Рабочая программа учебного предмета «Математика» 6 класс, базовый уровень
Паспорт ресурса.
Тип программы: программа общего образования.
Уровень образования: основное общее образование
Статус программы: рабочая программа по предмету математика
Назначение программы:
для обучающихся и родителей (законных представителей) программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогического коллектива определяет приоритеты в содержании математического образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе;
для администрации школы является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по математическому образованию.
Категория обучающихся: учащиеся 6 класса МБОУ Багеровская СОШ №2
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: каждый предмет изучается в объеме 175 часов.
Форма обучения: очная.
Режим учебных занятий: по 5 часов в неделю.
Формы контроля:
текущий контроль: устный опрос, проверочные работы;
итоговая аттестация: контрольные работы, самостоятельные работы.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» в 6 классе составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 5 марта 2004 года N 1087, в редакции приказа Минобрнауки РФ от 31 января 2012 года N 69 (ФК ГОС)
Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы /Сост. Т.А. Бурмистрова – Москва: «Просвещение», 2009.
Авторской программы Е.Ю. Булгакова. Математика. 5-6 классы: рабочие программы по учебникам С.М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А. В. Шевкина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 142 с.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Багеровская СОШ №2 на 2014 - 2019 годы
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч. из расчета 5 ч. в неделю с V по IX класс.
Математика изучается в 2015/2016 году в 6 классе в объеме 5 ч. в неделю, всего 175 ч.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, тестирования, математических диктантов.
Настоящая программа курса математики для 6 класса продолжает соответствующую программу начальной школы и ставит перед собой главной целью формирование у школьников основ научного (математического) мышления, позволяющих продолжать обучение в основной и старшей школе.
Цели:
овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формировать интеллектуальное развитие, интерес к предмету «математика», качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитывать культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи обучения:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенции (учебно – познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно – ориентированной) и профессионально трудового выбора.
В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Поставленные цели решаются на основе применения различных форм работы (индивидуальной, групповой, фронтальной), тестирования, помогает осуществлять контроль и самоконтроль учебных достижений.
Рабочая программа ориентирована на преподавание по учебнику «Математика 6» под редакцией С.М. Никольского серии «МГУ-школе», Москва «Просвещение» 2014
Требования к уровню подготовки шестиклассников по математике
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства;
понятие целого числа, десятичной дроби;
существо понятия алгоритма;
как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
уметь
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями, сравнивать и округлять десятичные дроби; находить значения числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
уметь расположить числа на координатной оси;
Строить круговые, столбчатые диаграммы, простейшие графики;
решать несложные задачи на проценты;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата математики;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.
Содержание обучения
В курсе математики 6 класса могут быть условно выделены 5 разделов:
Отношения, пропорции, проценты
Целые числа
Рациональные числа
Десятичные дроби
Обыкновенные и десятичные дроби
Отношения, пропорции, проценты
Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление числа в заданном отношении. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональность. Понятие о проценте. Задачи на проценты. Круговые диаграммы. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события.
Основная цель – восстановить навыки работы с натуральными и рациональными числами, усвоить понятия, связанные с пропорциями и процентами.
Целые числа
Отрицательные целые числа. Противоположное число. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Сложение целых чисел. Законы сложения целых чисел. Разность целых чисел. Произведение целых чисел. Частное целых чисел. Распределительный закон. Раскрытие скобок и заключение в скобки. Действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси.
Основная цель – научить учащихся работать со знаками, так как арифметические действия над их модулями – натуральными числами – уже хорошо усвоены.
Рациональные числа
Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. Законы сложения и умножения. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
Основная цель – добиться осознанного владения школьниками арифметических действий над рациональными числами.
Десятичные дроби
Понятие положительной десятичной дроби. Сравнение положительных десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Перенос запятой в положительной десятичной дроби. Умножение положительных десятичных дробей. Деление положительных десятичных дробей. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел.
Основная цель – научить учащихся действиям с десятичными дробями и приближёнными вычислениями.
Обыкновенные и десятичные дроби
Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Бесконечные периодические десятичные дроби. Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби. Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова система координат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики.
Основная цель – ввести действительные числа.
Тематическое планирование
№ раздела и тем
Наименование разделов и тем
Кол-во часов по примерной (авторской) программе
Кол-во часов по рабочей программе
Практическая часть
Повторение
0
7
2.
Отношения, пропорции, проценты
26
26
3.
Целые числа
36
34
4.
Рациональные числа
38
38
5.
Десятичные дроби
35
34
6
Обыкновенные и десятичные дроби
25
24
7.
