Конспект урока окружающего мира во 2 классе. УМК Планета знаний. Тема Осень


Сценарий урока
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Осень. Раздел: «Как люди познают мир»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Педагогические цели урока: способствовать расширению представлений учащихся о характерных признаках осени в неживой и живой природе; содействовать раскрытию некоторых доступных взаимосвязей между изменениями в неживой и живой природе; создать условия для формирования навыка работы с текстом; создать условия, обеспечивающие воспитание любви к природе ХМАО - Югры
Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока:
учащиеся: узнают характерные признаки осени, происходящие в неживой и живой природе;
научатся : - устанавливать взаимозависимость между ними;
- понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
получат возможность научиться приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых
взаимосвязей в живой природе.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока:
Личностные: - учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника
Метапредметные: коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
регулятивные: волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
познавательные: умение выявлять проблему; умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе анализа объектов делать выводы.
Межпредметные связи: литературное чтение (раздел «Осень пришла»), изобразительное искусство (раздел «Живопись), музыка
Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-коллективная, дифференцированная, в парах
Методы обучения: по источнику знаний: словесные, практические; по уровню познавательной активности: частично - поисковый; по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительныйПриёмы обучения: приёмы технологии развития критического мышления: «Ассоциации», «Кластер», «Инсерт», «Бортовой журнал»
Образовательное пространство урока: наглядно - иллюстративные средства: фотографии репродукций картин И.Левитана «Золотая осень», «Осень», «Осень. Дорога в деревне»;
- аудиозаписи пьес П.И.Чайковского «Времена года»
- дидактические средства: учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. 2 класс;
- раздаточный материал: карточки для самостоятельной работы с таблицами ;- презентационные средства: физминутка для глаз; фотографии осенней природы ХМАО - Югры (презентация);
- компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Этапы урока
1 этап «Вызов»
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин.)
2 этап «Осмысление»
3. Выявление места и причины затруднения (3 мин.)
4. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин.)
5. Реализация построенного проекта (8 мин.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)
3 этап «Рефлексия»
8. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Самооценка (3 мин.)
Ход урока
Этапы урока,
цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I этап «Вызов».
1.Мотивация
к деятельности.
Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания Учащиеся сидят за партами по группам: 1- ряд – медленно читающие учащиеся (1 гр.), 2-й и 3-й ряды – учащиеся с высоким темпом чтения (2 гр., 3 гр.).
Звучит приглушенно музыка П.И.Чайковского
- Здравствуйте, ребята!
- Помогите мне продолжить стихотворение
«Уж небо осенью дышало,
уж реже солнышко блистало…»
-А вы помните, кто автор этих замечательных строк? Учащиеся здороваются
-..Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом
обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу…
-А.С.Пушкин Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
Личностные:
- смыслообразование Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
- умение слушать и понимать других
2.Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель этапа: актуализировать ЗУН и мыслительные операции достаточные для построения новых знаний -Можно ли сказать, что поэт перечислил признаки осени? Докажите свой ответ словами или фразами текста.
- Солнце реже появляется на небе, день становится короче – это признаки какой природы?
- Листья опадают, птицы улетают в теплые края. А это какая природа? - Да, например:
…реже солнышко блистало;
…короче становился день;
…лесов таинственная сень
с печальным шумом обна-жалась;
… гусей крикливых караван тянулся к югу
- Это неживая природа.
- Это природа живая. Личностные смыслообразованиеРегулятивные: волевая саморегуляцияПознавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знанийКоммуникативные:
- умение аргументировать своё мнение
II этап «Осознание».
3. Выявление места
и причины затруднения
Цель: осознать место и причину возникших затруднений
- Ребята, кто-то может сказать, все ли это признаки наступления осени?
- Сейчас я предлагаю на листе, который лежит перед вами, записать слова или фразы, которые вам приходят на ум при словах «Осень пришла» (прием «Ассоциации)
- Повернитесь к соседу по парте, поделитесь своими мыслями.
- Скажите, верна ли пословица «Одна голова хорошо, а две лучше»?
- Давайте послушаем, какие изменения природе вы вспомнили. Учащиеся предлагают свои ответы.
Дети выполняют записи.
- Да, верна. Признаков осени стало больше после совместного обсуждения
Дети читают свои записи. Личностные: учебно-познавательный интерес
Познавательные: постановка проблемы
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: на основе поставленной цели выбрать способы и средства ее реализации
-А сейчас мы можем с уверенностью сказать, что перечислили все изменения в природе осенью?
- Можете ли вы предположить, как звучит тема урока?
- Что вы еще не знаете, но должны знать и уметь в конце урока?
-Как же нам проверить? Что нам может помочь в этом?
Дети дают ответы
- Наш урок посвящен осени.
- Мы узнаем обо всех осенних изменениях в живой и неживой природе; на основе наблюдений за природой научимся замечать эти изменения и определять время года.
-Учебник, в котором можно найти необходимую информацию Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование,
- прогнозирование. Познавательные:
- умение структурировать знания;
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества;
- доброжелательное отношение друг к другу.
5. Реализация построенного проекта
Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.
