Рабочая программа по русскому языку (11 класс). Учебник В.В. Бабайцевой. Профильный уровень

Пояснительная записка
В предлагаемой программе учитываются основы «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (М., 2004) и «Примерная программа среднего образования по русскому языку. Профильный уровень». Программа составлена по программе по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой 3-е издание, 2010 г. Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; русском языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Содержание курса русского языка в 1011 классах, изучающих русский язык на профильном (филологическом) уровне обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. «Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения».
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.
Русский язык является одним из рабочих языков в Организации Объединенных Наций (ООН) и в других международных организациях. Положение русского языка в России и в современном мире определяет значение предмета «Русский язык» в школе.
При построении программы для достижения этих целей учитывались следующие идеи (принципы):
1.Формирование и развитие лингвистической концепции служит надежной основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической части курса.
2.Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в логической последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития.
Системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объем теоретических сведений, установить между ними системные связи, что имеет большое методическое значение.
3. Изучение языка способствует развитию мышления.
4. Изучение русского языка, одного из богатейших языков мира, имеет большое значение для патриотического, духовного и эстетического воспитания учащихся.
5. Функциональный подход к изучению языка обусловил внимание к тексту при обучении речи
6. Большое значение для понимания современного состояния языка имеет обращение к его истории
7. Изучение принципов русского правописания должно способствовать совершенствованию навыков грамотного письма.
8. Совершенствование языкового чутья учащихся – важнейшее условие совершенствования их речи.
Учащиеся 10-11 классов профильного уровня должны сформировать некоторые навыки научно-исследовательской работы, умение пользоваться словарями и справочниками.
Обращение к словарям и справочникам сопровождает изучение русского языка на протяжении всех школьных лет, и в частности на завершающем этапе обучения русскому языку – в 10-11 классах.

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен знать /понимать:
функции языка;
строение текста, соотношение языка, речи и слова;
основные сведения о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
строение текста, средства, создающие его цельность и связность;
понятие языковой нормы, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы русского литературного языка;
анализировать и строить тексты разных жанров, типов речи и стилей;
уместно употреблять синонимы и фразеологизмы;
производить все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический); производить анализ текста;
пользоваться разными типами словарей и справочников;
принимать участие в дискуссиях на различные актуальные темы, в том числе лингвистические; аргументировать свою точку зрения;
редактировать тексты;
составлять конспекты (подробные и сжатые), составлять планы разного характера (краткие, подробные, цитатные, тезисные).


Основное содержание курса русского языка за 10 класс (102 ч)
Вспомним изученное (10 ч)
I. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (16 ч)
Функции языка.
Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.
Русский язык государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе.
II. Русский язык – один из богатейших языков мира (76 ч)
Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление. Стили литературного языка – разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика. Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи соблюдение норм русского литературного языка точной словоупотребления, ясность, чистота ясность, эмоциональность речи и др.
Роль А. С. Пушкина в истории русского языка. Предшественники А.С. Пушкина. А. С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка.
Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
11 класс (102 ч)
III. Принципы русского правописания (10 ч)
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
IV. Повторение изученного (92ч)
Систематизация знаний по русскому языку.
Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).
Совершенствование устной речи.


Календарно-тематическое планирование
№ п\п
Тема урока
Содержание
Подготовка к ЕГЭ
Тип урока
Виды деятельности учащихся

1
Вводный урок. Повторение изученного в 10 классе.
  

Повторение изученного в 10 классе

Повторение изученного материала ПИМ
Комплексный анализ текста

Источники расширения словарного состава современного русского языка (12 часов)

2
Словообразование.


Источники расширения словарного состава современно го русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
6, 25
Изучение нового материала ИНМ


Аналитическое чтение параграфов учебника. Составление плана (простого, сложного, вопросного, цитатного, тезисного). Пересказы текстов научного стиля. Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Составление текстов по опорным словам. Замена заимствований русизмами. Устное сочинение-рассуждение. Подготовка и проведение урока-конференции: подготовка сообщений на лингвистическую тему, участие в дискуссии.

3
Появление у слов новых лексических значений.

1, 3, 22, 24, 25
ИНМ


4
Лексика пассивного словарного фонда.

1, 3, 22, 24, 25
ИНМ


5
Использование историзмов и архаизмов.

1, 3, 22, 24, 25
ИНМ


6
Термины науки.

1, 3, 22, 24, 25
ИНМ


7
 Религиозная лексика.

1, 3, 22, 24, 25
ИНМ


8
Периферийная лексика.

1, 3, 22, 24, 25
ИНМ


9
Просторечие.

1, 3, 22, 24, 25
ИНМ


10
Диалектизмы.

1, 3, 22, 24, 25
ИНМ


11
Контрольная работа № 1.


