенной теме или разделе, Критерии оценивания должны быть подготовлены учителем заранее, а при необходимости, они могут быть разработаны совместно с учащимися. Содержание критериев должно быть изложено понятным доступным языком. Они должны быть представлены учащимся наглядно Критериальное оценивание Смысл критериального оцениваниязаключается не в отказе от отметки.Критериальное оценивание позволяетученику планировать свою учебнуюдеятельность, определять цели, задачи,пути их достижения, оценивать результат своего труда Принципы критериального оценивания: Критериальность;Приоритет самооценки;Гибкость и вариативность;Естественность процесса контроля и оценки. Функции отметки при критериальном оценивании: Стимулирование ответственности учащихся за образовательные результатыОпределение границ знания-незнанияОпределение направления коррекционной работыОценивание личной динамики учащихсяФормирование действий контроля и оценкиМотивирование учащихся к обучению Перспективная цель критериального обучения - достижение полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. В чём преимущества критериального оценивания?  •даёт возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык; •позволяет фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности; •является «прозрачной» в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок и целей оценивания; •содержит механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса •позволяет бережно относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций • формирует положительную мотивацию обучающихся. Изменение характера контроля и оценки при критериальном оценивании Постепенная передача контроля и оценки от учителя к ученику. Переход от контроля по результату к контролю за процессом учебной деятельности. Виды контроля: По субъекту контроля:взаимоконтроль;самоконтроль;учительский контроль. По месту в учебном процессе:стартовый;рефлексивный;планирующий;пооперационный;диагностико-коррекционный;итоговый. Виды оценки: констатирующая;рефлексивная;прогностическая;ретроспективная.Главное качество всех видов оценки – Содержательность(критериальность).