Повторение
10
12
ИТОГО:
170
175
Календарно-тематическое планирование учебного материала
( 5 часов в неделю, всего 170 часов)
№ п\п
Дата проведения
Название разделов, темы урока
Кол-во
часов
Практическая часть
Основные виды деятельности учащихся
Региональный компонент
по плану
фактически
Повторение
7
1
Натуральные числа и нуль
1
2
Измерение величин
1
3
Делимость натуральных чисел
1
4
Делимость натуральных чисел
1
5
Обыкновенные дроби
1
6
Обыкновенные дроби
1
7
Диагностическая контрольная работа
1
Отношения, пропорции, проценты
26
8
Отношения чисел и величин
1
9
Отношения чисел и величин
1
10
Масштаб
1
11
Масштаб
1
12
Деление числа в данном отношении
1
13
Деление числа в данном отношении
1
14
Деление числа в данном отношении
1
15
Пропорции
1
16
Пропорции
1
17
Пропорции
1
18
Прямая и обратная пропорциональность
1
19
Прямая и обратная пропорциональность
1
20
Прямая и обратная пропорциональность
1
21
Прямая и обратная пропорциональность
1
22
Контрольная работа №1 «»
1
23
Понятие о проценте
1
24
Понятие о проценте
1
25
Понятие о проценте
1
26
Задачи на проценты
1
27
Задачи на проценты
1
28
Задачи на проценты
1
29
Круговые диаграммы
1
30
Круговые диаграммы
1
31
Занимательные задачи
1
32
Занимательные задачи
1
33
Контрольная работа №2 «»
1
Целые числа
34
34
Отрицательные числа
1
35
Отрицательные числа
1
36
Противоположные числа. Модуль числа
1
37
Противоположные числа. Модуль числа
1
38
Сравнение целых чисел
1
39
Сравнение целых чисел
1
40
Сложение целых чисел
1
41
Сложение целых чисел
1
42
Сложение целых чисел
1
43
Сложение целых чисел
1
44
Сложение целых чисел
1
45
Законы сложения целых чисел
1
46
Законы сложения целых чисел
1
47
Разность целых чисел
1
48
Разность целых чисел
1
49
Разность целых чисел
1
50
Разность целых чисел
1
51
Произведение целых чисел
1
52
Произведение целых чисел
1
53
Произведение целых чисел
1
54
Частное целых чисел
1
55
Частное целых чисел
1
56
Частное целых чисел
1
57
Распределительный закон
1
58
Распределительный закон
1
59
Раскрытие скобок и заключение в скобки
1
60
Раскрытие скобок и заключение в скобки
1
61
Действия с суммами нескольких слагаемых
1
62
Действия с суммами нескольких слагаемых
1
63
Представление целых чисел на координатной оси
1
64
Представление целых чисел на координатной оси
1
65
Контрольная работа №3 «»
1
66
Занимательные задачи
1
67
Занимательные задачи
1
Рациональные числа
38
68
Отрицательные дроби
1
69
Отрицательные дроби
1
70
Рациональные числа
1
71
Рациональные числа
1
72
Сравнение рациональных чисел
1
73
Сравнение рациональных чисел
1
74
Сравнение рациональных чисел
1
75
Сложение и вычитание дробей
1
76
Сложение и вычитание дробей
1
77
Сложение и вычитание дробей
1
78
Сложение и вычитание дробей
1
79
Сложение и вычитание дробей
1
80
Умножение и деление дробей
1
81
Умножение и деление дробей
1
82
Умножение и деление дробей
1
83
Умножение и деление дробей
1
84
Законы сложения и умножения
1
85
Законы сложения и умножения
1
86
Контрольная работа № 4
1
87
Смешанные дроби произвольного знака
1
88
Смешанные дроби произвольного знака
1
89
Смешанные дроби произвольного знака
1
90
Смешанные дроби произвольного знака
1
91
Смешанные дроби произвольного знака
1
92
Изображение рациональных чисел на координатной оси
1
93
Изображение рациональных чисел на координатной оси
1
94
Изображение рациональных чисел на координатной оси
1
95
Уравнения
1
96
Уравнения
1
97
Уравнения
1
98
Уравнения
1
99
Решение задач с помощью уравнений
1
100
Решение задач с помощью уравнений
1
101
Решение задач с помощью уравнений
1
102
Решение задач с помощью уравнений
1
103
Контрольная работа № 5
1
104
Занимательные задачи
1
105
Занимательные задачи
1
Десятичные дроби
34
106
Понятие положительной десятичной дроби
1
107
Понятие положительной десятичной дроби
1
108
Сравнение положительных десятичных дробей
1
109
Сравнение положительных десятичных дробей
1
110
Сложение и вычитание положительных десятичных дробей
1
111
Сложение и вычитание положительных десятичных дробей
1
112
Сложение и вычитание положительных десятичных дробей
1
113
Сложение и вычитание положительных десятичных дробей
1
114
Перенос запятой в положительной десятичной дроби
1
115
Перенос запятой в положительной десятичной дроби
1
116
Умножение положительных десятичных дробей
1
117
Умножение положительных десятичных дробей
1
118
Умножение положительных десятичных дробей
1
119
Умножение положительных десятичных дробей
1
120
Деление положительных десятичных дробей
1
121
Деление положительных десятичных дробей
1
122
Деление положительных десятичных дробей
1
123
Деление положительных десятичных дробей
1
124
Контрольная работа № 6
1
125
Десятичные дроби и проценты
1
126
Десятичные дроби и проценты
1
127
Десятичные дроби и проценты
1
128
Десятичные дроби и проценты
1
129
Десятичные дроби произвольного знака
1
130
Десятичные дроби произвольного знака
1
131
Приближение десятичных дробей
1
132
Приближение десятичных дробей
1
133
Приближение десятичных дробей
1