Урок контроля К


12
Анализ входной контрольной работы.


Урок коррекции знаний КЗ


13
Профессионализмы.

1, 3, 22, 24, 25
ИНЗ

·

14
Жаргонизмы.

1, 3, 22, 24, 25
ИНЗ


15
Заимствования.


ИНЗ


16 - 17
Сочинение по прочитанному тексту.



Урок развития речи РР


Принципы русского правописания (6 часов)

18
Фонетический принцип орфографии



Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания. Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки
4
ИНМ ПИМ


Составление тезисного плана параграфов учебника. Составление таблицы по тексту параграфа. Составление текстов по опорным словам, данному началу. Сочинение-эссе. Подробное изложение

19
Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.

6, 8-14
ИНМ ПИМ


20
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации.

15-19
ИНМ


21
Знаки препинания и интонация.

15-19
ИНМ


22
Авторские знаки.

15-19
ИНМ


23 - 24
Сочинение по прочитанному тексту.



РР


Повторение изученного. Фонетика, графика, орфоэпия (4 часа)

25
Классификация звуков, транскрипция.
Классификация звуков, транскрипция. Орфоэпические нормы. Особенности звуковой организации художественного текста. Звукопись
4
ПИМ

Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

Работа с орфоэпическим словарём

26
Орфоэпические нормы.

4
ПИМ


27
Особенности звуковой организации художественного текста.

4, 25
ИНМ


28
Звукопись.


4, 25
ПИМ


Повторение изученного. Морфемика и словообразование (6 часов)

29
Морфемный состав слов разных частей речи.
Морфемный состав слов разных частей речи.

Изменение морфемного состава слов с течением времени.

Основные способы словообразования.

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.
6, 8-14
ПИМ

Работа с лингвистическими словарями.

Частичный анализ текстов художественного стиля.

Составление текстов по опорным словам.

Подбор примеров языковых явлений из художественной литературы.

Сочинение-миниатюра по афоризму.

30
Морфемный состав слов разных частей речи.

6, 8-14
ПИМ


31
Изменение морфемного состава слов с течением времени.

6, 8-14
ИНМ


32
Основные способы словообразования.

6, 8-14
ИНМ ПИМ


33
Основные способы словообразования.

6, 8-14
ИНМ ПИМ


34
Словообразовательный повтор как стилистическое средство.

1, 2, 23, 24
Урок закрепления изученного материала ЗИМ


35 - 36
Сочинение по прочитанному тексту.



РР


Повторение изученного. Лексикология, фразеология и этимология (6 часов)

37
Лексическое значение слова.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Стилистическая окраска слов.
Фразеологизмы. Синтаксические особенности устойчивых выражений. Этимология.
1, 3, 5, 7
ПИМ
Работа с лингвистическими словарями.
Составление афоризмов. Составление текстов по пословице. Подбор примеров языковых явлений из художественной литературы. Анализ текстов современной публицистики. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

38
Однозначные и многозначные слова.

1, 3, 5, 7
ПИМ


39
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

1, 3, 5, 7, 22
ПИМ


40
Стилистическая окраска слов.

1, 3, 5, 7, 22, 24
ИНМ ПИМ


41
Фразеологизмы. Синтаксические особенности устойчивых выражений.

3, 4, 7, 22
ИНМ ПИМ


42
Этимология.

3, 5, 22
ПИМ


43 - 44
Сочинение по прочитанному тексту.


К


Повторение изученного. Морфология (7 часов)

45
Признаки частей речи.


Признаки частей речи.

Классификация частей речи.

Функциональные омонимы.

Грамматическое значение, морфологические признаки, морфемный состав, синтаксическая функция, особенности правописания слов разных частей речи
4, 5, 6, 11, 13
ПИМ


Составление опорных схем на основе теоретического материала.

Анализ языковых единиц (морфологический разбор).

Устное рассуждение на лингвистическую тему.

Составление текста по данному началу

46
Классификация частей речи.

6
ПИМ


47
Функциональные омонимы

22
ИНЗ ПИМ


48
Функциональные омонимы.

22
ИНЗ ПИМ


49
Грамматическое значение, морфологические признаки, морфемный состав, синтаксическая функция, особенности правописания слов разных частей речи.

4, 5, 6, 8-14
ЗИМ


50
Грамматическое значение, морфологические признаки, морфемный состав, синтаксическая функция, особенности правописания слов разных частей речи.

4, 5, 6, 8-14
ЗИМ


51
Грамматическое значение, морфологические признаки, морфемный состав, синтаксическая функция, особенности правописания слов разных частей речи.

4, 5, 6, 8-14
Урок систематизации и обобщения изученного материала СОИМ


52
Контрольная работа № 2 по теме: «Комплексный анализ текста».



К


53
Анализ контрольной работы.



