Урок по литературному чтению для 1 класса на тему Сказки народные и авторские


МБОУ Павловская СОШ с УИОП
Урок литературного чтения
Учебник:
«Литературное чтение - 1класс» ч.1
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
Л.А. Виноградская
(УМК «Перспектива»)
Учитель начальных классов
Алехина Ольга Ивановна
Тема: Сказки народные и авторские.
С.Я. Маршак «Курочка Ряба и десять утят»
Цели: 1. Создавать условия для формирования у учащихся понятий «народная сказка», «авторская сказка», для формирования умения относить сказку к той или иной группе, используя сделанные выводы, сравнивать сказки.
2. Создавать условия для развития речи, фонематического слуха, памяти, логического мышления.
3. Создавать условия для воспитания высокой учебной мотивации, интереса к чтению.
Формируемые УУД:
Л.: Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению, к чтению; оценивание жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 
Р.: Организация рабочего места; определение цели выполнения заданий под руководством учителя; определение плана выполнения заданий.
П.: Умение ориентироваться в учебнике; умение отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное, группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 
К.: Участие в диалоге на уроке; формулировка четкого ответа на вопросы учителя; соблюдение простейших норм речевого этикета; умение слушать и понимать речь других; умение участвовать в работе пары. 
Ход урока:
I. Оргмомент. (слайд 1)
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Чего вы хотели бы пожелать одноклассникам на этот учебный день?
- У кого сейчас хорошее настроение?
- Оно поможет вам активно работать на уроке, узнать много нового и интересного.
II. Актуализация знаний.
1. Повторение о звуках.
- Начнем строить «лесенку урока». Как называется 1 ступенька? (Мы знаем!)
- Чем мы занимаемся на этой ступеньке? (Повторяем.)
- Для чего повторяют то, что уже знают?
( Повторение по схеме «Речь»)
- Поиграем в известную вам игру «Большое ухо». (слайд 2)
- Для чего мы в нее играем? (Учимся точно слышать и характеризовать звуки речи)
- Как назвать всех, кого вы видите на этом слайде? (слайд 3) (Герои сказок)
- В именах каких героев встречается твердый согласный звук [к]?
- Дайте характеристику звуку, с которого начинается имя мультипликационного кота.
(далее дается ряд заданий подобного типа)
- Оцените свою работу на этой ступеньке урока.
(у детей на листках – ступеньки такие же, как и на доске, они оценивают свою работу зеленым, желтым или красным Пишичитаем – смайликом)
Тренировочные упражнения по чтению.
- Как называется 2 ступенька? (Мы умеем!)
- На этой ступеньке нас ждет «Читалочка-обучалочка». Откройте учебники на стр. 60. Из двух упражнений выберите то, которое вам по силам, отработайте его чтение целыми словами.
(при проверке 1 упражнения выясняется значение некоторых слов, в т.ч. слова «разбежались», делается вывод, что оно многозначное, о таких словах говорили на уроках русского языка; задача из 2 упражнения решается )- С героями какой сказки встретились в упражнении? (Волк и семеро козлят)
- Докажите, что это сказка.
- Оцените свою работу на этой ступеньке урока.
III. Целеполагание.
1. Создание проблемной ситуации.
- Пора подниматься на новую ступеньку. Как она называется? ( Мы хотим узнать!)
(открывается выставка книг с авторскими и народными сказками)
- Рассмотрите внимательно все эти книги, прочитайте информацию на обложках и назовите их одним словом. (Сказки)
- Вспомните тему прошлого урока. (Сказки)
- Пока не получается подняться на новую ступеньку. Но я попробую вам помочь. Посмотрите, что я делаю с книгами сказок.
(учитель расставляет книги в 2 группы)
Определение целей урока.
- Что вам захотелось узнать? (На какие группы делятся сказки?)
(вопрос помещается на ступеньку «Мы хотим узнать»)
- А чему хочется научиться? (Самим делить сказки на группы)
(вопрос помещается на ступеньку «Мы хотим научиться»)
- Это цели нашего урока.