134
Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел
1
135
Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел
1
136
Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел
1
137
Контрольная работа №7
1
138
Занимательные задачи
1
139
Занимательные задачи
1
Обыкновенные и десятичные дроби
24
140
Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь
1
141
Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь
1
142
Бесконечные периодические десятичные дроби
1
143
Бесконечные периодические десятичные дроби
1
144
Непериодические бесконечные десятичные дроби
1
145
Непериодические бесконечные десятичные дроби
1
146
Длина отрезка
1
147
Длина отрезка
1
148
Длина отрезка
1
149
Длина окружности. Площадь круга
1
150
Длина окружности. Площадь круга
1
151
Длина окружности. Площадь круга
1
152
Координатная ось
1
153
Координатная ось
1
154
Координатная ось
1
155
Декартова система координат на плоскости
1
156
Декартова система координат на плоскости
1
157
Декартова система координат на плоскости
1
158
Столбчатые диаграммы и графики
1
159
Столбчатые диаграммы и графики
1
160
Столбчатые диаграммы и графики
1
161
Контрольная работа № 8
1
162
Занимательные задачи.
1
163
Занимательные задачи.
1
Повторение
12
164
Отношения, пропорции, проценты
1
165
Целые числа
1
166
Рациональные числа
1
167
Обыкновенные и десятичные дроби
1
168
Обыкновенные и десятичные дроби
1
169
Контрольная работа №9. (Итоговая)
1
170
Анализ контрольной работы
1
171
Повторение курса математики за 5 – 6 классы
1
172
Повторение курса математики за 5 – 6 классы
1
173
Повторение курса математики за 5 – 6 классы
1
174
Повторение курса математики за 5 – 6 классы
1
175
Повторение курса математики за 5 – 6 классы
1
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
Оценка письменных работ учащихся по математике
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена верно и полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- решение не содержит неверных математических утверждений (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
- выполнено без недочетов не менее ѕ заданий.
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
- правильно выполнено менее половины работы
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
- полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу.
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного
материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
При проведении тестирования обучающихся применяется следующий порядок оценивания качества выполнения тестовых заданий:
- отметка «5» ставится при правильном выполнении обучающимся тестового задания на 91-100%;
- отметка «4» ставится при правильном выполнении тестового задания на 76-90%;
- отметка «3» ставится при правильном выполнении тестового задания на 61-75%;
- отметка «2» ставится при правильном выполнении тестового задания менее чем на 60%.
- отметка «1» ставится, если обучающийся отказался от выполнения теста.
Характеристика КИМ, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся по предмету
Форма КИМ
Кол-во
Тема
Цель проведения
Источник литературы, из которого используются КИМы
Дата
Контрольная работа
1
Диагностическая
Контроль
Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009–2012;
Контрольная работа
1
Контроль
Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009–2012;
Контрольная работа
1
Контроль
Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009–2012;
Контрольная работа
1
Контроль
Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009–2012;
Контрольная работа
1
Контроль
Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009–2012;
Контрольная работа
1
Контроль
Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009–2012;
Контрольная работа
1
Контроль
Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009–2012;
Контрольная работа
1
Контроль
Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009–2012;
Контрольная работа
1
Контроль
Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009–2012;
Контрольная работа
1
Итоговая
Контроль
Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009–2012;
Учебно-методический комплекс:
Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику С.Н. Никольского и др. «Математика. 6 класс». – М.: Издательство «Экзамен». – 127, [1] с
Математика. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2014;
Математика. Дидактические материалы. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2009–2012;
Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс. В двух частях / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2012;
Математика. Тематические тесты. 6 класс / П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О.Ф. Зарапина. М.: Просвещение, 2009–2012;
Математика. Методические рекомендации. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2012;
Приложение
Итоговая контрольная работа
13PAGE 15
13PAGE 142415
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 6Заголовок 715