Урок коррекции знаний


Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация (29 часов)

54
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы.




Основные единицы синтаксиса.

Словосочетание.

Типы простых и сложных предложений.

Выразительные возможности предложений разных типов.

Основные правила пунктуации.
7, 24, 25
ИНЗ ПИМ




Составление опорных схем на основе теоретического материала.

Конструирование предложений разных типов. Составление схем предложений.

Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. Редактирование.

Составление текста по цитате, по пословице.

Сочинения в разных жанрах: путевые заметки, личное письмо, дневниковая запись и др.

Жанр слова. Дискуссия на лингвистическую тему

55
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании.

7, 24, 25
ИНЗ ПИМ


56
Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.

7, 24, 25
ИНЗ ПИМ


57
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

1, 2, 7
ИНМ ПИМ


58 - 59
Сочинение по прочитанному тексту.


РР


60
Предикативная (грамматическая) основа предложения.

1, 2, 15
ПИМ


61
Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

1, 2, 15
ЗИМ


62
Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

1, 2, 15, 16, 17
ЗИМ


63
Типы простых и сложных предложений.

18, 19, 24
ЗИМ


64
 Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений.

18, 19, 24, 25
ИНМ ПИМ


65
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

25
СОИМ


66
Синонимия синтаксических конструкций.

21
ЗИМ


67
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста.

21
ИНМ


68
Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения.

1, 2, 20
ИНМ


69
Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.

20, 21, 25
ИНМ


70
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.

20, 21, 25
ИНМ


71
Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

20, 21, 23
ИНМ


72
Принципы современной русской пунктуации.

15-19
ПИМ


73
Знаки препинания в конце предложений.

15-19
СОИМ


74
Знаки препинания внутри простого предложения.

15-19
СОИМ


75
Знаки препинания между частями сложного предложения.

15-19
СОИМ


76
Знаки препинания при передаче чужой речи.

15-19
СОИМ


77
Знаки препинания в связном тексте.

15-19
СОИМ


78
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

20, 21
ИНМ ПИМ


79
Сочетание знаков препинания.

15-19
ИНМ ПИМ


80
Авторское использование знаков препинания.

15-19
ПИМ


81
Трудные случаи пунктуации.

15-19
СОИМ


82
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

2, 20, 21, 22, 23, 24
СОИМ


83 - 84
Сочинение по прочитанному тексту.


РР


Обобщающее повторение орфографии (11 часов)

85
Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания.


Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии.


Закрепление навыков грамотного письма.
6 - 14
СОИМ


Составление опорных схем на основе теоретического материала.


Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей.

86
Правописание морфем.

6 - 14
ЗИМ


87
Правописание морфем.

6 - 14
ЗИМ


88
Правописание морфем.

6 - 14
ЗИМ


89
Правописание морфем.

6 - 14
ЗИМ


90
Слитные, дефисные и раздельные написания.

6 - 14
ЗИМ


91
Слитные, дефисные и раздельные написания.

6 - 14
ЗИМ


92
Слитные, дефисные и раздельные написания.

6 - 14
ЗИМ


93
Употребление прописных и строчных букв.

6 - 14
ЗИМ


94
Правила переноса слов.


ЗИМ


95
Правила графического сокращения слов.


ЗИМ


96
Контрольная работа № 3.


К


97
 Анализ контрольной работы.


Урок коррекции знаний и умений


98 - 102
Резервные уроки







Литература
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. М., 1988.
Бабайцева В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. М., 2000.
Бабайцева В. В. Актуальное членение односоставных предложений // Проблемы изучения односоставных предложений. М., 2005.
Бабайцева В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. М., 2004.
Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.
Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М., 1998.
Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М., 2002.
Львов М. Р. Основы теории речи. М., 2000.
Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003.
П олитова И. Н. Переходность в системе подчинительных словосочетаний в современном русском языке. Коломна, 2008.
Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии. М., 2005.
Сыров И. А. Способы реализации категории связности в художественном тексте. М., 2005.
Сыров И. А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филологические науки. 2002. № 3.
Успенский М. Б. В мире парадоксов русского языка. М., 2006.
Хисамова Г. Г. Диалог как компонент художественного текста. М., 2007.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
БабайцеваВ.В. Русский язык и литература. Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 класс. Дрофа, 2014.
Граник Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. М., 1995.
Львова С. И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. М., 2004.
Львова С. И. Русский язык в кроссвордах. М., 2002.
Панов М. В. Занимательная орфография. М., 1984.
Панов М. В. И всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. М., 1964.
Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. М., 1985.
Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? М., 1988.
Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. М., 1996.
Смелкова З. С. Деловой человек: культура речевого общения. М., 1997.
Солганик Г. Я. От слова к тексту. М., 1993.
Ш анский Н. М. Лингвистические детективы. М., 2002.
Словари и справочники.
15