IV. Совместная деятельность по достижению целей.
- Сравните сказки 1 группы и попробуйте назвать эту группу. (Народные сказки)
(соответствующая табличка помещается выше книг с народными сказками)
- Как догадались, что эта группа сказок так называется? ( На обложках всех книг есть слово «народная»)
- Эти сказки пришли к нам из далекой старины. Из них мы узнаем, как жили наши предки, чем занимались, что любили, над чем посмеивались. В этих сказках – мудрость народа и советы нам с вами, как жить. Поэтому народные сказки живы до сих пор. Эти сказки есть у всех народов Земли.
- Сказки каких народов на нашей выставке? (Русского, татарского, удмуртского)
- Где живут эти народы? (В России)
- На каком уроке вы об этом узнали? (Окружающий мир)
- Почему на этих книгах нет фамилий авторов?
- Сравните книги 2 группы и попробуйте ее назвать. (Авторские сказки)
(соответствующая табличка помещается выше книг с авторскими сказками)
- У каждой из этих сказок есть автор. На обложке книги обязательно есть его имя.
(рассматриваются книги, выясняются имена их авторов)
- Какой из двух целей нашего урока мы достигли? (Узнали, на какие группы делятся сказки)
- Оцените свою работу на этой ступеньке.
- Чему теперь будем учиться? (Делить сказки на группы)
- Порассуждайте, что нужно сделать, чтобы определить, к какой группе относится сказка?
(3-4 ученика выходят к доске и с книгой в руках рассуждают)
V. Первичное закрепление.- Продолжим учиться делить сказки на группы по учебнику. Откройте стр. 62. Перед вами 2 сказки: на левой и правой страницах. Какую из них мы отнесем к группе «народные»? _(На левой стр. «Курочка Ряба»)
- Почему? (Есть слово «народная»)
- Прочитайте задание после названия сказки.
- Кто хочет рассказать?
- Кто кого пожалел в сказке? (Курочка - деда и бабу)
- Кто написал сказку, помещенную на правую стр. учебника? (С.Я. Маршак)
(очень короткий, доступный рассказ об авторе)
- С.Я. Маршак написал много сказок. (слайды 5,6,7,8,9)
- Какие противоположные по значению слова встречаются в названиях сказок о мышатах?
- Как по-другому их называют? (Антонимы)
- Откуда вы это знаете? (С уроков русского языка)
- Все книги, которые вы увидели на экране, есть и у меня на столе. В течение учебного дня можно их почитать. Если вам понравятся сказки С.Я. Маршака, все эти и другие книги можно взять в нашей детской библиотеке.
- Как называется сказка, которую будем читать в учебнике? (Курочка Ряба и десять утят)
- Подумайте, о чем в ней может говориться? (Дети предполагают)
- Правильно ли вы предположили, узнаете, послушав сказку. Постарайтесь понять, кто кого пожалел в сказке Маршака?
(первичное чтение учителя)
- Что хочется сказать об услышанном?
- Кто кого пожалел? ( Баба – курочку Рябу)
(повторное чтение и анализ сказки по вопросам 1- 4 учебника - стр.65)
- К какой группе сказок относится эта сказка? Почему?
VI. Самостоятельная работа.
- Работа в паре. У вас на партах конверты с макетами обложек книг со сказками. Разделите их на группы.
- Проверьте свою работу по слайду. (слайд 4)
- Кто хочет дать оценку работе своей пары? (2-3 пары)
- Какой цели мы достигли? (Научились делить сказки на группы)
- Оцените свою работу на этом этапе.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Закончилась лесенка нашего урока. Продолжите предложения последней ступеньки. (Теперь я знаю… Теперь я умею…)
- Из списка действий выберите те, которые мы выполняли, чтобы достичь наших целей.
(на доске – таблица: слушали, читали, писали, считали, решали, рассказывали, рассуждали, думали, сравнивали, искали информацию в тексте, искали информацию в интернете)- Посмотрите на свою лесенку и оцените свою работу на уроке на экране «Хочу все знать»