Физминутка (для глаз) - Согласна с вами. Для того, чтобы найти ответы на вопросы, предлагаю вам сейчас поработать по группам. 1-я группа (медленно читающие учащиеся) узнаёт об изменениях в неживой природе, стр.28. Ребята, во время чтения текста, помечайте на полях значки:
V – «я знаю», + - «это новое для меня», – - «я думал иначе», ? – «я не понял» (прием «инсерт»).
2-я и 3-я группы уточнят знания об изменениях в живой природе. Ребята 2-й группы узнают из текста учебника, как изменилась жизнь растений (с.28-29), ребята 3-й группы – жизнь животных(с.29-31). Перед каждым из вас на листе изображена таблица, которую нужно заполнить короткими фразами или словами – ответами. В первую колонку запишите то, что вы знаете об изменениях в мире растений (2 гр.), в жизни животных (3 гр.), а вторую колонку будете заполнять, читая текст. Если прочитали о том, что ранее было для вас неизвестным, сделайте паузу и запишите в таблицу (прием «Бортовой журнал»). Учитель включает фоном аудио записи П.И.Чайковского «Времена года»; наблюдает за выполнением задания, оказывает помощь, если она необходима.
- Давайте обсудим. Что вам было известно? Что узнали впервые?
- Чему удивились? Что осталось непонятным?
- Помогла ли вам музыка представить описанные в тексте картины окружающего мира? Кто-то может назвать композитора? Петр Ильич Чайковский, прекрасный русский композитор, который любил родную природу и посвятил свою музыку каждому месяцу года, передавая в ней настроение. Посмотрите на фотографии, снятые нашими земляками. Полюбуйтесь природой Югры! Она особенно прекрасна осенью! А в это время ваши глаз немного отдохнут.
Учитель показывает короткую презентацию с фотографиями осенней природы Югры и читает стихотворение поэта манси А.Тарханова «Осенний мотив» (приложение) Учащиеся работают с текстами, делают пометки, заполняют таблицы.
Учащиеся отвечают по
«цепочке».
Заслушиваются все желающие высказаться дети.
Возможно, ответят дети, посещающие школу искусств.
Учащие воспринимают зрительную и слуховую информацию Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
Коммуникативные:
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: Закрепление способов действий, вызвавших затруднение
Физминутка (двигательная) - Для того, чтобы увидеть все изменения, которые произошли в природе с приходом осени, я предлагаю составить схему (прием «Кластер»).
Учитель на доске составляет схему, записывая ответы детей.

- Молодцы. Мы составили очень подробный ответ на вопрос: «Как изменяется природа с приходом осени»
-А сейчас предлагаю вам подвигаться в осеннем танце - представьте на несколько секунд себя осенними листьями. Вслушайтесь в звуки музыки. Передайте движения падающих, крутящихся листьев, танцующих листьев. Учащиеся помогают учителю составить кластер (приложение).
Дети произвольно двигаются под музыку П.И.Чайковского Регулятивные: саморегуляцияПознавательные: использование общих приемов решения задач;
-умение в виде представлять информацию схемы
Коммуникативные:
построение речевых высказываний.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: использовать способы действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения
- Для того, чтобы проверить, насколько вы внимательно читали тексты учебника, слушали друг друга, я предлагаю вам рассмотреть три фотографии картин знаменитого художника Исаака Левитана (приложение). Рассмотрите их, вспомните признаки осени в неживой природе, обсудите в парах и назовите осенние месяцы, которые изобразил художник, докажите свой ответ.
Выслушав ответы детей, учитель открывает названия картин, рядом с которыми расположены описания и названия месяцев. Учащиеся рассматривают картины, обсуждают. После обсуждения заслушиваются ответы. Познавательные:
определяют свою степень овладения материалом
Регулятивные: осуществление самоконтроля
III этап «Рефлексия».
8. Рефлексия учебной деятельности.
Подведение итогов. Самооценка.
Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние. - Незаметно подошёл к концу наш урок. Узнали мы с вами то, что хотели? Проверим, продолжив фразы (фразы появляются на экране):
- С наступлением осени в неживой природе происходят такие изменения…
- У большинства лиственных деревьев осенью…
- Осенью многие птицы …
- С приходом осени звери начинают…
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Подумайте и оцените свою работу на уроке.
- А как вы оцените работу класса в целом?
- Кому было трудно, дома прочитайте тексты учебника еще раз и составьте два вопроса к ним. Те ребята, которые затруднения не встретили, приготовят короткую презентацию на тему «Осенние изменения в жизни человека».
- Мне хочется узнать, насколько понравился вам урок, насколько хорошо вы сегодня работали на уроке. В этом мне помогут осенние листья, которые лежат у вас на партах. Оцените себя и свою работу, выберите лист, прикрепите на «дерево» (ствол дерева с ветками прикреплён к доске): зеленый цвет – работал в полную силу, с интересом; красный цвет – работал хорошо; оранжевый цвет – мог бы работать лучше; желтый цвет – было скучно, ленился.
- Мне приятно видеть, как вы нарядили дерево. Я рада, что вы честно оценили свою работу. Спасибо за урок. Учащиеся продолжают фразы, высказывают свои мнения. Затем прикрепляют «осенний листок» определенного цвета на ветки «дерева».
Личностные: внутренняя позиция школьника
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.